Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Отличный от других

Журнал "Казань", № 4, 2012 «У меня нет кумиров! - заявил в одном из интервью казанский художник Зуфар Низами.- Ведь творчество того, кем восхищаешься, вольно или невольно влияет на твои работы, поэтому мы и имеем целые армии подражателей Сальвадора Дали, Клода Моне и Айвазовского». Зуфар Низами стремится создавать принципиально новые...

Журнал "Казань", № 4, 2012
«У меня нет кумиров! - заявил в одном из интервью казанский художник Зуфар Низами.- Ведь творчество того, кем восхищаешься, вольно или невольно влияет на твои работы, поэтому
мы и имеем целые армии подражателей Сальвадора Дали, Клода Моне и Айвазовского».

Зуфар Низами стремится создавать принципиально новые произведения, отличающиеся от всего того, что делают коллеги. Даже экспозицию своей последней персональной выставки организовал своеобразно, с использованием «блочно‑скользящей» системы развески работ, как назвал её сам автор. Взамен традиционного экспонирования в один ряд зрители увидели блоки по пять-шесть картин, расположенных вплотную друг к другу. И каждая не только не мешала соседкам, но и дополняла и обогащала их.


С 1974 года Зуфар Низами занимался художественным проектированием городской и сельской среды, и все проекты имели ярко выраженный индивидуальный характер. Одновременно он активно работал с листовым металлом: мемориал в городе Тетюши, Татарский культурный центр в Марий Эл, семейный пантеон на Татарском кладбище в Казани.

Более полутора десятка лет художник отдал «тектурному пейзажу», не написанному с натуры, а
придуманному,выстроенному вокруг основной идеи произведения.

Картина «Тенцона» - спор двух поэтов. Это противопоставление естественного, природного начала грубому вторжению всеразрушающей современности. Полотно «Приор» - то есть первый, основной - заставляет вспомнить состязание есенинского жеребёнка с железным конём - паровозом. На полотне - одно лишь дерево, пра-дерево, как символ существования живого на Земле и одновременно символ бренности. А над ним его отражение в небе - символ вечности, след деятельности любого из нас, смертных, напоминание о том, что все наши дела считаются, ничто не проходит бесследно. «Перцепция» - вправление. В мире так много прекрасного, но многие из нас не замечают его. Здесь чудесный уголок природы выделен, помещён в своеобразную раму: остановись, мгновение - ты прекрасно! Все эти картины объединены золотисто‑коричневым колоритом.

Среди живописных работ особняком стоит «Прощай, молодость!». Зритель видит жизнь дома № 11 на казанской улице Парижской Коммуны, родного для художника. Это был самый большой дом южного, галерейного типа в Казани, он находился напротив бывшей гостиницы «Булгар», где жил и работал Габдулла Тукай. На полотнах - двор зимой и летом, днём и вечером… К сожалению, обоих этих домов уже нет.

Зуфар Низами, отлично владея техникой прямого набора рельефа на стене, много работал как монументалист, оформив президентскую ложу в «Татнефтьарене», Татарский культурный центр в Марий Эл, Училище искусств в Арске.
У любого творческого человека наступает период, когда его увлекает «чистое» творчество, создание собственного мира, отличного от существующего. Низами нашёл себя в авангардизме. Его станковые рельефы экспрессивны, выделяются свежестью красок, смелостью и законченностью композиционных решений.
В пластические объёмы и линии художник вкладывает начертания имён Аллаха. На первый взгляд, зритель видит типично модернистские рельефы, а на самом деле это своеобразные шамаили. Рельефы Низами экспонировались на выставке «Современный шамаиль» в городе Булгар и были отмечены как оригинальное направление в искусстве создания этих каллиграфических оберегов.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев