Казань — Париж: чёрно-белое путешествие
В среде коллег известного мастера событие вызвало изумление. И не только по причине высокого уровня того, что он представил в качестве фотохудожника и автора макета издания.
Фотограф Фарит Губаев выпустил первый персональный альбом
В среде коллег известного мастера событие вызвало изумление. И не только по причине высокого уровня того, что он представил в качестве фотохудожника и автора макета издания. В то, что участник и автор многих коллективных фотопроектов, репортёр всех знаковых мероприятий города и республики только теперь, наконец, собрал под одной обложкой и предъявил миру накопившийся у него багаж фотовпечатлений, верится с трудом. Хотя это как раз не удивительно — требовательный к себе, он не гонится за суетливой славой.
В фотоальбом «Казань — Париж» вошли снимки, сделанные за последние десятилетия работы Фарита Губаева. На них запечатлена жизнь двух столиц — Татарстана и Франции. Выход книги в серии «Столицы культуры мира» автор и издатель приурочили к двадцатилетию сотрудничества ЮНЕСКО и Республики Татарстан.
Тематика альбома не случайна. Известно, что национальность — это не только гены, но в большей мере внутреннее ощущение причастности к определённой культуре, способность откликаться на неё. В этом смысле казанец и татарин Фарит Губаев всегда был человеком мира, «немножко иностранцем». Ещё в советские времена он, длинноволосый и голубоглазый, одетый в джинсу, своим внешним видом, бывало, вызывал чувство раздражения идеологически подкованных «товарищей». На их же замечания по поводу своей бороды находчиво отсылал последних прямо к бородам классиков исторического материализма. Сегодня рассказы об этом воспринимаются как анекдот.
Довольно долго он не выезжал за границу. «Мекка» фотографов, художников и кинематографистов Париж многие годы оставался далёким миражом; мечтой, очертания и атмосфера которой были знакомы по романам Эрнеста Хемингуэя и Генри Миллера. Образ желанного города визуализировался в кадрах кино «новой волны» и фотографиях гуру и кумира, знаменитого «чёрно-белого короля» Картье Брессона.
Увидеть столицу Франции воочию Фариту впервые довелось в 1995-м. Тогда же во время фотовыставки произошла неожиданная встреча с легендой; случился кадр, ставший визитной карточкой и талисманом. Речь идёт о знаменитом портрете Брессона. Много ли фотографов, которым удалось запечатлеть само божество, хотя бы и в три четверти оборота?
Вторая поездка состоялась десять лет спустя, в 2005-м, когда казанские фотографы представляли во Франции свои турецкие работы. Не так много времени, казалось бы, прошло. Но для фотографии рубеж Миллениума ознаменовал целый водораздел — в жизнь ворвалась «цифра»! Новые технологии давали безграничные возможности, будили азарт охоты за тенями и бликами, рисующими неуловимое для обычного глаза лицо города — его улицы, снятые с высоких точек панорамы, стеклянные кафе, деревья садов и парков, надгробия и аллеи Пер-Лашез.
Новое Тысячелетие принесло стремительные перемены и в жизнь родной Казани. По примеру Европы она «переоделась» в брусчатку, приросла богатым, местами вычурным новоделом; панораму улиц и площадей населили местные «химеры» — крылатые зиланты…
Случайно или нет, но камера Губаева улавливает сходства и своеобразие двух городов — созвучный ритм сетки кварталов, силуэты архитектурных доминант, атмосферу средневековой старины в соседстве со стеклом и бетоном, пёструю толпу обитателей двух космополитичных столиц, где мусульманский хиджаб легко дополняется сумкой-шопером с англоязычной надписью.
Интересно заметить, сколь разные персонажи составляют галерею городских портретов — это казанские художники Махмут Вагапов и Надир Альмеев, муза и жена Брессона, фотограф Мартина Франк и её коллега Сара Мун, рок-музыкант Борис Гребенщиков, исполняющий уличный концерт. Здесь же «люди мира» Андрей Тарковский и Рудольф Нуриев, с которыми Губаев пересекался однажды в своём городе — воистину неисповедимы пути человека с фотоаппаратом!
Фотограф рассказывает, что, работая над альбомом, он сделал для себя немало открытий. Обнаружил кадры, о которых уже забыл, по-новому взглянул на обыденные, казалось бы, сюжеты. Некоторые снимки относятся ещё к временам плёнки. «Зернистость» кадра в них передаёт великолепное качество печати альбома. Монохром играет бесконечными оттенками света и тени, благодаря применению технологии четырёх цветов.
Все мы помним, что произошло 15 апреля нынешнего года в Париже. Горел Нотр-Дам. Время после таких событий разделяется на «до» и «после». Громада символа Франции, Собора Парижской Богоматери, предстаёт в альбоме Фарита ещё «живой» и соседствует с фотографиями старейшего Благовещенского собора Казани. Мир уже никогда не будет прежним, но в кадрах остаётся другое — «запечатлённое время».
Дебютный альбом маститый фотограф называет «генеральной репетицией» и в будущем хотел бы выпустить большую антологию своих лучших работ. В его архиве накоплено немало ярких серий. Одна из них посвящена ветеранам Великой Отечественной войны, которых он снимал по всей республике к 70-летию Великой Победы. Проект с портретами Героев выставлялся в казанском «Манеже» и объездил весь Татарстан, но вот идея создания альбома на его основе осталась пока неосуществлённой. Близится 75-летие Победы, люди, увы, уходят. Иногда фотографу звонят уже вдовы тех Победителей, которых он снимал пять лет назад, с вопросами о книге. Хочется надеяться, что воплощение этого замысла найдёт реальную поддержку, и не оттого, что дата. А потому, что дело — достойное.
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев