Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Школа. Cекс в большом городе. Татарский Брэдбери. В Казани прошёл фестиваль «Театра горожан»

Корреспондент «Казани» наблюдала за некоторыми его событиями на театральной площадке MOÑ в Национальной библиотеке Республики Татарстан. Среди них — эскизы театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка» с участием представителей разных городских сообществ и спектакль о поиске татарской идентичности.

«Театр горожан» — профессиональный театр с непрофессиональными актёрами. Один из проектов фонда поддержки современного искусства «Живой город». Формат театра участия, когда спектакли создают сами казанцы, развивается всего второй год. За это время было выпущено два репертуарных спектакля — «Децентрализация» и «Чын татар».

Корреспондент «Казани» наблюдала за некоторыми событиями фестиваля на театральной площадке MOÑ в Национальной библиотеке Республики Татарстан. Среди них — эскизы театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка» с участием представителей разных городских сообществ и спектакль о поиске татарской идентичности.

Фото - Рамиль Фасхутдинов

 

#учителятожелюди

 

Девушка с внешностью юной Эвелины Хромченко признаётся в том, что выкладывает в сеть фото без купальника. Потому что считает, хорошо сложена. Так многие делают. Но для неё это теперь проблема. Девушка работает в школе, преподаёт фортепиано. Фото обнаружили в сети ученики, и если об этом узнают, то теперь её уволят. Она любит свою работу. Несмотря на две ставки и зарплату в двадцать тысяч.

Хрупкая молодая женщина в красном платье и в туфлях на шпильках рассказывает, как несколько лет назад её чуть не сократили вместе с часами татарского языка. В то время любой — коллега, родитель, ученик — мог плюнуть в лицо.

Учительница физики вспоминает, как учила в Индии детей дауншифтеров на зимовке. Но не трём главным законам классической механики. А тому, как слезть с пальмы и сесть за парту.

Учительница русского языка и литературы говорит о самом плохом дне в школе, когда ученик вмонтировал её фото в порноролик и запустил в Сеть. Заявление в полицию отговаривали писать и родители, и директор. Все заступились за креативного киношника, но никто не защитил её.

Фото - Рамиль Фасхутдинов

Участницы эскиза театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка» 24/7 — женщины, работающие в школе учителями — по очереди произносят импровизированные монологи о жизни и работе. Делятся реальными историями, о которых нельзя говорить в учительской и писать на своих страницах в социальных сетях. Учительница физкультуры, выполняя приседания, оптимистично рассказывает об ученике, который называет её на уроке с*кой. Преподаватель ресурсного класса — античная красавица с татуированными плечами — о том, как открыла в своих учениках с ОВЗ настоящих людей и о той злости, которую вызывают у неё «нормотипичные» дети, не понимающие своего счастья. Ещё одна героиня признаётся в том, что работа в школе стала для неё жизненным фейлом. Не выдержав выжирающего жизнь режима и низкой зарплаты, она ушла в репетиторы. А может, дело и не в деньгах, а в той унизительной претензии всего мира по отношению к учителю, которая маскируется за лозунгами о высоком призвании. Но если говорить честно, то именно в деньгах.

Фото - Рамиль Фасхутдинов

Эскиз-вербатим с элементами игры и телешоу готовился немногим больше недели. Когда был объявлен open-call, рассказывает одна из кураторов эскиза Йолдыз Миннуллина, на него откликнулись 55 человек. Отобрали намного меньше, а до финала, то есть показа, дошли всего тринадцать. Большинство — молодые женщины. Смелые, прекрасные. Чёрная коробка MOÑ'а стала их «будкой гласности». Кажется, что в представленном эскизе заложен потенциал целого театрального сериала, со сменой героинь, а лучше ещё и героев.

 

#непрофессия?

Что мы знаем о таксистах? На такой вопрос отвечали зрители эскиза интерактивного спектакля-игры «Маршрут построен».

Фото - Рамиль Фасхутдинов

К слову о гендере — если с проектом об учителях, в котором участвовали исключительно женщины, всё ясно, то, говорят, поучаствовать в создании спектакля о таксистах, желающих (читай — мужчин) практически не было. Зато зрителям провели своеобразную викторину, и им — в большинстве пассажирам — стало теперь более-менее понятно, какова чистая прибыль водителя после уплаты всех комиссий и аренды авто.

Монолог главного героя эскиза — профессионального казанского таксиста — стал его сольным номером. Коллеги предпочли оставаться на линии, делать деньги. И если снова возвращаться к вопросу гендера и стереотипов — откровением стало записанное интервью с жительницей Альметьевска, руководителем подразделения одного из банков, которая в свободное время «таксует». А что такого? Сегодня «таксовать» может каждый, нужно только установить на мобильный телефон приложение-агрегатор.

 

Фем-повестка

 

«Клуб без обязательств» — в этом эскизе о себе говорили женщины 40+. В 90-е годы был популярным монолог Клары Новиковой «Женщина засыпает», рисовавший весь круг проблем, волновавший её современниц. Когда просыпается и открывает глаза женщина версии 2020, заботливый таргет ленты вываливает на неё новую порцию — не проблем, нет! — их решений. Марафон «Успеть всё и не сойти с ума», вебинар «Ведический руководитель», курсы «Креативная уборка», интенсив «Создай бестселлер о том, как создать бестселлер», витаминки с «Айхерба», советы как помирить внутреннего ребёнка с собственной матерью etc.

Эскиз «Клуба без обязательств» начинается с сеанса медитации участниц, произносящих аффирмацию дня «я сделала себя сама, я никому ничего не должна». Затем одна из героинь читает монолог, описывающий содержимое её сумки, а после женщины готовят какой-то чудодейственный крафтовый отвар из трав.

Фото - Рамиль Фасхутдинов

 

Мир женщины действительно бездонен и запутан, как её сумка. А попытка в нём разобраться, порой, только усугубляет ситуацию. Иронический зачин эскиза сменяют вещи серьёзные и даже грустные. Четыре участницы рассказывают о своих сложных отношениях с мамами. О том дефиците родительской любви, который стал травмой их поколения. Говорить об этом стало сегодня можно и модно. Вот только кто же даст выговориться их собственным матерям — у многих из них такой возможности уже нет.

Говорили героини и о любви мужчины и женщины, а конкретно — о сексе. В коллективном излиянии «о главном» местами маячили даже флешбеки известного сериала о четырёх подругах из Нью-Йорка. Но самым смелым стал монолог женщины, не побоявшейся объявить публике о принятом решении развестись. Признаться, что никогда не любила по-настоящему, а теперь хочет ложиться в постель только с желанным мужчиной.

Женщина хочет порой вещей мифологических: чтобы любили, обеспечивали, заботились, разрешали реализоваться и одновременно уважали «труд уборщиц» (зачёркнуто) её собственный вклад в семью.

Фото - Рамиль Фасхутдинов

 

Все участницы эскиза «Клуб без обязательств» — героини сильные. И на самом деле мир дал им эту возможность. Вопрос: что делать мужчинам, которые вечно должны? Где проговорить свою повестку? Или, как всегда, отдуваться за всех одному Гришковцу?

 

«Чын татар». Как магазин «Бахетле» убил национальную идентичность

Кто такой настоящий татарин?

Настоящий татарин может написать своё «Вино из одуванчиков». Причина тому — миграция, исход целого поколения татарских «бумеров» из деревни в город. Кто-то поехал получать образование, кто-то бежал от колхозного крепостничества. Обосновавшиеся в городе, они отправляли своих детей на лето в деревню. На молоко, к бабушкам. И теперь, выросшие, эти дети могут написать о своих каникулах с запахом мәтрүшки и деревенскими бичурами. Был бы талант.

Фото предоставлено пресс-службой фонда "Живой город"

Настоящих татар воспитали дәү әни. Именно они научили родному языку. Дәү әни для настоящего татарина — это как Арина Родионовна для Пушкина. И в день родного языка нужно нести цветы не только к памятнику Тукаю, но и к скульптуре татарской бабушки в Лядском саду.

Фото предоставлено пресс-службой фонда "Живой город"

 

В спектакле «Театра горожан» «Чын татар» воспоминаниям о детстве в деревне посвящено несколько монологов, а тема бабушек проходит красной нитью сквозь исповеди практически всех героев. Но не нужно ждать в них медово-чакчачного сиропа. Если героиня возраста 50+ вспоминает о бабушках исключительно с нежностью, то молодой человек Адель рассказывает о своей дәу әни как примере манипулятора и хорошего для него «тренажёра» в деле отстаивания личных границ. Этот же герой откровенно произносит манифест о свободе и возможности выбора однополой любви. Другим разрушением стереотипа становится постепенное сбрасывания с себя национального костюма героини с внешностью манекена из этнографического музея. Платье с воланами и хасите она скидывает, словно оковы. «Чын татар» сегодня — экспонат.

Другая же девушка, приехавшая из Астрахани, напротив — очень подробно погружает зрителя в процесс приготовления традиционного кара-чая, смакуя особенности рецептуры любимых национальных блюд, которые готовили в их доме в детстве, в том числе и бабушка. Но скажите, кто лепит сегодня вручную пельмени или вак-белиш? Проще сходить в супермаркет готовой еды. И какие воспоминания понесут дальше дети нынешних «чын татар» — о том, где находился ближайший «Бахетле»?

Тема утраты языка — ещё один лейтмотив спектакля. Монолог студентки отделения национальных медиа, где преподают на русском, — не просто личное признание, а признание об участии самих татар в каком-то большом обмане. Присутствовавшие на спектакле критики из Москвы говорили даже о своём чувстве вины «людей империи», после того, что увидели и услышали.

Фото предоставлено пресс-службой фонда "Живой город"

 

Спектакль «Чын татар» стал для участников и зрителей тем Гайд-парком, где можно было произнести и услышать непозволительную в других местах правду о самих себе. Правду, звучавшую ещё более убедительно от того, что пафос в постановке постоянно снимали моменты авто-иронии. Такие, например, когда под тальянку исполнялась песня из «Титаника», и под аккомпанемент укулеле песня «Галиябану». Или же сцена с героем, рождённым в 90-е, для которого культурными кодами стали песни Салавата и Хании Фархи.

Вообще же, в «Театре горожан» говорят о вещах, о которых как будто не принято говорить среди настоящих татар, воспитанных дәу әни (потому как «что люди скажут?»). Но раз об этом осмелились заговорить — может, правильно бабушки воспитали?

Теги: Национальная библиотека РТ Театр горожан MOÑ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев