Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

"Рай находится под ногами ваших матерей"

Журнал «Казань», № 4, 2016 Новый стиль образной каллиграфии Гульназ Исмагиловой Гульназ Исмагилова - студентка университета Эрджиес в турецком городе Кайсери вот уже несколько лет пленяет казанцев своими уникальными шамаилями. Ученица первых каллиграфов Татарстана восьмидесятых-девяностых годов прошлого века Владимира Попова и Наджиба Наккаша, она в каком-то смысле превзошла своих учителей....

Журнал «Казань», № 4, 2016

Новый стиль образной каллиграфии Гульназ Исмагиловой
Гульназ Исмагилова - студентка университета Эрджиес в турецком городе Кайсери вот уже несколько лет пленяет казанцев своими уникальными шамаилями.
Ученица первых каллиграфов Татарстана восьмидесятых-девяностых годов прошлого века Владимира Попова и Наджиба Наккаша, она в каком-то смысле превзошла своих учителей.
В красоте письма - красота человека... а ещё лучше, если она у лучшего.
Из текста шамаиля XIX века
В своём озарённом поэзией новаторском творчестве, не знающем оков, Гульназ создала новый стиль образной каллиграфии, где огненные, динамичные буквы, стелющиеся, как волна, воссоздают не только строки Корана, его афоризмы, суры и притчи, но и превращают всё изображение в яркий художественный образ. Наконец, как и предвидели деятели татарской культуры, появилась женщина-каллиграф, внёсшая в это искусство огонь, как бы дыхание невидимого божества - олицетворение порыва, воздушности и чувства полёта.
Это пульсирующий, наподобие гигантской розетки, текстовый орнаментированный круг на чёрном фоне, летящая птица (голубь мира - «Ас‑салям»), соединяющая континенты, или изображение стройной прародительницы - матери Гайсы (Иисуса) в шамаиле «Марьям». Лёгкая точёная фигура с младенцем в руках в прозрачном платке на пышном подоле несёт текст из «Жития пророка»: «Рай находится под ногами ваших матерей». Хрупкий младенец на руках матери также решён в форме миниатюрной буквы, от него исходит сияние.
Многие работы Гульназ в различных почерках: куфи, сульс, насх - выводят нас из чисто графической сферы в сферу слова, космоса, истории. Вот поучительные фразы из древней священной книги (триптих «Послание землянам»): «Не один отец не может подарить своему чаду ничего более ценного, чем благой нрав», «Верующий - тот, от языка и рук которого идёт благо человечеству».
Культивирующие высокие духовные ценности: веру, нравственность, мир на земле декоративные панно-триптихи превращаются в эпатирующий зрителя визуальный ряд. Они перевоплощаются в птиц, цветы, изящные кувшины, летящие антиподные ярусы буквосочетаний, элементы орнамента.
Гульназ создаёт шамаили с каллиграфическим исполнением афоризмов и поучений мусульманской религии, тугры с зашифрованным именем создателя космоса, именами традиционных образов мировых религий, просто свободные композиции. Каждая её работа притягивает контрастами цвета, изяществом букв, выполненных точно со знанием правил искусства арабской каллиграфии, где каждый раз священное слово сопровождает утончённый изощрённый орнаментальный фриз-тасхиб.
Молодой каллиграф шла к такой виртуозности в насыщенном творчеством детстве и неуёмном беспокойном труде. Училась в татарско-турецком лицее в Казани, занималась вокалом, хореографией, играет на гитаре и фортепьяно - и каждое её буквенное послание-криптограмма напоминает переливы песни, танец букв, за которыми движение души художника. Ещё школьницей она получила Гран-при на конкурсе «Татар кызы», а затем в Турции среди студентов удостоилась такой же награды.
Её работы эффектны, они издалека притягивают взор и словно отражают биение сердца земли, движение планет и передают жажду автора к совершенству, преобразованию мира во имя красоты.
Гульназ отлично вписалась в контекст современной духовности Татарстана, с её толерантностью, сосуществованием верований и возрождением позитивного ислама как фактора морали и экзистенциализма. Нет ничего хуже, когда в душе пустота, и целые человеческие популяции гибнут без философского понимания своего места на земле и высокого призвания быть созидателями, творцами будущего. Гульназ поклоняется красоте и искусству, знаниям, любви и верит в прекрасное, любит свою Родину и свой народ.
Она участвовала во многих выставках в Татарстане и за рубежом. Выдающимся успехом стало участие в выставке в Современном музее каллиграфии в Москве весной прошлого года, где были каллиграфы более чем из пятидесяти стран мира. Здесь её работы вызвали всеобщий интерес и восхищение. И, наконец, Вторая международная выставка «Диалог традиций каллиграфии» в Калифорнии, где она получила квалификацию каллиграфа международного уровня.
Талант Гульназ питает гармоническое сочетание природной пытливости, трудолюбия, бесконечного чтения и соответствующее образование, знание великих традиций искусства письма, идущего у татарского народа из глубины времён. Её творчество сверкает, подобно кристаллу, в сфере национальной татарской культуры, связует прошлое с современностью, даёт наслаждение глазу и духовную пищу уму.
Гульназ следует и традициям восточной миниатюры. Работой «Шукуфэ» - изящным цветком, унизанным тонкими линиями штрихов почти невидимого пера, она уже вошла в этот мир царства стиха и изображения. Традиционный гуль - образ розы, символа любви, вписан в овал, вокруг которого художник замыслила выполнить рельеф со строками из поэзии Тукая также в духе ориентализма.
Гульназ продолжает изучать традиции письменной культуры Востока, хочет приобщиться к миниатюрам выдающегося Бехзада и каллиграфов Турции, Средней Азии. Она мечтает придать руслу образных шамаилей многовекового народного искусства новый уровень выражения и образности. Знание арабского языка и классической каллиграфии в соединении с экспрессивной трактовкой текстов - главные её достоинства. И в этой сфере она - одна из первых. Комментируя свои шамаили и переводя с арабского языка на английский, русский, турецкий, татарский, она находит понимание в любой аудитории.
«В работах Гульназ есть какое-то мистическое притяжение, это некие свободно плавающие арабески, движение времени, рек, истории... Её феноменальное удивительное дарование в этом сложнейшем виде искусства поражает»,- пишет народный художник, мастер тугр Владимир Попов.
Проходят годы. Меняются идеалы. Сменяются поколения. Навстречу старому, традиционному идёт новое, вначале необычное, но приковывающее красотой. Так и в Казани в сфере такого возвышенного и труднодоступного искусства, как создание шамаилей, появилось многообещающее дарование, олицетворяющее новый виртуозный всплеск этого явления. Она входит в музеи, интерьеры, в сознание, подтверждая постулат коронного шамаиля мечети Марджани: «Красота человека в красоте его письма».
Шагеева Розалина Гумеровна - искусствовед, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев