Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Руки скрипача, Тукай и Транссиб

Как оркестр La Primavera попал в мир кино

На съёмках фильма «La Primavera». 2019

 

Как оркестр La Primavera попал в мир кино

 

Ворота (в дверь бы La Primavera не протиснулась!) в мир Кино растворил оркестру 2009 год, когда мы записали музыку сразу к двум татарстанским фильмам: «Бибинур» режиссёра Юрия Фетинга и «Брелок» Ильдара Ягафарова. Оба фильма оказались резонансными, и нас затаскали по презентациям. Главными героями мы, конечно, себя не чувствовали, но причастность к жизни местного Голливуда бодрила. Поэтому, когда Салават Юзеев пригласил нас принять участие в создании фильма «Курбан-роман» (2014), мы не без удовольствия согласились. Тем более что один из главных героев фильма по сценарию — скрипач, и он должен выступить на каком-то престижном концерте под аккомпанемент оркестра La Primavera. Для этого мне пришлось научить актёра, в какой руке держать скрипку, а в какой смычок, предоставить нашу фонограмму Концерта Мендельсона, под которую мы все дружно делали вид, что играем, а мне ещё и вспомнить времена, когда записывалась эта музыка: ведь именно мои руки показаны в момент наивысшего накала, когда актёр-скрипач поражает слушателей своей виртуозностью.

А позже был ещё и «Байгал» (2018) Ильдара Ягафарова.

Вдохновлённый Тукаем

Упомянутые страницы нашего кино­творчества хотя бы связаны с нашей основной деятельностью. Остальные уже уводят нас за рамки реальности! Сначала мне позвонил директор продюсерского центра «Иман» Кузьма Морозов и сказал, что его отец, Николай Морозов, будет снимать про меня документальный фильм «Вдохновлённый Тукаем» (2011) как о лауреате Тукаевской премии. Николая я знаю, ух, как давно, поэтому сомнений, что получится интересный фильм, не было. Но то, в какие сжатые сроки его команда перешерстила мой домашний архив, как быстро был написан сценарий, а затем по нему снят очень тёплый и добрый музыкально-документальный фильм, меня пора­зили. Здесь уже и я, и оркестр La Primavera были главными героями и постоянно были в центре внимания. А что нам, творческим людям, ещё надо? А уж когда этот фильм стал единственным, который в тот год представлял Татарстан в конкурсной программе VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, нашей гордости не было предела.

Кадр из фильма «На Волге широкой». Рустем Абязов в детстве. 1960-е

 

В роли композитора-неудачника

Николай Морозов после этого не оставил меня почивать на лаврах киноиндустрии. Как-то в июне 2015-го он позвонил мне и говорит: «Нужна твоя дружеская помощь. У меня заканчивает «кулёк» отличный парень, Юрий Данилов. Он задумал короткометражный игровой фильм о композиторе‑неудачнике, которому выпал последний шанс стать популярным. Ну что, мы будем приглашать актёра, объяснять ему, кто такие композиторы, с чем их едят? У нас же есть ты, который всё понимает». Предложение было неожиданным, но вовремя сделанным. Если бы это было не лето, когда концерты остались в прошедшем сезоне, а до наступления нового ещё целый отпуск впереди, я бы вряд ли согласился. А тут прямо заело: смогу или нет? Решающим аргументом, определившим мой выбор, стала информации о том, что я всё время на экране, но за это время не произношу ни единого слова. Опыт оказался интересным. Юра — разносторонне талантливый человек. Он вместе с кинообразованием получил и музыкальное, окончив школу-десятилетку, в которой я в годы его учёбы был директором, и консерваторию. Тема фильма оказалась нам обоим близка, и мы вместе со всей командой работали с вдохновением. Очень рад, что фильм «№ 9» (до сих пор до конца не понимаю смысла этого названия) был тепло встречен на конкурсном показе XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино, а Юра после этого порадовал нас новыми интересными работами.

По озеру со скрипкой

И, наконец, в преддверии 30-летия оркестра La Primavera на грант Министерства культуры РТ был снят документальный фильм о коллективе, ну и обо мне, как его создателе. Фантазия режиссёра Светланы Серовой разыгралась настолько, что мне пришлось играть на скрипке, в одиночестве плывя в полуразвалившейся лодке по Раифскому озеру, с семьёй собирать грибы в марийских лесах, готовить настоящий ферганский плов, «сочинять» музыку, сидя перед камином загородного дома... Но всё не зря. Фильм «La Primavera» (2019) получился очень красивым, музыкальным и не скучным. Он тоже попал в конкурсную программу теперь уже XV КМФМК и был награждён дипломом фестиваля.

В лесу с семьёй. На съёмках фильма «La Primavera». 2019

 

Кино на Транссибе

Наверное, рассказ о взаимном влечении оркестра La Primavera и кино было бы неполным, если не вспомнить, что у нас есть три программы, посвящённых киномузыке: «Вечер в формате «немого» кино», «Слушаем кино» и «Наша музыка из «не нашего» кино». С первой программой мы вообще исколесили значительные просторы восточной части нашей необъятной Родины. Была осень 2015-го, очень хотелось поучаствовать в розыгрыше грантов Правительства РФ, но для этого нужно было придумать, чем можно растрогать души федеральных чиновников? Сел за компьютер, залез в Интернет и через некоторое время вы­удил перспективную информацию: в 2016 году — 125-летие начала строительства Транссибирской магистрали. Сразу придумалось название проекта: «Музыкальными маршрутами Транссибирской магистрали». Осталось только придумать, что будем играть вдали от дома. Если помните, 2016-й был объявлен «Годом кино». Решено: программа «Вечер в формате «немого» кино» отлично подходит, тем более что в ней были очень интересные фишки. Например, на экране шёл снятый специально под сюиту Мусоргского «Картинки с выставки» канадский анимационный фильм, а наш оркестр должен был его музыкально иллюстрировать. При этом, в оригинале мультик озвучивал Монреальский камерный оркестр, и для того, чтобы мы не расходились с экранным действом, нам нужно было каждый раз играть точно так же, как канадские коллеги, что, конечно, представлялось маловероятным (даже два человека, не говоря уже о двух коллективах, понимают одну и ту же музыку по-разному). Придумал такую хитрость. У меня в левом ухе был наушник, в котором звучала канадская версия сочинения, правым ухом я слышал то, что воспроизводит мой оркестр. Оставалось самое трудное: синхронизировать оба исполнения. Ни на одном из 13 концертов сбоев, к счастью, не было! В этой же программе мы сначала показывали фильм «№ 9», а затем играли сочинение Леонида Любовского, фрагменты которого были в нём использованы. Мог бы перечислять и дальше фишки программы, но, кажется, я уже выхожу за рамки лимита отведённой мне колонки. Скажу главное: мы прилетели во Владивосток, а оттуда с почти ежедневными концертами по Транссибирской магистрали стали продвигаться в сторону дома, посетив 13 крупнейших городов Дальнего Востока и Сибири. Здорово!
На Красной дорожке Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

 

Музыкальные маршруты Транссибирской магистрали. 2016

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев