На солнечной стороне
Журнал "Казань", № 12, 2016 Этюды к портрету художника Уходящий год завершается для нас круглой датой. Свой юбилей отмечает главный художник журнала «Казань» Григорий Эйдинов.
Журнал "Казань", № 12, 2016
Этюды к портрету художника
Уходящий год завершается для нас круглой датой. Свой юбилей отмечает главный художник журнала «Казань» Григорий Эйдинов.
В его «досье» немало высоких регалий и званий, он - заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат премии имени Баки Урманче, премии республиканского медиасообщества «Хрустальное перо» в номинации «Дизайн издания» и международной премии «ТЮРКСОЙ», шестикратный лауреат Всероссийского конкурса «Искусство книги», обладатель знака отличия «За безупречную службу Казани».
Доцент Казанского филиала Московского академического художественного института имени В. С. Сурикова, живописец и график, мастер плаката и книжной иллюстрации, дизайнер - во всех своих творческих ипостасях Григорий Эйдинов снискал признание и авторитет среди коллег, учеников и публики.
Список его работ постоянно пополняется - он участник международных пленэров, творческих лабораторий, симпозиумов, групповых и персональных выставок.
Произведения художника хранятся в фондах Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, НКЦ «Казань», музеях Елабуги, Кирова, Касимова, в турецких Чанаккале и Анкаре.
Высокие окна мансарды типовой хрущёвки выходят на юго‑восток. Большую часть дня помещение мастерской заливает свет солнца, ночующего где‑то в стороне Дербышек. Казань отсюда видна, как на ладони. В зависимости от времени года взору открываются то «картина маслом», то заснеженный офорт, то импрессионистический этюд дождливого межсезонья. Отсюда кажется, что центральная часть города смотрит на Заречье как нарядная - «на выданье» - старшая сестра. Слобода Ягодная, где прошло детство героя повествования и где сегодня располагаются мастерские художников, ещё хранит былые черты. Низкорослые домики поблизости толпятся, потихонечку заваливаясь и стеснительно пряча старость среди неухоженных зарослей. В каких‑то из них ещё зажигается по вечерам свет, но неизменно и незаметно они уходят…
Детство
Семья Эйдиновых происходила из Витебской губернии. Прадед и дед занимались выделкой кож, дома у них была небольшая мастерская. Трудились денно и нощно, как и многие поколения предков. Так продолжалось до тех пор, пока не наступили тридцатые годы. Тех, кто умел и любил работать, записывали в кулаки, разоряли и переселяли. Семья деда успела бежать прямо накануне ареста. С собой захватили только швейную машину «Зингер». Новая жизнь для них началась в Воронеже. Отец, Лев Аронович, не успев окончить школу по причине начавшейся войны, устроился работать на авиационный завод, который эвакуировали в Андижан. На заводе молодой человек познакомился с будущей женой Марией Львовной. С окончанием войны семья перебралась в Казань - Воронеж стоял в руинах… В 1946 году на свет появился их старший сын Гриша.
Дед Арон кроме всего прочего был сойфером - переписчиком священных текстов. Свою сакральную работу он выполнял, следуя тысячелетним канонам. Покупал на базаре телячьи шкуры, специальным образом выделывал их, получался пергамент - тоньше бумажного листа. Причудливая вязь строчек Торы и Талмуда выводилась нежным гусиным пером.
В те годы в стране начиналась борьба с космополитизмом. Происхождение и занятие потомственного сойфера стали достаточным основанием для его ареста. Однажды ночью в его дом ворвались люди в форме и, перерыв всё вверх дном, увели. Целых полтора года Гриша вместе с бабушкой ходили к зданию тюрьмы под Кремлём, чтобы, выстояв длинную очередь к окошку‑амбразуре, сдать передачу. В конце концов деда выпустили. Живым. Можно сказать - повезло. Скольким ведь и «не повезло»… До конца своих дней Арон Давыдович, будучи уже наполовину парализованным, заботливо водружённый женой на стул и подвязанный полотенцем, продолжал ослабевшей рукой выписывать на пергаменте вечные слова. Воздавал ли так благодарность за то, что выжил? Просто ли продолжал делать дело? Как бы то ни было…
Сегодня имя Арона Эйдинова входит в мировую энциклопедию сойферов.
С раннего утра отец уходил трудиться на Казанский вертолётный завод, был бригадиром термистов, закаляющих металл. Мама работала на шорно‑седельной фабрике бухгалтером. Весь день Гриша проводил у бабушки. В редкие минуты между бесконечными хлопотами она присаживалась, чтобы развлечь внука рисованием. Рисовала человечков, собак, кошек, машины и дома. Мальчик с интересом за этим наблюдал, а потом пытался повторить.
Стоит ли говорить, что мама и папа не то чтобы даже мечтать не смели о том, что их старший ребёнок станет художником. Скажем прямо: они совсем не имели этого в виду. Ни в коем случае! Что за профессия такая - художник? Едва ли их убедило бы тогда и то, что витебская сторона, откуда росло семейное древо Эйдиновых, дала миру Шагала, Цадкина, была связана с именем Малевича…
Свои первые шаги в рисовании маленький Гриша Эйдинов делал в художественной студии общеобразовательной школы № 81. Руководитель студии однажды велел срочно отправляться в клуб кожевенного объединения, где объявили набор в открывавшуюся художественную школу. Зачислили в тот приём всех желающих, но тех, кто рисовал получше, брали сразу во второй класс. Среди них оказался и Гриша Эйдинов. Директора школы Михаила Андреевича Григорьева его воспитанники до сих пор вспоминают с необыкновенным уважением и любовью. Импозантный и породистый, прошедший войну, он был истинным представителем почитаемой профессии Учителя. Об уровне преподавания во вновь открывшейся школе говорит хотя бы то, что, проучившись в ней всего два года, Григорий Эйдинов с блеском выдержал экзамены в Казанское художественное училище и стал самым молодым студентом. А художественная школа № 3 теперь носит имя знаменитого татарского графика Байназара Альменова.
Его университеты
В училище преподавали, конечно же, мастера - Лев Потягунин, Рашид Тухватуллин, Анатолий Сысоев. Но музой и настоящей богиней для студентов была Ляля Михайловна Кальюранд, выпускница Таллинского художественного института. О неординарности этой женщины слагают легенды. Современная, модная, образованная красавица, она источала бесконечные идеи, заряжала искрой творчества и заражала духом свободы. Этот дух витал в самом воздухе, цепляя своим вирусом особо восприимчивых - что тогда, на излёте «оттепели», грозило серьёзными осложнениями. Хрущёв уже успел разгромить выставку к тридцатилетию МОСХа в Манеже, а чиновники от искусства учили наизусть речь Ильичёва о борьбе с абстракционизмом.
В Казани, в Доме учёных, открылась подпольная выставка Алексея Аникеенка. Студенты училища, потрясённые и впечатлённые, оставили в книге отзывов своё восторженное признание. Что после этого началось… Таскали в райком комсомола, грозясь исключить из его рядов, что автоматически ставило крест на карьере человека. В итоге всем объявили выговор.
«Борьба с формализмом» коснулась нашего героя и во время защиты диплома. Тема работы выпускника - «Земля и небо». На картине он изобразил старуху, воздевшую к небу руку - с приветствием ли, с крестным ли знамением?.. Обращено оно было проплывавшему в вышине космонавту в красном скафандре в натуральную величину. Ясно, что сюжет никуда не годился, потому что такого в природе не бывает. Попахивало условностями. Тему диплома не утверждали. В конце концов строптивого и упёртого выпускника вызвал «на ковёр» директор училища Юрий Иванович Петров. Каким‑то образом ему удалось наставить «формалиста» на путь истинный. После того разговора дипломник отправился в литейный цех завода и сделал целую серию этюдов о кузнецах. Один из них до сих пор хранится в его мастерской. От работы так и пышет жаром раскалённого металла и хочется наблюдать её немного со стороны, чтобы уберечься от летящих искр… Соцреализм, однако!
Две работы Григория Эйдинова, которые он выполнил во время учёбы в Казанском художественном училище, входят теперь в золотой фонд художественного образования России. Сложно поверить, но сегодняшний доцент факультета графики Казанского филиала Московского академического художественного института имени В. И. Сурикова, к которому приходят заниматься даже студенты с других отделений, сам штурмовал приёмные комиссии столичных художественных вузов целых девять раз! Каждый раз абитуриент набирал высокие баллы, но не проходил по конкурсу и прекратил всякие попытки после того, как ему недвусмысленно напомнили о «пятой графе» анкеты. Высшее образование Григорий Эйдинов получил уже будучи художником с именем, востребованным профессионалом и семейным человеком.
Для своих студентов Григорий Львович старается быть и строгим наставником, и чутким воспитателем, и заботливым «продвиженцем». Его ученики постоянно участвуют в выставках «Молодая графика». Работу Алексея Цыбисова «Первый парень на деревне» заметил и высоко оценил Минтимер Шарипович Шаймиев. После этого ничего не оставалось, как преподнести графический лист в дар первому президенту Татарстана!
Солдату и не снилось…
Жизненные университеты Григория Эйдинова включают и армейский эпизод, в котором есть одна интересная «закольцовочка» сценария его судьбы. Военную повинность он отбывал в Казани, в стрелковой части, располагавшейся в Кремле в здании, где в XIX веке было Казанское пехотное юнкерское училище. Служба не ограничивалась, как следовало бы ожидать, только лишь оформлением «красного уголка» гарнизона, потому что выпускник художественного училища имел ещё и высокий разряд по стрельбе. Так что «отстреливаться» на учениях приходилось за всю дивизию.
Здание, где когда‑то обучались юнкера, а после революции несли службу солдаты Советской армии, за последние десятилетия сильно преобразилось. В 2005 году в одном из его подъездов открылась художественная галерея «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. На выставке, посвящённой этому событию, работу героя публикации, хранившуюся в фондах музея, повесили именно на ту стену, у которой когда‑то располагалась койка рядового Эйдинова. Вот вам и совпадение!
{gallery}lvovish{/gallery}
Почём хлеб для художника?
Уже со времён Серова, Бакста, Билибина высокое искусство покинуло рамы полотен и шагнуло в повседневность в виде сценических декораций, роскошных интерьеров модерна, афиш, театральных костюмов, иллюстраций модных журналов и книг… ХХ век начал требовать от художника универсальности, вместе с тем дал возможность, наконец, расстаться с амплуа голодного непризнанного гения. Появилось немало способов практического применения своего дарования. Это, между прочим, немаловажно. Потому что, как любит повторять Григорий Эйдинов, он никогда особо не зависел от закупочных комиссий и не писал специально для продажи. Чем жил, спросите? Работал. Вы не ослышались - ходил на работу. Для того, чтобы оставаться свободным художником.
Работа на Казанском предприятии торговой рекламы стала для него как способом заработка, так и хорошей профессиональной школой. Помимо оформления разного рода «продающих текстов», нужно было придумывать эскизы для подарочных новогодних пакетов, обёрточной бумаги и тому подобного. Бывало даже, что сооружал ледяные скульптуры, придумывал модели одежды, оформлял театральные и цирковые афиши, костюмы и декорации. Из тех времён память хранит незабываемые встречи с Эмилем Кио, Олегом Поповым, Юрием Никулиным. О них Григорий Эйдинов написал небольшие воспоминания, которые несколько лет назад были опубликованы на страницах журнала.
В 1990 году Григория Эйдинова пригласили в группу столичных художников для разработки нового герба Российской Федерации. Пригласили единственного из провинции. Художники слушали лекции геральдистов и историков и около двух месяцев рисовали эскизы. Через какое‑то время после окончания работы и возвращения в Казань Григорию Эйдинову пришло благодарственное письмо о том, что его двуглавый орёл наряду с пятью другими был отмечен Борисом Ельциным.
Сегодня Григорий Эйдинов является автором многочисленных логотипов и фирменных стилей, в том числе казанской «Вечёрки», он создал немало метафорических плакатов к крупным событиям культурной жизни, оформлял празднование юбилеев Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля в Казани и Москве, по его дизайну изготавливаются две главные государственные награды Татарстана - ордена «Дуслык» и «За заслуги перед Республикой Татарстан», мастерство прикладного графика ценят и зарубежные заказчики.
Что характерно, самое интересное из своей жизни Григорий Львович рассказывает не под запись - в неформальной обстановке, и многие детали остаются «за кадром». На призывы писать мемуары он обычно морщится и отвечает: «Надо во всём быть профессионалом», в чём, на мой взгляд, непростительно скромен.
Мир книги
Так мы, наконец, подошли к отношениям героя повествования с литературой и книгой. Отношениям настоящим и высоким. И здесь он - безусловный профессионал!
Наша книга детская, детская‑советская! Смелая и честная, верный друг ребят… До сих пор помнятся строчки стихотворения, которым открывался яркий сборник «Звёздочка». Были ещё «Искорка» и «Флажок», которые полюбились целому поколению маленьких советских читателей. Оказалось, что с Григорием Львовичем заочно мы были знакомы ещё со времён моего детства. С возрастом это знакомство продолжилось на страницах книг Булгакова и набоковской «Лолиты», обложка которой вовсе не била в глаз эротической чувственностью.
Проработав в Татарском книжном издательстве более двадцати лет, Григорий Эйдинов оформил несколько сотен книг мировой классики, русских писателей, произведения национальной литературы - сказки Тукая и Алиша, сборник сочинений татарских писателей для детей «Фируза» и многие другие.
Его иллюстрации поражают яркостью и самоценностью наравне с первоисточниками. Графику к «Мастеру и Маргарите» можно назвать отдельной главой романа. В иллюстрациях к Маркесу - видится сон и сонм причудливых образов, в обложке к «Собору Парижской Богоматери», на которой изображена готическая громада Нотр‑Дам‑де‑Пари - как будто портрет самого Гюго - «глыбы» мировой литературы.
Когда‑то Григорий Эйдинов сделал серию карандашных листов к «Печальному детективу» Виктора Астафьева. Будут ли они изданы?.. А хотелось бы! Есть что‑то «норштейновское» в рисунках, в сюжет которых художник вплёл образы и персонажей реальной жизни - знакомый подъезд с алкашами из дома на улице Восстания, где когда‑то жил, кабинет в издательстве с обшарпанным столом, трещинами потолка и «лампочкой Ильича»; угол улиц Пушкина и Некрасова с несохранившимся старым домом… Остаётся только гадать, как происходит таинство перетекания текста в зрительный образ?
Проявлением «литературной линии» творчества Григория Эйдинова можно назвать его графические работы, посвящённые Пастернаку. Серия создавалась к празднованию 125‑летия со дня рождения поэта и прозаика в Чистополе, в Мемориальном музее Бориса Пастернака. Лаконичные образы этих листов, выполненных темперой с использованием белого, чёрного и коричневого цветов, передают ощущение «гения места» провинциального городка, где Пастернак жил в годы эвакуации. Все картины связаны с конкретными местами, многие из которых становились неизбежными «героями» произведений писателя. На одной из них - его кабинет, с керосиновой лампой, томиком Шекспира, стаканом чая, геранью на подоконнике. А за окном, в пяти минутах ходьбы - аж дух захватывает от одной мысли! - дом врача Авдеева, прототипа Живаго… На иллюстрации к «Предчувствию» поэт стоит, прислонившись к старому дереву с подрубленной вершиной. А на заднем плане - угол дома, где жила муза другого поэта, звали её Зайтуна… Как не вспомнить здесь строки о судьбы скрещеньях?
Иллюстрации Эйдинова можно смотреть и долго читать, и невольно приходишь к размышлениям о сегодняшней неосторожности в отношении идеи бумажной книги, которая становится, якобы, не нужна. Но ведь если утонет «бумажный кораблик» - за бортом окажется и целая традиция; захлопнется дверь, ведущая в миры писателей.
Возвращение блудного сына
В реальной жизни художник Григорий Эйдинов любит путешествовать и является автором огромного количества этюдов и картин, привозимых с пленэров и просто поездок. Как правило, после каждой из них, будь то Турция, Сербия, Крым, старинные Яранск, Касимов или Гороховец - рождается новая выставка. Каждое новое место становится возлюбленным уголком.
Рассматривая живопись Эйдинова, удивляешься - насколько же она солнечная! Солнцем разогреты античные крепостные стены турецкой Каппадокии и белые домики балканских улочек; на горной гряде Ай‑Петри полыхают рыжие отсветы крымского заката… Солнце присутствует даже в волшебных ночных пейзажах Елабуги и Свияжска - отражённое диском луны и сообщающее земле, деревьям, силуэтам храмов неземное свечение гефсиманского сада. И слышится пение цикад… И небесный нимб, как церковный свод, вторит космической музыкой…
«Радость смешивать краски» - так художник выражает своё отношение к живописной ипостаси. И эта радость рождает на полотнах игру бесконечных оттенков, бликов и теней. Кажется, подойди к любой из картины спустя час - и тени на ней сдвинутся вслед за ходом солнца. Так всё живо и зыбко.
«Возвращение блудного сына» - одна из последних живописных работ Григория Эйдинова. Известный библейский герой изображён на ней вернувшимся к почерневшим старым воротам и покосившемуся дому. На нём измятая табличка с названием улицы «Комму…» - а дальше не читается. Из почтового ящика на заборе вываливаются нераспечатанные письма, послания в никогда. Солнце куда‑то спряталось - тревожное ощущение затмения, герой картины на тёмной стороне… «Как‑то поймал себя на том, что большая часть работ не связана с Казанью… Много ездил, много видел, много запечатлел… И вдруг однажды оказался у дома, где очень давно снимал жильё. Резануло… Больше всего поразил почтовый ящик…» - объясняет художник смысл картины. Картины‑покаяния - смелого, ответственного, беспощадного и требовательного акта в отношении себя.
Насколько он справедлив, решать только ему самому. Но здесь невозможно не напомнить о большом количестве «казанских» работ Эйдинова - живописи, графики, акварелей; есть у художника целый «Казанский альбом» и серия «Тайны Казани». Уже восемнадцать лет, как он занимается оформлением журнала «Казань», который давно стал одним из ярких явлений города. Да и многие гражданские поступки художника связаны с отстаиванием интересов местного профессионального сообщества. Безусловно, патриотичны - без всякого пафоса - его графические листы, посвящённые нефтяникам республики, которые художник создал после своих поездок в Альметьевск, Бавлы и другие нефтяные районы республики.
В плену Свободы.
Вместо эпилога
«Надо возделывать свой сад»,- говорил устами своего героя известный просветитель. Эта метафора вполне применима к образу мысли и жизни Григория Эйдинова. Его существование - бесконечный труд и постоянное движение, совсем как в песне про мельника композитора Франца Шуберта. Если Григорий Львович не оформляет журнал, значит, он у себя в мастерской на «Шоссейке». Если его там нет - то, видимо, он на занятиях со студентами. Если же его нет и в родном институте - почти наверняка на дворе лето, а это означает, что искать его надо на загородной «фазенде» - заодно попробуете редкий южный сорт ежевики и первые поспевающие (эх, не задались нынче, мелковаты!..) арбузы. Самодельное вино из двух сортов винограда - муската и изабеллы - об этом и напоминать не надо. Но если нет его и там, то, считайте, всё… Уехал! И не один - с этюдником и толпой студентов, на пленэры. Или с женой Галей - открывать очередные палестины, где все нормальные люди отдыхают, а он будет ходить с альбомчиком и карандашами и рисовать.
К суете и круговерти жизни он относится философски и с юмором. Есть у художника картина «Порыв ветра», которую сам он называет аллегорией Свободы. В синей выси колышутся, подхваченные ветром, сохнущие рыбы - эйфория и иллюзия парения обречённых на съеденье… Ведь это, если вдуматься, про нас с вами - летящих по жизни, глотающих наживки ложных целей, и наивно полагающих, что выбираем их сами. Впрочем, известно, что некоторая диалектика в нашей жизни всё же неизбежна. Так было и так будет. И художник относится к этой неизбежности с мудрой иронией. По этому поводу сочинил даже четверостишье:
Нас блаженства омывают воды,
и счастье, кажется, невдалеке…
Уже хрустальные сверкают своды
Свободы! - на коротком поводке…
Свободному художнику, ему не удалось избежать - и слава Богу! - счастливых пут житейских обязательств: вырастить дерево (или целый сад), построить дом (дачу или баню), воспитать сына (целых двух, плюс дочь), дожидаться очередного внука… Да! - на выходных не забыть свозить жену Галину в столицу - посмотреть выставку искусства бидермайера! Вот так. А вы как думали?..
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев