Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Роман с эмалью

Журнал "Казань", № 4, 2013 В Национальной галерее «Хазинэ» проходит выставка эмалей Элги (Любовь Гриценко). Зал встречает посетителей яркостью красок, звонкой чистотой цвета. Невозможно не откликнуться на эмоциональный вызов автора и не испытать чувства радостного удивления от картин-плакеток. Сюжеты самые разные: ангелы и мадонны, сказочно‑наивные львы, цветы и вазы, орнаментальные...

Журнал "Казань", № 4, 2013

В Национальной галерее «Хазинэ» проходит выставка эмалей Элги (Любовь Гриценко).

Зал встречает посетителей яркостью красок, звонкой чистотой цвета. Невозможно не откликнуться на эмоциональный вызов автора и не испытать чувства радостного удивления от картин-плакеток. Сюжеты самые разные: ангелы и мадонны, сказочно‑наивные львы, цветы и вазы, орнаментальные узоры и тематические композиции.

Такое впечатление, что эти яркие, весёлые произведения созданы на одном дыхании. Художница сумела скрыть от зрителя трудовой пот и мозоли, а оставила только радостную лёгкость артистической игры. Это и есть искусство.

Эмальерное искусство, возникшее в далёкой древности, особенно хорошо известно византийскими перегородчатыми эмалями эпохи Средневековья, работами французских мастеров из Лиможа, русской финифтью. Предметы, декорированные эмалью, могли позволить себе церковь, сильные мира сего, государство, украшавшее яркой светящейся эмалью ордена. Эмаль способна сохранить предмет на вечные времена.

Приземлённый вариант эмальерного дела - наша кухонная посуда и ванны, производство которых механизировано. А искусство художественной эмали - это полностью ручной труд, причём труд кропотливый, требующий терпения, больших знаний и способности к эксперименту. О популярности эмальерного искусства в нашем веке говорить не приходится. У нас в Татарстане единственный мастер в этой области - Элга.

Почему она, уже получившая признание как акварелист, вдруг занялась эмалью?

- Идея пришла из сна,- говорит Элга.- Лет десять назад несколько раз снился один и тот же сон про старика, который сидит у витражного окна и занимается эмалью.

Повторяющийся сон заинтриговал, стала читать об эмали, изучать её технологию. Как-то, откуда ни возьмись, появилась печь для обжига. Познакомилась с Праски Витти (Петров Виталий Петрович, народный художник Чувашии) - его знания и опыт работы с эмалями очень мне помогли. Вместе с ним побывала в Венгрии, в Доме творчества, где проводились мастер-классы по эмальерному делу.

Указующий перст судьбы уже не раз изменял жизненный вектор Элги. В юности после окончания музыкального училища она готовилась поступать в консерваторию на композиторский факультет, сочинила трёхчастную сонату, вокализ на произведения японской поэзии, обработала нескольких украинских народных песен (готовил к поступлению известный в Украине композитор Петр Ладыженский). Проблемы со здоровьем отсрочили поступление. Чтобы не терять времени, сдала экзамены в Днепропетровское художественное училище, окончила его с красным дипломом и поступила в Мухинское училище (Санкт‑Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени Штиглица).

Музыка, не ставшая профессией, занимает в жизни Элги важное место, она серьёзно увлечена кино. Как художник работала в дизайне, на телевидении, преподавала. Сейчас главным делом жизни стала эмаль.

Процесс создания художественной эмали - «через тернии к звёздам». Будущая основа, медная пластина, зачищается наждачной бумагой, выглаживается или выбивается, наносится первый слой эмали, обжигается, вручную снимается окалина, затем наносится ещё не один слой эмали и каждый обжигается, иногда до тридцати раз. Не ограничиваясь при создании своих произведений каким-то одним видом эмали, Элга свято соблюдает технологию «старых» мастеров: например, не использует кислоту, как многие современные эмальеры. В этом для неё понимание честного отношения к опыту своих предшественников, трудами которых закладывались основы художественной эмали.

Как счастье вспоминает Элга время стажировки в Венгрии в 2002 году. Там, благодаря большой печи для обжига, она создала несколько произведений в технике живописной эмали на пластинах большого размера.

Большая часть работ Элги - плакетки небольшого размера. На них часто львы. В трогательной наивности её царственных зверей есть что-то от львов, часто встречающихся в архитектурном декоре Древней Руси и на лубочных картинках. На многих плакетках татарские, русские, восточные узоры, глядеть - не наглядеться…
Одна из постоянных тем в творчестве Элги - Казань, ставшая родным городом для украинской девочки. Все работы на эту тему названы одинаково: «Моя Казань», но каждый раз образ решается разными средствами.

Работы больших размеров Элга собирает из отдельных элементов, как паззл. Но если паззлы делаются по трафарету, то она все детали изготавливает сама - трафарет в её деле невозможен.

Колористическая выразительность - одно из самых привлекательных качеств искусства Элги. Цветовая гамма с абсолютной точностью перёдает характер орнаментальных узоров, существующих в культуре разных народов.

Страстная увлечённость искусством, ставшим делом жизни, его смысловая содержательность, органичность стилистического решения в каждом произведении покоряют зрителей, оставляющих в книге отзывов восторженные записи:

«Сказать «восхитительно!» - это, наверное, слабовато! Похоже на фантастику и волшебство!»

«Эмали напомнили отчасти «Композиции» Кандинского, книжную персидскую миниатюру, современную абстракцию на основе народного фольк­лора…».

Элга создает необыкновенно «тёплые» произведения. Её работы легко представить в интерьерах, домашних и офисных. Прекрасные вещи, созданные счастливым человеком, способны наделить счастьем дом, в котором будут жить.

Рамазанова Галина Алексеевна - старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, заведующая Национальнойхудожественной галереей «Хазинэ».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев