Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Любовь и пепел

Журнал "Казань", № 10, 2013 О премьере балета «Золотая орда» Новый сезон Татарский государственный академический театр имени Мусы Джалиля открыл мировой премьерой балета «Золотая Орда» на музыку Резеды Ахияровой. Хроника времён распада великой империи Улус Джучи, рассказанная языком танца, уже сама по себе «история», ведь последняя национальная балетная премьера состоялась...

Журнал "Казань", № 10, 2013

О премьере балета «Золотая орда»

Новый сезон Татарский государственный академический театр имени Мусы Джалиля открыл мировой премьерой балета «Золотая Орда» на музыку Резеды Ахияровой.

Хроника времён распада великой империи Улус Джучи, рассказанная языком танца, уже сама по себе «история», ведь последняя национальная балетная премьера состоялась на казанских подмостках шесть лет назад - речь идёт о «Сказании о Йусуфе» Леонида Любовского. Автором либретто в обоих случаях стал поэт Ренат Харис, а в качестве хореографа‑по­становщика выступил хорошо известный всем поклонникам Терпсихоры петербуржец Георгий Ковтун. Последний уже вполне заслужил звание фаворита казанского балетного ангажемента: здесь им ранее с успехом были поставлены «Пер Гюнт», «Спартак», и даже опера «Кармен».

По словам автора либретто нового балета Рената Хариса, мечту о создании фундаментального полотна по мотивам истории Золотой Орды он лелеял достаточно давно и даже написал драматическую поэму «Идегей». На её основе по заказу театра композитор Рашит Губайдуллин начинал создавать оперу, но не успел завершить своего замысла - ушёл из жизни. Идея же балета возникла в процессе бесед Хариса с директором театра Рауфалем Мухаметзяновым, её охотно поддержала композитор Резеда Ахиярова. Двух авторов - музыки и либретто - объединяет давний творческий тандем, успешным плодом которого стала в своё время опера «Любовь поэта».
Если проследить за «исторической» нитью в творчестве Ахияровой, то ранее ею были созданы такие симфонии, как «Кол Гали», оратория «Чингиз Хан», сценическое действо «Шёлковый путь», триптих «Страницы истории». Названий, связанных с персонажами татарских хроник, немало в антологии современной музыки и в целом. На первый взгляд, может даже показаться, что для творчества многих сегодняшних композиторов это весьма благодатный и беспроигрышный тренд, ведь достаточно вспомнить, каким успехом у публики пользуется фрагмент «Ставка Тамерлана» из оперы москвича Александра Чайковского «Сказание о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в исполнении татарстанского Государственного симфонического оркестра. Воинственная, ярко-визуальная оркестровая пьеса, она стала одним из эффектных бисов коллектива. Потому-то «Орда» априори настраивала на обилие батальных сцен, буйства диких степных ритмов, торжество необузданного «азийства» на сцене.

Однако вопреки ожиданиям перед зрителями развернулась по-шекспировски изысканно разыгранная драма человеческих отношений. И в этом - без пафоса - главная ценность постановки, в которой судьбы истории неразделимы с линиями человеческих жизней. Главные персонажи спектакля - хан Тохтамыш, его военачальник Мурза Идегей, сын Мурзы Нурадин, дочь Тохтамыша Джанике, советник хана, Визирь. Драма разыгралась вокруг влюб­лённых друг в друга Нурадина и Джанике, на которую положил глаз коварный Визирь. Интриган и «серый кардинал» при дворе Тохтамыша, он оклеветал перед хозяином Мурзу, с целью убрать соперника и занять ханский трон. Бежав в Самарканд, в вотчину грозного Тимура, Мурза вернулся оттуда с войском и нанёс последний удар по ослабленной междоусобицами некогда могущественной империи. Страна обратилась в пепел, погибли влюблённые, трон занял Тимур.

Доминирующий над «историчностью» лиризм и психологизм действа в полной мере воплощён и в партитуре балета. К слову сказать, музыкальным руководителем и дирижёром премьеры стал Рустем Абязов, впервые выступивший в амплуа балетного дирижёра.

Короткая увертюра сразу погружает зрителя в симфонию звуков Великой степи, но с первым же появлением персонажей на сцене темы приобретают выпуклые очертания их характеров. Внешнее оформление спектакля с самого начала переносит зрителя в дворцовую атмосферу, со своим этикетом, ритуалами и, конечно же, интригами, как частью ритуала… Декорации ханского Сарая выполнены по канонам большого имперского балета. Филигранно выписаны детали восточных интерьеров и архитектуры, роскошь ордынской придворной жизни воплощена также в костюмах ручной работы, которые в своей декоративности напоминают порой иллюстрации учебника. Всё это парадоксально подчёркивает условность существования персонажей и лишний раз напоминает сакраментальное «мир - театр…». Необыкновенно «читаемым» на фоне других участников действа выглядит облачённый в серые одежды Визирь. Его гротескный, уродливый образ талантливо воплотил Нурлан Канетов.
Помимо традиционно-реалистических героев на сцене присутствуют и трансцендентные персонажи - дух хана Батыя, влачащий за собой Арбу судьбы, меланхоличный и мятущийся призрак создателя Империи, мучительно взирающий на распад своего детища. Рисунок его партии исполнен ломаной пластики восточного гимнаста, кульминационным «соло» становится танец страдания и отчаяния под аккомпанемент солирующих струнных. Пронзительным контрапунктом в разные моменты спектакля становятся фигурки маленьких Джанике и Нурадина. До мурашек пробирает финал, в котором дети забираются на трон испепелённой Орды и маленький Нурадин, играя, примеряет золотой шлем Батыя. Закрывается занавес, стихает оркестр.

Кто-то из великих сказал, что всё уже было в этом мире и ничего нового не придумано. Создатели нового балета поведали нам отнюдь не очередную «печальную повесть» - хотя сам постановщик Георгий Ковтун провёл прямую аналогию главных героев с их почти современниками из итальянской Вероны. «Золотая Орда» - драма о маятнике человеческих страстей, раскачавших маятник истории. Старо, как мир, в который только любовь приходит снова и снова…

На книжных полках многих казанских семей можно встретить в соседстве два красочных тома - «Кыйсcаи Юсуф» Кул Гали и подарочное издание «Идегея» с иллюстрациями Байназара Альменова. Символично, что после постановки балета «Сказание о Йусуфе» на музыку Леонида Любовского на подмостках Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля появился новый хореографический дастан - балет Резеды Ахияровой «Золотая Орда», в основу сюжета которого легла история перипетий между ханом Тохтамышем и его военачальником Мурзой Идегеем.

Фото Николая Чумакова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев