Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Первый выпуск суриковцев в Казани Фоторепортаж Фарита Губаева

Журнал "Казань". № 7, 2014 Шесть лет назад в Казани открылся филиал Суриковского института, вскоре начались занятия первого набора студентов на скульптурном факультете. И вот они - уже выпускники! Из шести первых первокурсников-скульпторов трое окончили Казанское художественное училище имени Н. И. Фешина, остальные приехали из разных регионов России и не...

Журнал "Казань". № 7, 2014
Шесть лет назад в Казани открылся филиал Суриковского института, вскоре начались занятия первого набора студентов на скульптурном факультете.
И вот они - уже выпускники!
Из шести первых первокурсников-скульпторов трое окончили Казанское художественное училище имени Н. И. Фешина, остальные приехали из разных регионов России и не имели никаких навыков работы в скульптуре. А их потребовалось много. Скульптура, пожалуй, единственная специальность, в которой учёба начинается с изготовления собственных инструментов и оборудования: это стеки, каркасы, подставки, коробки для рельефов, станки для лепки и для натурщиков. И все пять с половиной лет учёбы - упорный труд под руководством ведущих мастеров России и Татарстана.
Первым руководителем мастерской скульптуры был вице-президент Российской академии художеств, народный художник России профессор Анатолий Андреевич Бичуков.
Потом бразды правления в скульптурной мастерской были переданы действительному члену Российской академии художеств, заслуженному художнику России профессору Андрею Владимировичу Балашову. Занятия в мастерской давно уже ведёт заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, народный художник Татарстана Асия Минвалиевна Минулина. Встречаясь со студентами практически ежедневно, она вкладывает в них всю свою душу. Под руководством двух этих мастеров суриковцы и готовили весь учебный год дипломные работы.
На их защиту из Москвы приехала представительная комиссия, которую возглавил Александр Владимирович Цигаль - заслуженный художник России, член президиума, академик-секретарь отделения скульптуры Российской академии художеств. В состав комиссии вошли и казанцы.
Артур Давыдов вылепил композицию «Игра» из двух фигур мальчиков, играющих в чехарду, и придал жанровой сцене возвышенный романтический смысл, показал устремлённость ребят к полёту.
Две работы Ксении Зубковой различаются по образному и пластическому решению. В скульптуре «Секрет» она изобразила своего сынишку, который рассматривает некую таинственную вещь, хранящуюся в его кармане. «Ласточка» - женщина в спортивной стойке на одной ноге, подобная флюгеру, развёрнутому навстречу ветру.
Помимо дипломных работ, студенты показали небольшие скульптуры, отлитые в бронзе на практике. Декан факультета скульптуры Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Иван Борисович Корнеев сказал, что бронзовые фигурки Ксении Зубковой достойны того, чтобы находиться в музейной коллекции.
Студентка из Чувашской Республики Илемби Осипова создала большую композицию под названием «Свадьба» (рабочее название «Тёща»). Она вылепила женщину с баяном. Статная фигура с волевым лицом, натруженными руками - образ женщины из глубинки России, которая и в поле работает, и детей растит, достойно перенося житейские невзгоды, и душевную песню затянет, аккомпанируя себе.
«Таня» Зульфии Мухамедьяновой - это фигура девочки-подростка, укладывающей волосы, которая выполнена в натуральную величину. Кажется, обычная бытовая сцена, но благодаря удачному решению получилась выразительная объёмная скульптура, которая выглядит гармонично с разных точек, что подчёркивает достоинство произведения. Работа Зульфии «Детство» выполнена в авангардной манере: две хрупкие уплощённые фигурки подростков балансируют на зыбкой конструкции, вместе пытаясь там удержаться.
Фаниля Валиуллина привлёк новый необычный вид спорта под названием «нудлинг», но в схватке человека с огромной рыбиной он попытался отобразить не столько спортивный азарт, сколько борьбу человека с необузданной стихией.
Луиза Бобокулова дерзнула создать сложную двухфигурную композицию «Прачки», состоящую из нескольких планов, большого количества драпировок, и справилась с этой работой. Были отмечены достоинства и скульптуры Луизы «Енот» - экспрессивной фигурки зверька, контрастирующей с гладким шаром наподобие апельсина, который тот хочет схватить сквозь металлическую решетку.
Александр Владимирович Цигаль и другие члены государственной комиссии напутствовали выпускников, отметили трудолюбие и старание казанских студентов, которые не раз ездили в Москву на практику. Ректор Суриковского института Анатолий Александрович Любавин на торжественном собрании вручил первые дипломы первым выпускникам Казанского филиала, два из которых - с отличием, и пожелал им успехов в самостоятельной творческой жизни.
В недалёком будущем надеемся увидеть плоды их трудов на улицах и в других пространствах, в том числе казанских.
Вагапов Махмут Ахатович - директор Казанского филиала Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев