+16°C
USD 71,22 ₽
Реклама
Архив новостей

Казанский след на сотни лет

Журнал "Казань", № 12, 2012

Когда в ТЮРКСОЙ возникла идея организовать скульптурный симпозиум в турецком Чанкыры, я вспомнила свои впечатления от поездки в марте нынешнего года в этот анатолийский город, где супруга мэра госпожа Зейнеп Перихан Динч встречала и провожала нас розами и апельсинами. Праздновали Навруз, организованный Международной организацией тюркской культуры в двадцати городах Турции, и единственный концерт, принёсший в Чанкыры весну из тюркских степей, стал настоящим триумфом Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан под руководством Айдара Файзрахманова.

Утром следующего дня, всё ещё чувствуя усталость, мы выехали на экскурсию по городу. Объявленная программа - соляная пещера, несколько достопримечательностей - не вызывала особых ожиданий. Обычный, как нам казалось, провинциальный городок с населением всего семьдесят тысяч жителей. Уже примелькавшийся горный пейзаж.
Однако всё стало восприниматься иначе, как только мы выехали из города и погрузились в величавую тишину окружающих его безлесных гор. Невысокие словно выбритые складчатые гряды, среди которых вилась дорога, поразили отсутствием растительности.

Причина вскоре открылась.

Соляная пещера возле Чанкыры - самая крупная и протяжённая в мире. Дорога от города заняла около получаса; подъехав ко входу в пещеру, мы не остановились, а, к изумлению всех сидящих в автобусе под их испуганные возгласы, въехали в неё и сделали несколько поворотов под тёмными сводами уходящих вдаль галерей! Высокие закопчёные своды, просторные ходы и ответвления в разные стороны - всё это из соли!

Горный инженер Мурад Бей рассказал нам о пещере, в которой соль добывается с незапамятных времён, и запасы есть ещё на пятьсот лет. Древние хетты, а затем и другие народы древности и средневе­ковья, создавшие свои цивилизации в Малой Азии, пользовались этим даром природы человеку. В городском музее можно увидеть знаменитые хеттские керамические сосуды, редчайшую коллекцию римского стекла и нумизматики.

Однако Анатолия способна поразить не только этими артефактами, рядом с ними совершенно неожиданные новые археологические находки, сделанные близ Чанкыры: останки саблезубого тигра (вторая находка в мире), древнего кабана, других позвоночных. Отголоски цивилизации хеттов, эллинистического мира и Древнего Рима всё ещё слышны и в самом названии города, которое просто озвучено на турецкий манер: Чанкыры - от столицы Пафлагонии Гангры (Кангры, Кангари).

Чанкыры, вытянувшийся с севера на юг,- вполне современный город, с достоинством сохраняющий следы древней истории. В старинных кварталах можно увидеть средневековые мавзолеи, мечеть одиннадцатого-тринадцатого веков с деревянными колоннами и кирпичным сельджукским минаретом. На одной из самых высоких точек города расположен госпиталь-медресе, известный памятник сельджукской архитектуры тринадцатого века, времени правления султана Алаад­дина Кейкубада. Здесь была создана первая больница (шифаханэ), в которой лечили музыкой. Над входом сохранилось рельефное изображение змеи - символа фармакологии.

Крупнейшая соляная пещера притягивает туристов, и связанный с ней туризм собираются развивать жители Чанкыры. Симпозиум скульптур из каменной соли был использован в этом смысле «на все сто». Мэр города Ирфан Динч и его замечательная команда организовали место работы для скульпторов так, чтобы сюда могли приходить экскурсии школьников.

Как и во многих турецких городах, художественное образование здесь в основном ограничивается обучением традиционным искусствам и ремёслам. Например, в построенном в восемнадцатом веке небольшом медресе Чивитчиоглу возле мечети времени Сулеймана Великолепного действует центр искусств и ремёсел: воссоздана обстановка османского жилища, собраны старинные предметы быта, преподаются искусство каллиграфии, эбру, даже музыка.

Изобразительное искусство в его европейских формах здесь не очень знакомо, поэтому работа скульпторов вызвала живой интерес буквально у всех жителей. Организаторы создали на симпозиуме необыкновенно творческую и добросердечную обстановку. Его участники с благодарностью вспоминают куратора - азербайджанского скульптора Саида Рустема, который уже четверть века живёт в Турции и стал здесь автором многих монументальных произведений.

Талантливые ребята из Татарстана Артур Давыдов, Дамир Закиров и Динар Салимов, выпускники скульптурного отделения Казанского художественного училища имени Николая Фешина, а сейчас студенты казанского филиала Суриковки, работали в течение месяца вместе с мастерами из Азербайджана, Казахстана, Кыргызской Республики, Гагаузии (Молдова), Крыма (Украина), Турции, российских Тывы и Башкортостана. Теперь они с волнением вспоминают этот опыт совместного творчества и общения, который важен для становления любого художника. Жители Чанкыры принимали их с настоящим восточным гостеприимством. Они съездили в Анкару и Стамбул, почувствовали близость языка и культуры хозяев, а также интерес турок к собственной истории и традициям. Захотелось, в свою очередь, познакомить коллег из разных стран с Казанью, показать наш великолепный город и его архитектуру.

Поразительно интересным скульптурным материалом оказалась каменная соль из пещеры Чанкыры! Она схожа с мягкими породами мрамора, её можно обрабатывать электрическими инструментами и вручную. Материал из древней пещеры был вполне под стать теме симпозиума, которой стали тюркские памятники Центральной Азии. Скульптуры из соли - изображения балбалов, древнетюркских воинов и героев средневековой истории, а также животных тюрко-монгольского календаря - будут демонстрировать посетителям в музее уникальной соляной пещеры. Теперь в ней остался и наш, казанский след.

Саттарова Лилия Илевна - представитель Министерства культуры Республики Татарстан в Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ).

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: