-1°C
USD 73,74 ₽
Реклама
Архив новостей

Любить!

Елена Титова — уроженка Ижевска, города, где и начался её путь в творчество: обучение в ижевской школе искусств, потом — художественно-графический факультет Удмуртского государственного университета. В этом городе впервые в 1996 году состоялась её первая персональная выставка.

Потом художница переезжает в Казань, где продолжает учёбу в Творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством знаменитого татарстанского художника Хариса Абдрахмановича Якупова, который стал для неё Учителем с большой буквы. Начало творческого пути Титовой было отмечено печатью реалистической школы живописи, отличающейся импрессионистическим началом, колористической изысканностью, интересными ракурсами, а также глубокой содержательной наполненностью. Елена Титова сразу показала, что в творчестве ей интересны сюжет, атмосферное настроение. Мастерство художницы по достоинству было оценено уже в 2001 году, когда она становится членом Союзов художников Рес­публики Татарстан и Российской Федерации.

Первая персональная выставка в Казани прошла в Литературно‑мемориальном музее А. М. Горького в 2002 году. Потом персональные выставки проходили регулярно (их было более десятка), и каждая из них становилась целым явлением, потому что Елена Титова всегда ставила перед собой цель удивить зрителя чем-то новым, непредсказуемым, создать цельный проект. Наиболее интересными можно назвать выставки «Элементарные конструкции» (2004) в Музее А. М. Горького и Центральном Доме художника в Москве, «Среда обитания» (2006) в Выставочном зале Союза художников Республики Татарстан, «Путешествие с Маленьким принцем» (2007) в Центре «Эрмитаж-Казань» («Казанский Кремль»), «Верю, надеюсь, люблю…» (2011) в Художественной галерее «Эбиволь», «Казанский чердачок» (2013) в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Один из последних персональных проектов, прошедший с большим зрительским резонансом — выставка «Она» (2017) в Музее-галерее А. Мазитова (Музейный комплекс города Казани).

Золотой шелест, шёпот детства. Х., м. 2018

Около родного дома шелестят берёзовые ветви золотом листьев, пыхтит самовар, стоят разноцветные ульи, колесо телеги, топится печь, запах дыма разливается над деревней.
На смену золотой осени катится зима, кружась кружевными белыми салфетками.

Цветёт бабушкин платок многоцветьем, напоминает о солнечных днях среди цветов и трав, о детстве далёком, но близком…

Несмотря на различные эксперименты со стилем, язык живописи художницы всегда декоративен своей орнаментальностью, локальным цветом. В композиции пространство искажается в пользу особой выразительности, и порой в нём нет земного притяжения, оно как особый духовный круговорот. Эта особенность манеры Елены Титовой во многом обусловлена тем содержанием, которое ею вкладывается в творчество — тепло дома, семейные связи, радости детства, духовное родство близких людей. Сама Елена считает, что основной ценностью в её творчестве сейчас можно считать «любовь и сопричастность к этому миру, к моим «корням», к моему роду, к моей семье, к культуре моего народа. Может быть, звучит несколько пафосно, но, на самом деле, человек — как росток, впитывает всё из окружения: и свою принадлежность к родной земле, к своей семейственности и к своему народу. А это вечные ценности, благодаря которым каждый может сохранить чистоту, духовность и преемственность поколений».

Семейная история (молитвами матерей). Х., м., коллаж. 2018

Нахлынули воспоминания о семейной истории. В ней вещи родных стали душевными участниками семейной истории. Самовар, у которого собиралась семья, папина любимая чашка, дедушкин рубанок и бабушкины чётки с платком, чей рисунок замысловат как сама жизнь…

Понятия широкие, их не опишешь просто словами или бытовыми сюжетами, и художница находит ту форму выражения, которая ближе всего визуально подводит зрителя к этим образам — калейдоскопическая, не имеющая системы координат, или центрическая, соответствующая круговой структуре орнамента платка. Платки, которые становятся частью её картин — раритетные, принадлежавшие определённым семьям. Потом работы, наполненные новым эстетическим содержанием, возвращаются к хозяевам, чтобы стать для них семейными оберегами («Семейная история», «Голубица», «Земля-именинница», «Родное гнездо», «Яблочный Спас» и др.). По краю этого «медальона» проходят, как декоративная рама, пейзаж, натюрморт, слова из писем. Используя платок, художница показывает собственную «галактику» из атмосферы дома, семейного сада, деревеньки, любимого городка.

Земля Именинница. Х., м., коллаж. 2017

Летит птица счастья от одной души к другой, любовью полнится мир. Сегодня красный праздник, сегодня Земля — Именинница!

Тот же приём включения реальной семейной реликвии можно встретить в работах, обрамлённых рамой старинного зеркала. И так же рама играет свою роль, только свое­образного «окна», в какую‑то иную, более что ли «идеальную», пасторальную действительность. Собственно, и сами изображения в таких работах — «Солнечный сказ», «Ягодки», «Светёлка», «Лето красное», «Она», «Зимка» — напоминают своей атмосферой работы начала ХХ века, создаваемые «мирискусниками». В этих работах привлекает оригинальный симбиоз разных жанров — пейзажного, исторического, мифологического и бытового. Результатом является яркий дух сказочности, дополненный сочинёнными самой художницей короткими строчками в этом же фольклорном стиле. Она шлёт зрителю послания любви и доб­ра, чтобы они нашли для себя духовные силы жить дальше…

Ахметова Дина Ирековна — искусствовед, лауреат Премии Министерства культуры имени Баки Урманче.

Она. Оргалит, м. 2017

Она — это целый мир… Крутится колесо прялки, бежит время. У девичьего детства — своя радость, у молодости и зрелости — другая. Вера, надежда, любовь красной нитью проходят по жизни женщины, пуская вестников счастья в женские судьбы.

Девчушка надела красный сарафан из семейного сундука. Дух поколений слился воедино, даря ей силу, мудрость и радость бытия.

Светёлка. Оргалит, м. 2018

В ней всегда безмятежно, светло и пахнет пирогами. Прялка, мир уюта и детства прежних лет, смотрит на Казань, на рябиновые гроздья, встречая теплом первый снег.

Солнечный сказ. Оргалит, м. 2016

Катятся яблочки наливные — молодильные, да по салфеточке кружевной, да по окошечку!

Сказ о вечерке яблочном, да полноводном, да августовском, таком же терпком, как во времена прабабушек наших…

Зимка. Оргалит, м. 2016

Зимка румяная пришла, последний месяц гостит!

Собаки перебраниваются пустобрёхом, чудо зимнее — снегирей стайки, бежит ребятня — радуется, ноги сами несут по снежку вдоль изб да изгородей.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: