Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Открытия Сергея Максимова

Журнал "Казань", № 9, 2014 Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Борис Пастернак В сентябре...

Журнал "Казань", № 9, 2014
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Борис Пастернак
В сентябре нынешнего года фотограф Сергей Максимов празднует полувековой юбилей. Почти пятнадцать лет из пятидесяти он занимается фотографией. Сегодня Максимов профессионал, один из самых востребованных мастеров в Казани.
А до этого у уроженца Пестречинского района Татарстана была самая что ни на есть стандартная биография человека перестроечной эпохи: армия, казанский завод, невыплата зарплаты и сокращение. Пришлось заняться коммерцией. В отличие от многих, Максимов в ней преуспел. Но параллельно с этой жизнью развивалась и иная, творческая линия - время досуга заполнялось занятиями чеканкой и резьбой по дереву, а также любительской фотографией. И только в 2000 году, будучи уже вполне зрелым человеком, Сергей Максимов обратился к фотографии всерьёз.
Сам он, по­чти как анекдот, рассказывает о том, почему решил заняться фотографическим искусством профессионально, как делом жизни. Совершенно оторванный от творческих кругов Казани, он полагал, что в городе практически совсем нет профессиональных фотографов, а он вполне мог бы заполнить эту «пустующую» нишу. В сущности, эта неосведомлённость оказалась ему на руку: если бы не она, не случилась бы фотографическая судьба, ведь казанская школа фотографии настолько известна и авторитетна, что её не «испугал» бы неофит. (А в том, что Казань - город фотографов, Максимов убедился достаточно скоро, и с некоторыми «классиками» его связывают теперь дружеские отношения.) Серьёзность намерений была подкреплена в 2001 году окончанием курса начальной подготовки при Московской академии фотографии, где были получены основные навыки фотодела и сформировано отношение к фотографии как к искусству. Максимов неоднократно становился дипломантом и победителем различных фотоконкурсов (например, на фотофестивале «Портрет эпохи» в Казани).
Первая персональная выставка «Без названия» прошла в 2006 году в Выставочном зале Союза художников Республики Татарстан. На ней были показаны все достижения фотомастера за шесть лет. Максимов собрал здесь работы, выполненные во всех фотографических жанрах, и явил себя сложившимся профессионалом. Особенностью его творческого почерка становится приверженность классическому стилю в фотографии. В 2008 году Максимова приняли в Союз фотохудожников России.
Сегодня Сергей Максимов - фотограф, в первую очередь, студийный. Казань славится прежде всего своей документальной, репортажной фотографией, но Максимов уже из другого фотографического поколения, того, которое работает в собственных студиях. Однако и тут он отличается от многих, занимаясь не только коммерцией, но и художественным творчеством. И это для него зачастую более важно, настолько, что может заставить «отодвинуть» выгодный заказ ради интересного творческого дела.
Постановочная фотография в Казани достаточно большая редкость, если не считать съёмок для индустрии моды и студийных портретов. Здесь имеется в виду постановочная фотография как жанр, как особое искусство. Максимов занимается как раз ею, решая проблемы абсолютно художественного свойства. Эксперимент - главное для фотографа Максимова. Вот почему появляются разнообразные фотопроекты, в которых мы видим синтез фотографии с живописью. При этом Максимов использует самые разные приёмы, заимствуя живописные традиции для построения художественной формы фотоизображения: классические композиции, элементы фотографических коллажей, мультиэкспозицию. Такая экспозиция является одним из способов создания многозначного кадра, напоминающего то ли сон, то ли смешение реальностей, и она всегда привлекала фотографов своими художественными возможностями. Характерные черты таких работ - намеренная неясность, аллегоричность и даже мистичность.
Вот и в серии «Остров‑град Свияжск» Максимова классические пейзажи комбинируются с фактурой холста или живописной фактурой, стилизуя изображение под старинную графику, гравюру.
Уникальным в своём роде можно назвать проект «Безвременье» 2010 года, показанный в Национальном культурном центре «Казань». Выставка была совмещена с премьерой фотофильма «2009», рассказывающего мистическую историю о человеке, проснувшемся в морге и пытающемся осмыслить свою прошедшую жизнь. Он посещает все те места, что были ему дороги. Его никто не видит, а он смотрит на всё со стороны, проходя заново свой жизненный путь. Размышляя о безвременье, в котором он оказался, герой задумывается о фатальности, предопределённости жизни. Автор словами героя размышляет над вопросом: почему человек так легкомысленно растрачивает отпущенное ему время, «по мелочам спешит, а на главное времени не хватает». Моделями, а по совместительству актёрами для фотофильма послужили известные казанские фотографы. Стилистика документальности парадоксально усиливала мистическую составляющую сюжета.
Выставка серии фотографий «Безвременье», совмещённая с премьерой фотофильма, была посвящена тем уголкам нашей республики, где сохранились «преданья старины глубокой». Своим взглядом фотограф выхватывает их в таких ракурсах, в которых нельзя угадать тот отрезок времени, в который они попали в кадр, отсутствие людей в пейзажах даёт дополнительную возможность «отвязаться» от времени. Правда, за несколько лет, прошедших со времени съёмок, многое изменилось, и некоторые пейзажи выглядят теперь очень ностальгически, поскольку утеряли налёт безвременья. Максимов таким образом предложил зрителю то же ностальгическое путешествие по ушедшей жизни, по тому главному, что мы потеряли в истории, культуре, в самих себе, что и в фотофильме.
Интересна серия «Монокль» (то есть объектив с одной линзой, который даёт нерезкое размытое изображение) по мотивам пикториальной фотографии - изящная стилизация под рисунок или живопись. Особая технология позволяет здесь добиться меньшей проработки деталей и полутонов, дополненной необычным ракурсом, что даёт, в конечном счёте, эффект художественной реальности.
Дружба с художниками стала источником создания таких циклов как «Иное время года» и «Допустимые до…». В первой работе, посвящённой временам года, Сергей Максимов сотрудничал с художником Альбертом Тимиршиным, который написал полуабстрактные фоны для моделей, изображавших двенадцать месяцев. Этот цикл стал основой для выставки 2009 года в Центре «Эрмитаж‑Казань». Второй цикл оказался более масштабным по количеству работ. В технике двойной экспозиции были совмещены абстрактные картины Рустама Салихова, а также портреты и ню. Фотоизображения придали обыденному налёт эстетствующей материи, сопоставимой с живописной фактурой.
Пожалуй, самый удачный проект - «Портрет современника», а наиболее эмоционально и энергетически насыщенными можно назвать в нём мужские портреты. В первую очередь это известные казанские фотографы - Эдвард Хакимов, Валерий Михайлов, Евгений Балашов, Евгений Канаев, Сергей Ермолаев, фотограф из Йошкар‑Олы Сергей Чиликов и другие, а также художники Альфрид Шаймарданов, Ирик Мусин, Альберт Тимиршин, Александр Бусыгин, Виктор Тимофеев… Почему именно они? Вероятно, потому, что создание психологического портрета предполагает хорошее знание человека, его внутреннего мира. И здесь фотограф создаёт условия для диалога зрителя с героями, с которыми он связан дружескими связями, поскольку это помогает раскрыть всю душевную, духовную значимость портретируемого, напрямую открытого во внешний мир. А фотограф может позволить себе поиграть, примеряя на своего героя какую‑нибудь роль. Тут очень важно доверие к фотографу, умение раскрыться, даже обнажиться, духовно и физически. Максимову полностью доверяют, поэтому перед нами проходит череда людей неординарных, которых интересно рассматривать, изучать. При этом портретный жанр здесь вполне классичен, прост, но порой провокативен и наполнен элементами игры.
Иную форму портрета представляет серия «Зазеркалье», где он совмещается с необычными ракурсами пространства, а мультиэкспозиция создаёт эффект раздвоения реальности, её мистического усложнения, возникает как бы новая среда.
Самым сложным, трудоёмким является библейский цикл «Новый Завет», работа над которым идёт давно и ещё не закончена. Пожалуй, этот проект можно считать программным для развития фотографии в Казани. Составляя композицию из разных элементов, «режиссируя» кадр, автор получает драматическое действо, стилизованное под картину. Атмосфера работ создаёт аллюзию живописи XVII века, в частности, Караваджо, с его контрастами света и тени, символизирующими борьбу сил добра и зла. Надо сказать и о монументальном размере фотоотпечатка и «картинной» раме. В цикле раскрываются узловые сюжеты Нового Завета. Герои работ - Иоанн Креститель, апостолы Пётр, Павел, Фома, а также Мария Магдалина. Образ Христа символически обозначен венком на кроваво‑красном фоне в работе «Голгофа».
Может быть, такие работы и лишены сакральности, даже натуралистичны, но сам сюжет предполагает его трактовку в общечеловеческом смысле, как взаимоотношений людей с миром, друг с другом и самими собой. Основные темы - выражение отчаяния, трагедии, драматического конфликта или духовного подъёма. Композиции работ очень сгущённые, тесные, максимальные по заложенной в них энергетике.
За последние пятнадцать лет работы на ниве фотографии в Казани появился настоящий фотохудожник Сергей Максимов. И его творчество всё‑таки заполнило пустовавшую нишу в художественной фотографии, очень синтетичной, вбирающей в себя традиции живописи и графики. Традиционность в его работах соседствует с новаторством, экспериментом, стремлением к совершенству и желанием дойти во всём до самой сути…
Ахметова Дина Ирековна - старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан и Национального культурного центра «Казань», член общероссийской Ассоциации искусствоведов.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев