Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Нарисуем, вылепим, напишем БУДУЩЕЕ

Журнал "Казань", № 6, 2012 По классам казанской Суриковки - с диктофоном История Казани - студенческой столицы отсчитывает уже не первый век. Многочисленные вузы города каждый год выпускают специалистов в самых разных областях знаний. Казанский филиал Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, открытый в январе 2008 года,...

Журнал "Казань", № 6, 2012

По классам казанской Суриковки - с диктофоном

История Казани - студенческой столицы отсчитывает уже не первый век. Многочисленные вузы города каждый год выпускают специалистов в самых разных областях знаний.

Казанский филиал Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, открытый в январе 2008 года, безусловно, выделяется из этого общего ряда. Как, впрочем, любой творческий вуз. И если большинству обывателей понятно, чему и для чего учат будущего врача, адвоката или архитектора, то учебные будни представителей творческих профессий часто представляются неким пребыванием в замке из слоновой кости. Однако так ли это?

Для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, побываем внутри известного всем здания в русском стиле на улице Карла Маркса, где более века назад начинала свою историю Казанская художественная школа и сегодня продолжают штурмовать вершины мастерства будущие графики, живописцы и скульпторы. Их-то самих обо всём и расспросим.

***

К концу мая занятия в институте в основном уже заканчиваются, и студенты с головой погружаются в подготовку к экзаменационным просмотрам. Небольшие интервью ребята дают, практически не отрываясь от работы.
Первыми меня встречают студенты графического отделения. Словно упреждая вопрос о смысле будущей профессии, третьекурсница Мария Соколова из Йошкар‑Олы подмечает: «Всё, что создано в мире - по сути, создано воображением художника, ведь так? Возьмите одежду, архитектуру, любую форму - в основе их лежит творческое воображение».

Не согласиться с этим трудно.

Далее же ребята рассуждают о тонкостях специальности художника-графика.

- Живописец передаёт образ посредством цвета. График - с помощью штриха. В его работе присутствует большая филигранность,- говорит застенчивая, но непосредственная Надя Степанова из Ижевска.

- Для искусства графики свойственны более тонкие градации. Если в живописи основным понятием является цвет, то в графике - главное тон. Помимо этих вещей, здесь нас учат искусству различных шрифтов, книжной иллюстрации, знакомят с лучшими образцами печатной графики,- присоединяется к разговору Андрей Семёнов, приехавший из Чебоксар.

- Графика - это особое видение мира,- продолжает Мария Соколова.- Это определённый язык, чёткость, конкретика, тщательный отбор средств выразительности. Я пять лет училась на живописца, и дальше мне стало интересно овладеть именно графикой. В институте мы изучаем старинные техники офорта, линогравюры, литографии. Самостоятельно научиться этому практически невозможно, для этого нужны специальные довольно дорогостоящие станки. Здесь они, к счастью, есть.

- Но актуальны ли сегодня старинные техники? Практически всех эффектов и на компьютере добиться можно…

Андрей:

- То, что делается на компьютере, можно сравнить с ширпотребом. Ручная техника - эксклюзив. В ней несравнимо большая ценность.

Мария:

- Современная техника не может заменить индивидуального оттиска. Заметьте, насколько похожи друг на друга иллюстрированные с помощью компьютера современные детские книжки, или мультфильмы. И вспомните советские мультики, которые рисовались от руки…

Надежда:

- Даже если тиражировать оттиск гравюры, то каждая копия будет выглядеть по-разному. В них будут ощущаться почерк и дыхание мастера.

- Но будет ли востребован высокий ручной труд?

Мария:

- Такие вопросы - к самим себе, прежде всего,- у нас, конечно, возникают. Есть опасения: то, что ты делаешь, окажется не нужным большинству. Поэтому художник должен быть универсалом. Чем больше ты умеешь, тем меньше вероятности остаться не у дел. Так было во все времена. Вспомните Леонардо, или Серова, которые помимо живописи и скульптурой занимались, и графика у них была великолепная. Васнецов архитектурные эскизы создавал.

Андрей:

- Сегодня художник наиболее востребован в областях книжной и журнальной графики, можно реализовать себя в области рекламы. Если брать живопись, то с точки зрения коммерции спросом пользуется, прежде всего, салонная. То, что можно назвать высоким искусством, оценит, скорее, узкий круг ценителей.

- Для чего же тогда творить?

Андрей:

- Нужно провести для себя границу между ремеслом для заработка и чистым творчеством. Последнее - так или иначе, но будет востребовано. Организуются выставки, которых ждут знатоки искусства. Участие в них, в свою очередь, работает на имя художника. Поэтому, по большому счёту, приоритет должен оставаться за творчеством.

Надежда:

- Быть художником - сложно. Ещё сложнее найти своего зрителя. Но это совершенно необходимо. Пусть даже это будет не толпа людей, а небольшой круг. Когда параллельно с учёбой в Ижевске я работала в художественной мастерской по изготовлению этнических украшений, мои работы демонстрировались на фестивалях и выставках. Люди их покупали, значит - нравилось. Это воодушевляет.

Мария:

- Я участвовала в выставке «Край марийский» у себя на родине, и мой педагог по философии приобрела мою работу «Рябина». Это очень приятно, правда, когда твои работы нравятся…

- Сложно ли, будучи студентом, участвовать в выставках?

Мария:

- Смотря какая это выставка. Здесь, в Казани, к студентам относятся довольно лояльно, всячески им помогают. В Йошкар‑Оле в этом плане несколько строже. Работы студентов оцениваются без скидок на ученичество, наравне с профессионалами.

- Художник учится всю жизнь. В чём основной смысл его пребывания в институте, что он должен успеть за это время?

Андрей:

- Нужно постараться ответить для себя на вопросы, для чего и как делать своё дело.

Мария:

- Для настоящего художника не существует временных рамок. Он совершенствуется постоянно. Всё зависит и от степени одарённости. Бывает, что человек, окончивший только училище, уже - мастер. А кому-то и диплом о высшем образовании не поможет. Однако есть вещи, которые сложно изучить самостоятельно. Для этого необходимы опытные наставники, система обучения, совет мастера. Мало кто здесь, в институте, уже сможет изменить твоё мировоззрение. Но вооружиться средствами для его выражения - это и есть задача ученичества.

***
Наставница студентов-скульпторов, известный казанский скульптор Асия Миннуллина, говорит о том, что, как правило, породу ваятелей с детства отличают беспокойные руки. Несомненный же плюс профессии она видит в том, что искусство скульптуры, прежде всего,- физический труд, столь пользительный для человека в наш перегруженный информацией век. Скульпторы, говорит она, гораздо менее склонны к созерцательности и творческой рефлексии, нежели графики или живописцы. Напротив, их отличает большая тяга к осязательности, стремление к непосредственному взаимодействию с материалом.

С удивлением замечаю, что в её группе больше девушек, нежели молодых людей. На это Асия Минвалиевна отвечает, что и в традиционно мужской профессии женщина виртуозно проявляет свойственные ей рационализм и смекалку, какие обычно демонстрирует в кулинарии, рукоделии, ведении семейного бюджета и прочих делах. Ведь если приложить к рукам голову - чему здесь и учат,- то можно значительно сократить количество физических усилий.

Познакомимся ближе с этими необычными барышнями.

Студентка Зульфия Мухамедьянова пришла в институт спустя некоторое время после окончания художественного училища, уже будучи мамой. Высшее образование для скульптора просто необходимо, считает она. В художественных школах, где традиционно начинают своё образование будущие живописцы и графики, нет такого предмета как лепка, азы профессии скульп­торы получают только в средних учебных заведениях, а учёба в вузе даёт возможность отшлифовать навыки.

Желание творить в объёме у Ксении Зубковой проявилось, когда она была студенткой художественно-графического отделения Удмуртского университета, готовящего педагогов изобразительного искусства для школ. В программу обучения студентов входила лепка, и именно в это время руки энергичной девушки в буквальном смысле слова ощутили истинное призвание. Даже на итоговый экзамен вместо живописной работы она представила объёмную композицию.
Среди детских книг Илемби Осиповой случайно оказался том с биографией Веры Мухиной. Всякий раз, беря его в руки и смотря на портрет метрессы советской скульптуры работы Михаила Нестерова, она робко ставила книгу на место с мыслью о том, что читать её ей ещё рановато, но, спустя некоторое время, непременно снова к ней возвращалась…
Вопрос о том, где учиться, решился для неё в одну ночь, когда, будучи уже студенткой Чебоксарского педагогического института, она узнала, что в Казани, в Филиале Института имени Сурикова, открывается отделение скульптуры.
Луиза Бобокулова приехала в Казань из далёкого Нижневартовска. Любимым предметом в художественной школе для неё была керамика, позже Луиза стала студенткой художественного училища в Уфе. Неожиданное известие о том, что теперь диплом прославленного художественного вуза - Суриковки можно получить совсем недалеко, в Казани, не оставило для неё сомнений…

Единственный молодой человек, которого мне удалось застать в мастерской в цветнике девчат, Артур Давыдов признался, что у него-то решение осваивать дело ваятеля созревало долго. Сыграло роль общение с ребятами-скульпторами в училище, где Артур занимался керамикой, а позже - знакомство с самой Асиёй Миннуллиной.

На вопрос о том, для чего приходят ребята осваивать непростое дело, Асия Минвалиевна отвечает, что призвание - это болезнь, которая сильнее человека. Тем не менее, по её словам, в наше время, в отличие от тех же лет застоя, профессия скульптора куда более востребована. Связано это с развитием культуры городского ландшафта, бурного частного строительства, возрастающей потребностью и возможностями человека украшать окружающее пространство.
Сами ребята чётко осознают, что сразу после выхода из стен альма-матер на них вряд ли обрушатся дорогие заказы. Путь скульптора - забег на длинную дистанцию. Зульфия делится сентенцией из книги известной американской женщины‑скульп­тора о том, что успеха в профессии представительницы слабого пола если и могут достичь, то не раньше пятидесяти лет. Многие же выпускники отделения скульптуры московских вузов обязательно проходят этап подмастерья у мастера, и у каждого он длится разное количество времени. Браться сразу за серьёзную работу ещё и не совсем ответственно, считают они. Для творческого роста необходимо участие в выставках, вступление в Союз художников, который может обеспечить мастерской. В насущном же плане они полагаются на то, что сегодня довольно востребовано ремесло мелкой пластики. С развитием туризма возрос спрос на сувенирную продукцию, и коммерческую выгоду могут принести изделия из глины, керамики и дерева. Как бы ни было, но руки скульптора заняты всегда.

***
Говорят, можно судить о человеке по тому, как он говорит о своём деле. Встретившая меня на отделении живописи третьекурсница Екатерина Манько с внешностью героини русской классики столь же поэтично и проникновенно поделилась мыслями и об особенностях этого вида искусства.

- В основе живописи лежит реалистическое отражение мира, честное и искреннее изображение натуры. Для меня это наиболее эмоциональный и непосредственный взгляд. Графика отчасти является стилизацией, в некоторой мере - упрощением предмета. График должен скрывать некоторые черты изображаемой натуры, а живописец, наоборот, их раскрывает. Суть живописи прекрасно выражена в романе Оскара Уайлда «Портрет Дориана Грея»: изображая предмет, мы в первую очередь выражаем себя.

- Что важно при этом ухватить за годы учёбы, помимо ремесла?

- В Казани сложилась большая традиция классической живописи. Достаточно назвать имя Фешина, чьей коллекцией обладает наш музей изобразительных искусств. Но нам, студентам, очень хотелось бы обогащать свой кругозор и в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Если бы поездки туда проводились чаще и длились дольше по времени - это было бы бесценным опытом для нас. Сами мы согласны на самые аскетичные условия таких выездов, главное - посмотреть подлинники шедевров. Счастливейшими моментами учёбы для нас являются пленэры. Незабываемые воспоминания связаны с поездками на остров-град Свияжск и в старинный Яранск…

Катя надеется, что в будущем она и её однокашники будут востребованы именно в Казани и Татарстане, что культура здесь будет прогрессировать так же, как экономика и спорт. Сегодня пробиться молодому художнику достаточно непросто, участие в выставках требует затрат на оформление и транспортировку работ, на некоторых из них - в «Арт-галерее», к примеру,- нужно платить за место. Без помощи семьи для студента это просто невозможно, хотя и является необходимым этапом становления и продвижения.

Свою точку зрения на будущее выпускника института высказал и присоединившийся к нашей беседе третьекурсник‑жи­вописец Руслан Камидуллин. Дипломированный художник может реализоваться практически в любой творческой сфере - фотографии, дизайне, рекламе, телевидении, кино, считает он. Главное - не замыкаться в рамках узкой специальности, а осваивать и смежные направления, постоянно расширять круг навыков и совершенствовать их. В будущем сам он планирует заниматься росписью стен, оформлением экстерьеров зданий, и уже сегодня обретает первые опыты этого ремесла. «Пользуясь случаем», богатырского вида юноша с зычным голосом попросил поведать читателям также и о том, что в институте кипит спортивная жизнь (это при отсутствии спортзала!), ребята участвуют в студенческих матчах по футболу и баскетболу, у них есть уголок спортивных достижений. Это, конечно, импонирует! Я с удовольствием выполняю просьбу Руслана.

Поговорить с живописцами‑первокурсниками удалось во время небольшого перерыва в занятиях с натурой - моделям ведь тоже нужно отдыхать.

- Не жалею, что поступила на живопись,- говорит Карина Латфуллина. - Если до этого в моём арсенале был только карандаш, то теперь - кисть и целая палитра. График воспринимает мир более конструктивно. Живописец более чувственен, он работает пятнами, цветом.

- Что вы, первокурсники, ощутили, переступив порог института?

Евгений Коромысло:

- Учёба в институте - это уже накопление опыта, так как основную профессиональную базу мы получили в училище. Здесь нам предоставлено больше самостоятельности.

Лейла Фаизова:

- Огромное значение имеет авторитет преподавателей, настоящих профессионалов, маститых художников.
По признанию ребят, регалии и статус их учителей не порождают внутреннего барьера, который может возникнуть между неоперившимся студиозусом и мэтром. Напротив, говорят они, их наставники часто не жалеют личного времени, сил и участия, чтобы помочь ученикам даже в обыденных житейских ситуациях.

На примере своих преподавателей ребята понимают: искусство сегодня - удел фанатов. Человек, выбирающий профессию по призванию, часто не думает о том, принесёт ли она ему материальную выгоду. Хотя вопросы об этом задают и заботливые родственники, и друзья. Но, как говорит первокурсница Виктория Яков­лева, ощутив вкус любимого дела, никогда не пожалеешь о своём выборе. А критерием правильности этого выбора является то, что ни в чём ином себя уже просто не представляешь.

В будни студентов-творцов погружалась Айсылу МИРХАНОВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев