Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Риваять означает "предание"

Всё чаще мы слышим слова «потеря корней», любим рассуждать о поисках национальной идентичности и винить в её утрате наступающую глобализацию и масскульт. Можно сколь угодно вести подобные разговоры, но кто-то выбирает иной путь и просто идёт им.

Всё чаще мы слышим слова «потеря корней», любим рассуждать о поисках национальной идентичности и винить в её утрате наступающую глобализацию и масскульт. Можно сколь угодно вести подобные разговоры, но кто-то выбирает иной путь и просто идёт им.

Сегодня мы расскажем об этногруппе «Риваять», участники которой взяли на себя миссию возрождения старинной тюркско-татарской музыкальной традиции и ремёсел. Название коллектива как нельзя лучше отра­жает то, чем занимаются эти молодые артисты. 

 

Фото — Lazare Mohamed Djeddaoui / Лазар Мохамед Джеддауи

Солисты этногруппы «Риваять»: нижний ряд слева направо — Ильмир Ямалов, Айгуль Шагабиева, Айдар Закиров; верхний ряд слева направо — Лейсан Гареева, Ильнар Сафин, Руслан Габитов, Гульфия Шарапова. 
 

Некоторые переводят татарское слово «Риваять» как «легенда», но руководитель этногруппы Руслан Габитов всегда уточняет, что правильнее было бы переводить его как «предание». Действительно, каждое выступление музыкантов — это своего рода рассказ, повествование, целый мини-спектакль с погружением в архаические времена тюркских народов. 
В Казани и Татарстане есть немало фольклорных коллективов, но «Риваять» занимает в их ряду отдельную нишу. Здесь уместно будет провести параллель с исполнителями на аутентичных или исторических инструментах в среде академических музыкантов. Хотя говорить об аутентичности древних татарских инструментов сегодня вряд ли возможно, они практически не сохранились, говорит Руслан Габитов. «Наша задача воссоздать своими силами тот пласт, который был утрачен». 
В инструментальном арсенале этногруппы более тридцати самобытных инструментов. Среди них несколько видов кураев, сорнай, струнные кыл-кубыз, домбра, саз, музыкальный лук, старинные барабаны, деревянные ложки, знаменитая тальянка. Многие инструменты — часть коллекции самого Руслана Габитова. Какие-то были изготовлены на заказ мастерами по старинным описаниям, рисункам и чертежам. А мастера эти — товар штучный! Один из них перебрался недавно к нам в республику из Украины, живёт в Альметьевске. Некоторые инструменты были сделаны за пределами Татарстана. Например, в реконструкции инструмента кыл-кубыз музыкантам помогли казахстанские друзья из этнофольклорного коллектива «Туран».


Фото — Lazare Mohamed Djeddaoui / Лазар Мохамед Джеддауи

— Подлинных старинных татарских инструментов уже давно нет. Какие-то из них дожили до XX века, но до наших дней не дошли. По пальцам можно пересчитать музыкантов, которые играют на старинных традиционных инструментах. В Азнакаевском районе живёт дедушка, который изготавливает инструмент «тел курае», играет на нём. У меня есть инструмент его работы. Как-то мне достались именная гармошка Раиса Сафиуллина и курай Ифрата Хисамова. Некоторые старинные инструменты сохранились только в музее, но играть на них нельзя, они нужны для того, чтобы их изучать. Я собираю инструменты для практики. И заказываю именно старинные татарские и тюркские инструменты,— рассказывает руководитель ансамбля «Риваять».


Фото — Lazare Mohamed Djeddaoui / Лазар Мохамед Джеддауи

Среди струнных инструментов группы «Риваять» есть и танбур. Известно, что один из последних музыкантов, владевших игрой на нём — Джагфар-ишан, умер ещё в начале XIX века и похоронен в татарском селе в Башкирии. 
Надо ли говорить о том, что игре на подобных инструментах в музыкальных школах в массовом порядке почти не обучают? Поэтому люди в этногруппе собрались не случайные. Все они имеют профессиональное музыкальное образование, но пришли в коллектив по зову души, чтобы освоить незнакомый экзотический инструмент.
А его руководитель Руслан Габитов на их фоне являет яркий пример настоящего музыкального самородка. По своему первому образованию он учитель биологии. Несколько лет работал в школе, но его всегда привлекала сцена. Отучившись на отделении режиссуры самодеятельного театра в Елабуге, он перебрался в Казань. Народным искусством Руслан зара­зился, когда начал работать в фольклорном коллективе «Сорнай» под руководством Рената Гилязова, освоил и игру на курае, вёл концерты, был даже директором. Вокальному мастерству обучался у народного артиста Мингола Галеева. 


Фото — Lazare Mohamed Djeddaoui / Лазар Мохамед Джеддауи

Руслан Габитов (справа) с коллегой по коллективу Ильмиром Ямаловым с музыкальными луками. 

Свой собственный коллектив он создал в 2011 году. Поначалу это был традиционный фольклорный татарский ансамбль, но вскоре музыканты решили расширить рамки творчества. 
— Начиная изучать инструменты, я не раз убеждался, что корни татарской культуры исходят из тюркской культуры. Хотя в ней есть многие влияния — и славянские, и финно-угорские. Есть определённые рычаги сохранения инструментов. Мы общаемся с другими тюркскими народами — казахами, башкирами, чувашами. У них традиции и инструменты сохранились лучше. Поэтому я больше изучаю инструментарий других тюркских народов и на основе этого восстанавливаю то, что не сохранилось у татар. Это напоминает работу художника,— признаётся Руслан.

 
Фото — Lazare Mohamed Djeddaoui / Лазар Мохамед Джеддауи

Сегодня «Риваять» позиционирует себя как ансамбль тюрко-татарской этники и ремёсел и работает сразу в нескольких направлениях. Интерес для музыкантов представляет прежде всего мало известный пласт традиционной тюркской музыкальной культуры, который они доносят до слушателя в современных аранжировках. Так рождаются необычные композиции, сочетающие живые тембры курая, кубыза, горлового пения с электроникой. Музыканты также выступают только в сопровождении живых инструментов без помощи фонограммы, что совсем непросто в нынешние времена, когда ухо публики больше привыкло к громким ритмам и биту колонок. Самобытное звучание ансамбля дополняет и разработанные музыкантами интерактивные программы для туристов, приезжающих в Казань. В Доме Муллина артисты воссоздают атмосферу традиционных татарских обрядов и праздников, часто появляются на телевидении в программах, освещающих этническую тематику. 
Ярким зажигательным выступлениям предшествует длительная подготовительная работа. Руслан Габитов много сотрудничает с исследователями фольклора. Своим учителем в этом смысле считает известного музыковеда-фольклориста Геннадия Макарова, также отдаёт должное его коллегам, записавшим в ходе полевых экспедиций старинные мелодии, описавших традиционные инструменты. Миссия «Риваятя» в том, чтобы донести этот пласт культуры, пребывающий на полках библиотек в виде научных трудов, до современных слушателей. 
Знакомясь с многими источниками, Руслан отнюдь не считает себя учёным. В то же время сам он проводит довольно большую просветительскую работу. Раз в неделю на радио выходит его авторская программа, которая также называется «Риваять». В передачах он рассказывает легенды и предания, которые собирает буквально «вручную» среди татар во время гастролей, а ансамбль довольно много выступает в местах, где есть татарские диаспоры — в Башкортостане, Пермском крае, Казахстане и даже Китае. Легенду, связанную с инструментом домбра, рассказал Руслану коллега по ансамблю Базарбай Бикчантаев. О нём стоит рассказать отдельно, потому что Базарбай — татарин из Китая — приехал на родину предков из Поднебесной. Там, кстати, бережно сохранили искусство игры на домбре, и сам он блестяще им владеет. Так же, как и горловым пением, которое в былые времена бытовало и среди татар. Базарбай поведал Руслану целых три предания, которые слышал от своего отца, и хватило их на три передачи! 
В конце каждой программы ведущий всегда обращается к слушателям, чтобы те делились с ним новым материалом — рассказывали известные им деревенские легенды, были и небылицы, интересные истории о своих земляках, вошедшие в разряд преданий. Так плетётся во времени бесконечное фольклорное кружево! В 2017 году вышел альбом с записями этих передач, куда вошли и музыкальные композиции этногруппы «Риваять». 
Выступая на публике, ансамбль «Риваять» обычно представляет программу из двух частей: в первой звучит фольклор, сформировавшийся в XX веке, во второй — стилизованные архаические композиции. 
Коллектив объездил немало бывших союзных рес­публик — Туркменистан, Кыргызстан, гастролировал в Египте и Индонезии, вместе с проектом Нурбека Батуллы «Алиф» сам Руслан Габитов выступал в Мексике, Азербайджане и Франции. Недавно этногруппа «Риваять» побывала в Румынии. 

Творчеством коллектива впечатлился и французский фотограф Лазар Мохамед Джеддауи, приезжавший в Россию для знакомства с её многообразной этнической культурой. 
Зарубежная публика тепло встречает живое самобытное звучание ансамбля, которое, по словам его руководителя, почему-то не так просто продвигать на малой родине. Наверно, в силу непривычного формата. Но направление живого исполнения для музыкантов пока достаточно молодое. Почему‑то верится, что местная публика ещё оценит его звучание, которое можно сравнить с редким изделием ручной работы.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев