Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Мгновенья красоты от Зухры

Журнал "Казань", № 2, 2015 Даже тот, кто покупает цветы не чаще, чем раз в году, однажды, случайно или по совету знакомых придя в цветочный салон на улице Астрономической, дом № 3,- вернётся сюда непременно. Не потому, что цветы здесь дешевле и свежее, чем на рынке, а потому, что здесь...

Журнал "Казань", № 2, 2015
Даже тот, кто покупает цветы не чаще, чем раз в году, однажды, случайно или по совету знакомых придя в цветочный салон на улице Астрономической, дом № 3,- вернётся сюда непременно. Не потому, что цветы здесь дешевле и свежее, чем на рынке, а потому, что здесь он получает не просто цветок, или букет, или уникальную композицию, но ещё и нечто более существенное - мгновенье радости, которое невольно сохраняется в подсознании. Многие, обойдя десятки салонов и салончиков с манящими названиями, однако же едут на Астрономическую, где и место не бойкое, и вывеска едва заметная… Я думаю, причина в самой Зухре Нургалеевой. Она удивительная!
Коллеги по цветочному бизнесу удивляются Зухре: двадцать пять лет в этом бизнесе, а нет у неё ни загородного дома, ни бриллиантов, ни дорогой недвижимости, в переоборудование арендованного помещения под свой салон вложила столько денег, что это казалось им опасной авантюрой, которая когда‑то ещё окупится. Ну, что это за коммерция?
Да. Это больше похоже на любовь к цветам и к людям.
Вот почему французы, известные своей практичностью и даже скупостью, покупают цветы в триста раз! чаще среднестатистических россиян! Не потому, что они богаче нас. А потому, что больше нашего ценят мимолётные мгновенья радости и быстротечную красоту живых цветов. И улыбаются они чаще, чем мы. Это особенно заметно в первый день после приземления в российских аэропортах.
Я вовсе не восторженная дурочка. Нет. Я давно живу и знала много горя. И научилась дорожить каждой искрой счастья, а особенно теми, кто его излучает. Конечно, счастье каждый понимает по‑своему. Для меня это нежданная радость, тихая или бурливая, от того, что я вижу, слышу, ощущаю… не обязательно весело, иногда грустно или задумчиво, но всегда утешительно.
А для Зухры - каждый человек, как цветок, достоин любованья, потому что живой и благодарно отзывчивый на заботу, внимание или просто спокойный человеческий взгляд. И многие (осознанно или не очень) идут к ней как к психологу, которому не надо ничего рассказывать. Она и так всё видит и чувствует, поэтому каждая её композиция уникальна, даже если она всего из одной веточки. Её букеты так же неповторимы, как настроение, необходимое человеку сейчас, се­го­дня и завтра, когда, проснувшись, он вновь ощутит вкус беспричинной радости, как глоток свободы, необходимой для понимания, что его жизнь вовсе не бессмысленна, и проблемы даны ему для того, чтобы стать добрее, как эти цветы, уже отрезанные от жизни, но продолжающие дарить свою красоту.
Впервые я увидела Зухру аж в «одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом году». Я делала выставку весенних цветов от казанских садоводов в тогдашней университетской галерее искусств Наташи Аршиновой. Выставка всего на один день, бесплатная и для зрителей, и для организаторов. До открытия выставки оставалось полчаса, а я не успевала расставить все цветы по вазам и по местам, хотя и Наташа, и какие‑то девочки‑добровольцы мне помогали. И я заметила, как у одной из девочек цветочные композиции получились такими замечательными, что глаз не оторвёшь. Причём она делала их не спеша, но очень быстро - в её руках цветы как будто сами знали своё место и предназначенье. Это была Зухра. И саму Зухру, несуетную, молчаливую, хотелось разглядывать, как цветы в её композициях.
Мы познакомились. Я узнала, что она окончила художественную школу и художественное отделение театрального училища на курсе Татьяны Андреевны Зуевой. Работала художником во Дворце культуры имени Гайдара. Потом ей предложили создать цветочный салон во Дворце бракосочетаний. И несколько лет она организовывала «Балы цветов» в театре моды «Лик», полюбившиеся искушённой казанской публике.
В 1991 году за немалую по тем временам плату за учёбу Зухра поехала в Москву в только что созданную первую Школу аранжировки цветов. Никакой моды на цветочный дизайн тогда ещё не было и в помине. Только что бесславно закончился путч ГКЧП, трагически распалась огромная страна, сплошной дефицит на всё и вся, озлобленные люди в бесконечных очередях, сумасшедший рост цен и обнуление банковских вкладов… Кто пережил те годы - не забудет. И в это время в Москве был устроен первый Всероссийский конкурс флористического дизайна 1993 года, с освещением в центральной прессе и журнале «Цветоводство». Скудный выбор цветов, их тогда ещё не привозили из заграницы. На последние деньги Зухра купила семь роз, но стебель одной оказался надломлен и не выдержал заданную линию, а купить замену было не на что. Все знатоки посчитали её работу лучшей, и жюри, присудив ей четвёртое место, признало: если бы не сломившийся стебель, её композиция по праву получила бы первое место. А председатель жюри Надежда Осипова - автор только что изданной книги «Цветов таинственная сила» - подарила её Зухре со своим автографом.
В 2004 на конкурсе флористов в Казани на ВИКО Зухре единогласно присудили первое место. Ни призов, ни ценных подарков на этих конкурсах ещё не было, но было желание начинающих мастеров поучаствовать в этих творческих состязаниях, себя показать. А Зухре всегда интереснее на других посмотреть. Именно поэтому в свою первую заграничную поездку она отправилась в 2001 году в Мекку цветочной индустрии Голландию на международную выставку тюльпанов. Главным результатом увиденного стало вдохновение, Зухра получила толчок к дальнейшему развитию.
Природный художественный талант, подкреплённый солидным опытом и специальными знаниями, тонким душевным чутьём и бесконечной добротой, а ещё женская красота, естественная скромность, конечно, очень привлекают к ней людей, превращая случайных покупателей в постоянных клиентов. А то, что при этом она трудоголик с чрезвычайно высокой производительностью художественного творчества, сделало её незаменимой, когда за одну ночь надо украсить Ратушу к Тысячелетию Казани или аранжировать презентацию Универсиады для международной делегации, или заставить заиграть главную новогоднюю ёлку нашего города. Да едва ли не любое общественно значимое торжество с вручением наград не обходится без изысканных букетов от Зухры. К тому же цены у неё самые умеренные, а качество работы безупречное как по срокам, так и по результатам.
Друзья всё чаще критикуют Зухру за излишне скромную оценку своего труда, они‑то видят, как трепетно она относится к каждому заказу, расспрашивая о покупателе, как вдумчиво выбирает цветы и оформление, заботясь не о том, чтобы сделать его подороже, а о том, чтобы цветы оказались созвучны незнакомому получателю. А знаменитости, давно уже ставшие её знакомыми, избалованные подношением цветов, приятно удивятся, выбрав из множества букетов, оставленных на сцене и за сценой, цветы от Зухры, заберут их с собой в самолёт или поезд, чтобы порадовать домашних. Друзья настоятельно просят Зухру хотя бы фотографировать каждую свою композицию и выставлять её в Инстаграмме. А ей некогда это делать, да и не приучена она пиариться. Её родители - каждый незаменимый мастер в своей рабочей профессии, воспитывали пятерых детей в строгом уважении к другим людям, с безусловной ответственностью друг за друга и за собственные слова и поступки. И совсем не научили соперничеству, здоровому эгоизму и умению любить себя. Поэтому для Зухры гораздо важнее саморекламы, чтобы диалог цветов с конкретным человеком оказался душевно гармоничным. Может быть, гармония в отношениях человека с окружающим миром и есть высший смысл жизни?
Неустанное стремление к совершенству, умение учиться и осваивать новое в любимом деле, умение слышать людей, тем более советы близких, при этом сохраняя собственные ценности, не измеряемые деньгами - всё это и есть Зухра. Многие успешные ныне бизнесмены‑флористы начинали свой путь в профессию, работая под началом Зухры, и благодарны ей за уроки мастерства и человечности, называя её гуру флористики, зарядившей их своей любовью. Да, фактически Зухра стоит у истоков профессионального флористического дизайна в Казани.
Каждая встреча с ней долго ещё греет душу, как чудный летний вечер, безмятежно всплывающий в памяти. Японцы не зря стремятся увидеть цветущую сакуру (всего один день!), вдохновляющую их на преодоление трудностей жизни.
А Зухра нередко вспоминает рассказ нашей знакомой Татьяны Кирилловны (казанский садовод из посёлка Нагорный), которой давно уже нет в мире живых. Татьяна Кирилловна - молоденькая санитарка во время Великой Отечественной войны спасла немало жизней, вытаскивая раненых с поля боя. Чудом спасшаяся при раскулачивании семьи, погибшей по дороге в ссылку, не верящая ни в бога, ни в чёрта, не знавшая о красоте, которая будто бы должна спасти мир, но сполна испившая из бездонной чаши бед, она, освобождая с советскими солдатами Вену, была потрясена цветами на балконах этого города. Это потрясение, словно личное солнце, светило ей потом всю жизнь, и этот свет она завещала всем видевшим её сад.
Кто‑то и се­го­дня в заснеженном городе уверен, что цветы - это блажь, баловство, но пусть зайдёт к Зухре на Астрономическую, чтобы просто почувствовать, как отдыхает душа, и, возможно, не удержится, купит хотя бы одну цветущую веточку, чтобы завтра утром она пробудила в нём какое‑то новое удивительно человечное качество.
Цветы - не блажь, а высокое искусство, веками творимое природой, селекционерами, земледельцами и завершаемое Зухрой. Она смеётся в ответ на комплименты, скромно оценивая свой вклад в любимое дело. И разве можно измерить мгновенья счастья, которое она излучает? Ведь для доброты и таланта ещё не придумали единиц измерения.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев