Сервис временно недоступен.
USD 73,75 ₽
Реклама
Архив новостей

Магия чисел и волшебство муз

Журнал "Казань", № 12, 2012

Впечатления из залов III «Абязов-фестиваля»

Несколько лет назад, ещё в самом начале моей работы журналистом, первым из разряда «персон», кого пришлось интервьюировать, был Рустем Абязов. «Рецепта сюрпризов у меня нет»,- признался тогда маэстро, отвечая на мой вопрос о том, как ему удаётся бесконечно удивлять публику сочетанием академизма и абсолютной нетривиальности? Ведь меломаны хорошо помнят как средневековые барочные программы оркестра «Ла Примавера», так и их «джинсовые» концерты, да и многое другое. Лукавил ли музыкант?

Не раскрывать всех секретов творческого процесса, конечно же, его полное право. Но событие, которое дирижёр подарил пуб­лике под занавес года, выделяется даже в ряду его собственных планов, заявленных в начале концертного сезона - «скрипки, большой и маленькой». К слову сказать, в «скрипичном ключе» казанцев ждут интересные встречи с солистами-виртуозами, ближайшие - во время фестиваля «Искусство смычка» в феврале 2013 года.

Ну, а 2012-й музыкант решил проводить по-особому, организовав III «Абязов‑фес­тиваль» с символическим названием «Объединяя музы». До сих пор серии именных концертов маэстро, как правило, подгадывал к своим круглым, или же «полукруглым» датам. Но на сей раз решил не дожидаться очередного юбилея, а заинтриговать публику магией чисел, о значении которых теперь не говорит только ленивый: цикл из четырёх вечеров фестиваля проходит с 12.12.12 по 21.12.12. Сам организатор, похоже, не очень‑то верит в назначенный календарём Майя на этот срок «конец света» - иначе стал бы он рисковать и приглашать участников события из самых дальних его уголков, самого Нью-Йорка, к примеру?

По словам маэстро Абязова, фестиваль «Объединяя музы» проходит в принципиально новом формате, собирая под своей эгидой не только музыкантов разных стилей, но и талантливых представителей театра, живописи, песочной анимации, хореографии. Идея подобного синтеза вынашивалась музыкантом практически весь последний год и обрела реальные очертания благодаря отклику давних творческих единомышленников дирижёра - Казанского хореографического училища, Национального музея, а также весомой поддержке Министерства культуры республики.

Каждый из четырёх концертов фестиваля отличается оригинальной концепцией. Первый вечер под названием «Транзит: Буэнос-Айрес - Париж - Казань» презентует публике блестящую триаду родственных инструментов - латиноамериканского бандонеона, аккордеона и традиционной татарской гармоники. С точки зрения схожести их тембров в таком сопоставлении всегда есть доля риска. Но ведь в том и соль, чтобы уловить и оценить все тонкости оттенков и различий! На руку успеху «эксперимента» сыграл и подбор солистов. Бандонеонист Александр Митинёв из Санкт-Петербурга на сегодняшний день один из «топовых» молодых музыкантов, последователь традиций Астора Пьяццоллы, яркий виртуоз и самобытный аранжировщик. В его исполнении на фестивале представлен ряд премьер - концерт «Анконкагуа» самого Пьяццоллы, сюита «Аргентинец в Лувре» Г. Бейтельманна (сочинение по мотивам живописных полотен «Хромой мальчик» и «Свобода, ведущая за собой народ»). Выступление аккордеониста Владимира Еремеева - не первый совместный проект музыканта из Альметьевска и оркестра «Ла Примавера», и специально к III Абязов-фестивалю для солиста были сделаны аранжировки известных номеров из балета Чайковского «Щелкунчик», задуманные к исполнению вместе с «живыми картинками» студентов хореографического училища. Ведущий же казанский гармонист Ринат Валеев впервые исполняет на фестивале переложение скрипичной абязовской сюиты на народные темы. Помимо премьерных «изюминок» концерта, его особенностью является сопровождение музыки песочной анимацией Елены Ермолиной. Впервые, кстати, художница и маэстро сотрудничали во время съёмок фильма «Вдохновлённый Тукаем» Николая Морозова, и это знакомство в дальнейшем вылилось в ряд интересных совместных проектов.

При всей любви маэстро Абязова к открытиям, новый фестиваль не отменяет его приверженности золотым «хитам». Об этом, помнится, он также говорил в одном из своих интервью. Знакомые названия, собственно, и обыгрываются в формате «шкатулки шедевров», а сам концерт «Остров духовных сокровищ» из миниатюр Сен-Санса, Свиридова, Хачатуряна и других, проходящий на площадке экспозиции Национального музея Республики Татарстан с участием артистов качаловского теат­ра, переносит в знакомую «фирменную» атмо­сферу «бисовых» вечеров коллектива.

А вот следующий концерт - оркестра и американского трио «Sketchy Black Dog», тоже, кстати, состоящий из хитов, но на этот раз роковых,- напротив, создаёт ощущение совершенно нового звучания знакомых тем. О коллективе под управлением джазового пианиста Миши Пятигорского и о нём самом стоит сказать отдельно. Музыкант справедливо считается представителем русской ветви современного американского джаза. Покинувший СССР в восьмидесятые годы, он получил образование в престижной Манхэттенской школе музыки, стал лауреатом премии Телониуса Монка, сегодня является одним из наиболее востребованных музыкантов, пишет для кино, много выступает и уже гастролировал в России вместе с ведущим отечественным джазовым пианистом Даниилом Крамером. Между прочим, одним из предков Миши Пятигорского был легендарный виолончелист Григорий Пятигорский, хорошо знавший Фёдора Шаляпина. Так что в каком-то смысле Казань для него - город не посторонний. И именно концертом в нашем городе музыканты из США открывают свой большой тур по городам России.

В программе Абязов-фестиваля трио из Америки исполняет музыку «Битлз», Джимми Хендрикса, Дэвида Боуи, Эрика Клэптона, Стинга, а также оригинальные композиции самого Пятигорского в сопровождении оркестра «Ла Примавера». Для музыкантов из США это - своего рода премьера, первое исполнение программы в сопровождении большого струнного состава. Сочетание вроде бы уже и не редкое, но благодаря оригинальным аранжировкам и манере игры джазменов оставляющее абсолютно неповторимое, поражающее свежестью и темпераментом впечатление. Оно совсем не похоже на банальное переложение знакомых мелодий, а являет, скорее, их оригинальные реминисценции, настроению которых созвучны песочные анимации другой участницы концерта - художницы Ляли Явкиной.

Яркая игра жанров «по нарастающей» всегда требует не менее яркого заключения. Таковым, несомненно, стал финальный концерт III Абязов-фестиваля «London Bridge (Музыкальный мост Темза - Волга)».

Почему вдруг Лондон? - первый вопрос, возникающий при чтении афиши. Отчасти он расшифровывается её названиями: «Вестминстерские колокола» Л. Вьерна и Концерт для органа с оркестром Генделя (дедушка Гендель, если помните, много творил в честь британской короны). Сочинения для органа звучат в исполнении Лады Лабзиной. Ну, а если Английскую сюиту для струнного оркестра Х. Перри и Битлз‑Кончерто гроссо П. Брейнера сдоб­рить соло волынщиков этнического ансамбля «Айриш виски» и завораживающими гитарными вариациями казанца Виталия Харисова на известную тему «Гринсливз» - то здесь уж и вовсе можно легко представить себя в декорациях туманного Альбиона…

Кстати, тема театра здесь проскользнула не случайно, и самое время представить одного из главных участников заключительного концерта фестиваля. Олег Сакмаров, легенда рока, мультиинструменталист, а заодно - одноклассник и друг Рустема Абязова. Поэт, композитор и исполнитель недавно открыл новую «театральную» ипостась своего творчества, приняв участие в спектакле Глеба Панфилова «Аквитанская львица» с Инной Чуриковой на сцене культового Ленкома. Спектакль стал одной из нашумевших премьер, а выход Олега Сакмарова в нём с сольным исполнением песни «Королева» - одним из немногих примеров участия рок-музыканта в театральной постановке. И именно прослушивание Рустемом Абязовым сакмаровского альбома «Святой и грешник», куда входит и «Королева», породило идею совместного выступления рок-группы «Зёрна» и оркестра «Ла Примавера». Аранжировки для совместного исполнения друзья музыканты Абязов и Сакмаров создавали, можно сказать, коллегиально. Музыка «Зёрен» с ярко выраженным кельтским колоритом, столь близким Сакмарову ещё со времён «Аквариума», естественно вписалась в «британский стиль» фестивального финала.

Выступление в Большом концертном зале для Сакмарова, как он успел поведать до концерта,- момент исторический. Эту сцену он помнит ещё со времён Актового зала консерватории, известной в народе «стекляшки», где, будучи школьником, выступал в составе хора под управлением Владислава Лукьянова, позже слушал Рахлина и Ростроповича… А по поводу концерта в день намечающегося «конца света» пообещал, что выступление должно стать неким музыкальным шаманством, «культурным камланием», направляющим движение мира в нужном направлении.

И, наверное, так и случится. Жизнь продолжится, но уже в новом качестве, с новыми сюрпризами, над которыми главный виновник события, я уверена, уже задумывается.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: