Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Может, всё ещё только начинается?!

Вячеслав ЛОПАТИН «В этом мире случайностей нет»,- пел когда‑то главный «машинист» Союза. И как бы в подтверждение этого, ко­гда я записал последнюю песенку альбома группы «Кругозор» 1973 года, мне позвонил мой тёзка и товарищ по року Слава Чигасов: «А нет ли у тебя информашки про рок в Соцгороде?»

Обана! Бинго! Может, про всех нет, я то­гда не был казанским рок‑Пименом, но про тех, кто был со мной рядом в Соцгороде начала семидесятых, что‑то по­мню.

По крайней мере, четыре отличных казанских команды играли там примерно в одно время с разницей в пару лет.

Ансамбль «Серебряные гитары» Владимира (Жана) Бакланова. Чуваки исполняли по­чти четыре десятка битловских песен! Базировались в ДК имени Ленина, играли на танцах на веранде ДК «Строитель». В команде работали великолепные музыканты барабанщики Владик Щербаков (группа «Орфей»), Слава Купчик (джаз‑ансамбль Валентина Бакланова), Серёга Сапожников (группа «Зеркало»).

Рок‑группа «Волжане» Анатолия Корнилова и Виталия Курамшина со товарищи, база ДК «Строитель» (1969-1972), там же танцы. Играли в основном «инструменталки». Звучали фирменно. Особенно всех убивал гитарный Регент 30 и квакер Анатолия Корнилова.

Ансамбль «Волгари» Георгия Ефремова из ДК имени Ленина. Танцы на площадке в парке Дворца культуры. Играли советские и западные хиты. В основном в инструментальном варианте.

Группа «Кругозор» (с 1974 года «Звуки времени»), базировалась в ДК «Строитель». Там же играли на танцах. Свои песни плюс два‑три западных хита.

Ансамбль «Узоры», ДК «Строитель». Мансур Зарипов, Олег Фёдоров, Роза Набиева, Володя Маркелов, Толик Осипов (Маленький), Рафаэль (Рафа) Гайнетдинов. Играли на танцах всё - от «Свита» до мелодии из кинофильма «Джентльмены удачи».

Наверное, после нас появились и другие ребятки, но это уже другая история. Я же о своём. Каждый кулик хвалит своё болото.

С лета 1972 года - бит‑трио «Миражи» (Коньков - Ленский - Лопатин) стали вторым составом группы «Волжане». Мы заменяли основных на концертах в пио­нерлагерях, домах отдыха… Руководил нами или, как сейчас принято говорить, продюсировал Борис Егоров. Борис Николаевич дал нам новое имя - «Кругозор», оно ему очень нравилось: можно играть всё!

Но до всего мы так и не дошли. После ухода «Волжан» в клуб Льнокомбината танцевальную программу доверили играть нам. А с нами получилась неувязочка. Владислав Коньков и Вячеслав Лопатин были не только друзьями, но и соавторами музыки и текстов песен. Поэтому при подготовке репертуара «Кругозор» оказался настроенным только на свои вещи. Но делать было нечего, билеты проданы, народ мог снести Дом культуры. И так по недосмотру продюсера мы, по сути, первыми в городе стали играть целый танцевальный вечер из своих вещей. Плюс одну‑две империалистических. Особо стоит сказать о наших «боевых товарищах по року» - Андрюша Свирин, Костя Лахтионов, Рустик Гатауллин записывали нам новые альбомы западных команд. В магазинах ничего не было. Мы слушали на квартирниках «Флойдов», «Эмерсон», «Дип Пёпл»… И заряжались, пропитывались роком. К тому же наш ритм‑гитарист и вокалист Олег Фёдоров был фанатом «Битлз». У него мы слушали и альбомы квартета, и сольники великой четвёрки.

Удивительным было то, что нас никто не сдал. Никакие главлиты не ополчились. Видимо, всем всё было по фигу, что игралось и пелось на молодёжных площадках. Хотя, может, в центре города к этому относились строже?

Нас прикрывало то, что в рапортичках в отдел культуры для авторского гонорара Борис Николаевич вписывал имена Александры Пахмутовой, Арно Бабаджаняна и других композиторов из этого ряда, а мы лабали свой казанский довольно тяжёлый рок‑н‑ролл.

А ко­гда сгорела танцверанда в парке Дворца культуры имени Ленина, «молодая шпана» соцгорожан, а потом и ребят из других районов, что было в принципе сродни подвигу, ломанулась к нам на площадку ДК «Строитель». Это был Вудсток в ми­ниа­тюре. На танцпол не прорвёшься, парочки танцевали прямо в парке вокруг, благо аппарат позволял. Регент 60 с ревером из Ноты на голос, усилители УНЧ 50 и Моно 25, в инструментальных колонках 2А 9 с пищалкой и 4А32, гитары «Музима» и «Орфей». Итальянская «примочка» бустер Джем, самопальный квакер. Микрофоны Моно и МД 54. Это я для тех, кто в теме, перечислил. А для обычных читателей скажу проще: было громко! И жители близлежащих домов писали в исполком района. Сейчас я их понимаю, но то­гда… Мы почувствовали себя соцгородскими битлами. Нас встречали и провожали соответственно. Возле моего подъезда на Декабристов всё лето до глубокой осени, пока работал наш «Вудсток», дежурили девушки и ребята, которых сейчас назвали бы фанами. А то­гда без этого громкого звания они молча провожали меня до лифта и порой помогали нести гитару и примочки. Иногда мы знакомились ближе…

Звёздочку помог вылечить великолепный казанский гитарист Ильгиз Хамитов. Он вернул нас на землю: объяснил, где мы, а где Джимми, но наше маниакальное стремление играть и сочинять свои вещи… поддержал!

И следующий альбом «Кругозор‑74» мы сочиняли в нашем ДК «Строитель», пройдя медные трубы и школу настоящей рок‑гитары!

Соцгород дал старт многим отличным командам, и это достойно памяти и продолжения. Тем более что после ремонта и реставрации открылся Дворец культуры имени Ленина. А там по счастливой случайности работает заместителем директора один из лучших татарстанских звукорежиссёров и продюсеров Айрат Волков.

Так что, может, всё ещё только начинается!

Лопатин Вячеслав Юрьевич - заслуженный деятель искусств Респуб­лики Татарстан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев