Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Околдованный сказкой

Журнал «Казань», № 2, 2017 Александр появился на свет в частном доме в Кировском районе Казани в обыкновенной советской семье­: мама работала на заводе, папа был профессиональным водителем.

И мальчик жил обыкновенной жизнью, пока не произошло то, что навсе­гда изменило её!

С детства мечтательный Саша любил игрушки и сказки. Однажды он попал в Казанский те­атр кукол на спектакль «По щучьему велению» - и впечатлительный мальчик был буквально околдован. Маленькие со­здания в руках артистов оживали, точно перемещались по ширме, выразительно жестикулировали, и Саша порой забывал, что это куклы! Представлялось, что он сам - часть волшебного действа.

Покорённый волшебством мальчик стал поклонником этой страны сказок. Незаметно пронеслись детство и все школьные годы, в которых Александр, уже заражённый творчеством, находил самые разные площадки для те­атральных выступ­лений - двор, пио­нерский лагерь… Выбор будущего пути был предрешён. И после школы совсем ещё юный парень поступил в Казанское те­атральное училище.

Ему преподавали такие звёзды казанской те­атральной сцены, как Анна Фёдоровна Гацулина, Юнона Ильинична Карева, Нина Вячеславовна Алексеева, педагог по сценическому движению Роза Гавриловна Филлипенко, а мастером курса была корифей те­атра кукол - Людмила Александровна Дьяченко, выпустившая из своего гнезда много поколений артистов‑кукловодов. Именно здесь Саша раскрыл свои творческую даровитость, трудолюбие, необыкновенную целеустремлённость и смелость, которую во время учёбы, да ещё будучи старостой курса, приходится проявлять часто. К окончанию учёбы не было сомнений: те­атр кукол - его призвание.

Александр приходит в Татарский государственный те­атр кукол «Экият». Он органично вписывается в труппу и сразу заявляет о себе как перспективном и талантливом артисте. Профессионализм и старание привлекли внимание главного режиссёра те­атра Ильдуса Насиховича Зиннурова и режиссёра‑постановщика Людмилы Александровны Дьяченко - Карпеев становится исполнителем главных ролей в спектаклях.

Необыкновенное внешнее обаяние, красивый тембр голоса, хорошие вокальные данные, выразительные пластика и сценическая речь вкупе с добрыми гусарскими усами помогают найти путь к сердцам детей и быть естественным на сцене. Александр прекрасно чувствует куклу и обладает несравненной способностью к трансформации. Ему с одинаковым успехом удаются не только комедийные, но и драматические роли. Каждый из со­зданных им образов неповторим. Нихати из спектакля «Глаза змеи» - это любящий отец и муж, готовый на самопожертвование ради семьи. Снеговик из спектакля «Солнышко и снежные человечки» наделён удивительной добротой и мягкостью характера. Александр очень легко и обаятельно покоряет детскую аудиторию, через простые эмоции и поступки доносит до ребят глубокие чувства и высокие мысли. Люциус из спектакля «Чёртова мельница» - неповторимый искромётный, пластически выверенный персонаж, на котором держится вся интрига действия. О Емеле из сказки «По щучьему велению» невозможно говорить без восхищения - более три­дцати пяти лет Александр Пор­фирь­евич играет эту роль с неизменным юным задором и ловкостью.

Карпеев создал свыше ста образов, в основном главных героев спектаклей. Великолепны Волк из «Золотого цыплёнка», Ёж из «Гусёнка», Носорог из спектакля «Носорог и Жираф», Кот и Жених в «Морозко», Снеговик в сказке «Котёнок на снегу», Джик из героической легенды «Алтынчеч», Принц в «Золушке», Падишах из «Невесты падишаха», Щелкунчик, Инспектор в «Зелёной волне», Алып в «Сказании о Казани»…

Герои Александра Пор­фирь­евича стремятся через сказку донести до детей непреходящую ценность справедливости, доброты и счастья. Сам он все­гда с большим удовольствием участвует в концертных номерах эстрадной программы «Паппет‑шоу», придуманной Людмилой Дьяченко. Тут и филигранное исполнение роли утончённой поп‑дивы Уитни Хьюстон, и безудержная энергия в номере «Русская красавица». Вершина программы - номер «Поролоновая фантазия», точно и лаконично актёр работает с обыкновенной губкой, превращая её в невероятные фигуры. Вот уже долгие годы этому номеру рукоплещут зрители многих городов и стран.

{gallery}kar{/gallery}

Директора те­атра Розу Саит­нуровну Яппарову, опыт которой не даёт усомниться в том, что те­атр - это коллективный труд, Карпеев радует постоянным погружением в дела общего кукольного дома.

Артисты - люди особенные, подверженные «приступам» постоянного самоутвер­ждения. Иногда это отодвигает их от зрителя. Александр Пор­фирь­евич ни разу не подвёл свою детскую пуб­лику. Особенно в самой любимой своей роли - Деда Мороза, в которой между самолюбованием, кривлянием и со­зданием образа для настоящей новогодней сказки существует тонкая, по­чти неуловимая грань, перейдя которую, главный персонаж представления может испортить волшебство. У героя Карпеева вот уже сорок лет Дед Мороз - настоящий, он приносит детям радость, радует практически каждого персональным приветствием и даже не забывает брать самых маленьких зрителей на руки. А они, несмотря на достаточно пугающую седую бороду, видят добрые глаза долгожданного волшебника.

Карпеев - прирождённый лидер. С детства, ко­гда собирал вокруг себя соседскую детвору и устраивал представления, он быстро становится душой компании, в теа­тре у него - непререкаемый авторитет. Вот почему Александр Пор­фирь­евич, замечательный организатор и талантливый артист, уже долгие годы успешно трудится в качестве помощника режиссёра. Сооружает невидимый на первый взгляд мостик между руководством и актёрами.

Александр Пор­фирь­евич - любящий муж, отец трёх воспитанных на доброте те­атральных спектаклей детей, заботливый дед. В прошлом году большая семья Карпеевых с огромным совокупным трудовым стажем работы в теа­тре кукол стала одним из призёров в конкурсе на звание «Лучшая трудовая династия Татарстана».

В свои шестьдесят лет народный артист Респуб­лики Татарстан Александр Карпеев остаётся по‑детски непосредственным, искренним, способным удивляться и удивлять. И понятно, почему: только такой человек может приносить детям радость.

Карпеев Константин Александрович - заведующий музеем театра.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев