Синдром самозванца
В массовке местной богемы его сразу выделяют небрежный шик, мрачноватая самоирония интонации и обаяние городского волка. Героем номера о «чудных людях» художник Альфрид Шаймарданов стал по определению. «Живой классик наивного искусства», как его уже нарекли авторитетные арт-критики, быть заурядной личностью с лакированной биографией просто не имеет права. Ноблес оближ!
В массовке местной богемы его сразу выделяют небрежный шик, мрачноватая самоирония интонации и обаяние городского волка.
Героем номера о «чудных людях» художник Альфрид ШАЙМАРДАНОВ стал по определению. «Живой классик наивного искусства», как его уже нарекли авторитетные арт-критики, быть заурядной личностью с лакированной биографией просто не имеет права. Ноблес оближ!
Альфрид Шаймарданов
Член Союза художников России и Татарстана. Первый татарский художник, работающий в стиле наивного искусства. Признан российскими искусствоведами классиком наива. Его работы находятся во многих музеях России. Лауреат премии Российской академии художеств имени Николая Фешина.
Культпросвет
К наивному искусству в XX веке принято относить творчество художников-непрофессионалов (не путать с дилетантами!), которые системно и постоянно занимаются живописью. Стиль наивистов отличает неправильное использование формальных принципов живописи, в частности, трёх правил перспективы. Среди «икон» течения наиболее известны имена француза Анри Руссо и грузина Нико Пиросмани.
Привычка жениться (Свадьба Сальвадора Дали и Галы (Елены Дьяконовой в Казани). Холст, масло. 2018
Считается, что направление наивного искусства всегда отличалось своей невовлечённостью в художественный истеблишмент. Для татарстанского арт‑мейнстрима «игра по правилам», мы знаем, особенно актуальна. «Пионер» татарского наива Альфрид Шаймарданов пришёл к признанию на исторической родине известным маршрутом «пророка в Отечестве». Минувший юбилейный год стал для него особенно удачным — прошли персональные выставки в Казани и Екатеринбурге, а Министерство культуры Татарстана отметило художника нагрудным знаком «За достижения в культуре».
Событием и своеобразным отчётом без малого 30-летней творческой жизни стал и выход альбома Naive art forever. Помимо самых известных «наивных» полотен, в нём представлена и беспредметная живопись Альфрида Шаймарданова. Искусствовед Дина Ахметова сравнивает такое чередование двух ипостасей с вдохом и выдохом, когда долгое и глубокое погружение в сложную символику наивных сюжетов сменяется стремительным инсайтом лаконичной абстракции.
Ночь полной луны. Холст, смешанная техника. 2005
Посетители выставок Альфрида Шаймарданова часто пишут об энергетике света, добра и детской радости, которыми наполнены его картины. Так ли это на самом деле? И возможно ли стать знаменитым художником, не умея «правильно» рисовать?
Об этом герой рассказывает читателям нашего журнала.
Не как в кино
— То, что происходит со мной — это, по большому счёту, социальный эксперимент, который веду я сам — ради своих родителей, ради учителя, ради самого себя.
Я наверно, действительно, попадаю под определение «ненормального» в чьих-то глазах. Начать, хотя бы, с родителей. В детстве — а рос я в Казахстане — любил уходить в одиночестве в степь, собирал там всякие корешки, камни… Когда без троек окончил школу, мама с папой ожидали, что я пойду в какой‑нибудь технический вуз, «стану человеком». Сам-то я плохо представлял, чего хочу. Пытался поступать в геолого-разведывательный институт в Москве, опять же — влекли романтика, перемена мест. Не поступил, служил в морской авиации.
Во время службы на Северном флоте. 1980. Фото из личного архива.
После армии работал в горячем цеху на заводе, пока не получил травму и чуть было не лишился руки. Это стало «звонком» — надо что-то менять. Поехал в Ленинград, поступил в институт киноинженеров. Как и процентов девяносто ребят, купился на слово «кино». Думал, поработаю кинооператором, возьму направление во ВГИК на режиссуру. Нарисовал себе уже картинку будущего, где я, весь такой известный, иду по красной ковровой дорожке, меня окружают красивые кинозвёзды — женщины, разумеется…
Реальность оказалась иной. Я-то думал, что в институте мы будем разбирать творческие моменты, но большее количество времени в расписании занимали сугубо технические дисциплины. Оказалось, что технику я никогда не любил. Кроме того, поработав на студии Казанской кинохроники, понял, что весь этот коллективный труд — вообще не моё. Нужно искать то, где я сам себе был бы и режиссёром, и оператором, и менеджером и так далее.
Учитель
— Здесь самое время сказать о человеке, без которого сегодня не было бы художника Альфрида Шаймарданова. Наша дружба с ним длилась 30 лет, пока он не ушёл из этого мира.
С Иваном Степановичем Соловьёвым я познакомился в Ленинграде, будучи студентом. Я много ходил по выставочным залам, музеям, и встретил его на одной из выставок — он беседовал с художниками об их произведениях. Тогда я очень удивился тому, что можно целых полчаса так интересно говорить о маленькой картине. Эта встреча оказалась для меня судьбоносной!
По образованию Иван Степанович был библиографом, по призванию — искусствоведом, герменевтом. Я буквально «вцепился» в него, надеясь применить полученные знания в своей будущей кинематографической профессии. Он потрясающе умел объяснять образно-символическое содержание картин, дал мне научную базу понимания искусства и целый список литературы, которую необходимо для этого прочесть. Кроме того, мне оказалась близка его жизненная позиция — он не смотрел на мир через розовые очки. Будучи сиротой и проведя детство в детском доме в Иркутске, практически сам себя сделал. Это вызывало доверие и уважение. Когда я окончательно решил завязать с кино, то позвонил ему и спросил: «Что мне дальше делать?», он посоветовал: «Возьми карандаши, кисточки, начни рисовать». — «Но я же не умею». — «Попробуй».
Около года я сомневался, а потом объявил родителям, которые жили в Казахстане, что возвращаюсь в Казань, чтобы стать знаменитым художником! Конечно, они посмотрели на меня, как на безнадёжного — на дворе 1992-й год, в стране хаос, а мне самому — уже за тридцать…
Правда чистого холста
— В Казани меня, конечно, никто не ждал. Неделю я ночевал на железнодорожном вокзале и в аэропорту. Потом мне предоставили койко-место в общежитии, в котором несколько лет я делил комнату вместе со сварщиком и милиционером. Кстати, в общаге к моему «статусу» относились со своеобразным пиететом — если в коридоре образовывалась потасовка, а мне случалось проходить мимо, то расступались: «Художник идёт». А уж потом, когда по телевизору начали показывать…
В самом начале у меня была цель — зацепиться и начать новую, неведомую жизнь. Прекрасно понимая, что ремеслу надо учиться, пришёл в изостудию Дворца химиков, где занимались люди самого разного возраста. Но преподавателю я заявил, что рисовать кубы и шары не буду, а буду сразу писать картины. И вообще — вижу себя музейным, а не салонным художником, мои произведения будут висеть в музеях.
То, что казалось со стороны наглостью и самонадеянностью, для меня таковым не являлось. Потому что в одном из разговоров с Иваном Степановичем я спросил его: «А смогу я, применяя вашу систему знаний, стать известным? При том, что не умею «правильно» рисовать?» Он ответил: «Сто процентов!»
Шёл 1993 год. Местные ребята-художники, с которыми я познакомился, подсказали мне, где купить краски и кисти, и я озадачился, где бы взять холст. Проходя мимо Оперного театра, решил, что, наверно, самые лучшие холсты используются для их афиш. Ночью я утащил одну из них, стоящую на боку у фасада — её как раз собирались менять, и раздербанил неподалёку в Ленинском садике. Кажется, это опера «Риголетто» была… Принёс холст в общежитие, отстирал несколько слоёв белил до грубого, зернистого материала, смастерил подрамник и написал свою первую абстрактную работу под названием «Тоска зелёная».
Дальше у меня уже пошли и картины наивного жанра. Образов рождалось много, я никогда не боялся чистого холста. Мысленно всегда видел готовую картину и переносил на полотно.
Метод
— Я дал себе установку: стать самым знаменитым татарским художником. Практически всё сбывается. Единственный момент — не сразу. Нужно немного потерпеть. Пять-десять лет. Возможно и …надцать. Но в это время — действовать.
Однажды, в самом начале пути, я решил написать мэтру неоконструктивизма, итальянскому художнику Джетулио Альвиани. Подруга, которую попросил перевести письмо на английский язык, сочла мою затею полной авантюрой. Однако Альвиани мне ответил, и я понял, что это знак: надо бить в эту точку дальше. Письмо открыло мне двери на мою первую выставку профессиональных художников «Новое искусство. Вчера. Сегодня. Завтра» в Изомузее Татарстана.
За свою выставочную жизнь я лично перевёз наверно тонны картин. У меня было более десяти персональных выставок в Москве. Первый раз в столицу, на выставку наивного искусства, меня направил Республиканский научно-методический центр, который курировал всех художников-любителей. Это был тот же 1993 год, когда я уже написал несколько работ маслом, в том числе картину «Беспредельное». В Москве их не приняли: «Ваши работы развалят экспозицию». У них там лебеди какие-то висели, коровки, овечки, городские пейзажи. И от меня ждали чего-то светлого, позитивного. Но я-то видел, что в стране происходило, в отличие, видимо, от организаторов выставки. Тебя на улицу выгоняют, лишают работы, а ты в это время цветочки рисуешь? Тут возникает вопрос — а кто из нас сумасшедший-то?
"Беспредельное..." 1993. Холст, масло
Тем не менее, я съездил обратно в Казань и привёз оттуда в Москву другие, уже графические, работы. Кто-то на моём месте сказал бы: «Да на кой оно мне надо?» Меня же это не ломало, потому что была цель. Если я берусь за что-то, то довожу до конца.
Без характера нет человека, а известность не приходит без здоровой осмысленной одержимости. Но не надо путать её с состоянием «летящего» человека, каких я немало повидал. Людей, пытающихся прикрыть несостоятельность «выходками», придумывающих о себе сказку, достаточно. Считаешь себя гениальным — вези картины в Москву, показывай «насмотренным» искусствоведам. Но большинство боятся оказаться банально скучными, получить для себя реальный честный отклик.
Патриарх
— На здание общежития, где я жил, однажды положили глаз власть имущие, чтобы строить на его месте элитное жильё. Меня начали практически выгонять на улицу. Отстаивая свои права, я прошёл все инстанции, дошёл до Страсбургского суда. В итоге мне предоставили прописку в другом общежитии, но я решил, что больше в жизни ни с кем не буду делить пространство, начал скитаться по углам. Многие газеты об этом тогда написали. Помогли мне, в конце концов, ребята, пустившие в мастерские Российской Академии художеств, напротив Арского кладбища. Однажды меня застал там их руководитель, народный художник СССР Харис Абдрахманович Якупов. К моему удивлению, он меня не прогнал, наоборот — оформил завхозом. Посмотрев мои картины, отметил, что «парень своеобразный, но переучивать его не стоит». Ещё он деликатно посоветовал, что мне надо развивать национальную тематику. Думаю, каким-то образом это отразилось на колорите. На выставках в Москве часто до сих пор слышу: «У вас очень яркие работы». Наверно, это гены.
Для меня Харис Абдрахманович — честный художник. В отличие от всех бывших номенклатурщиков, почуявших возможность разжиться на вновь открывшейся политической поляне, он до конца своей жизни был предан коммунистическим идеалам. Многие из ныне живущих пинают сегодня «мёртвого льва»: «Якупов — такой-сякой, не давал реализоваться…», хотя пользуются всем тем, что он оставил после себя — мастерские, выставочный зал, Музей изобразительных искусств. Вечно недовольные всегда найдут оправдание своей несостоятельности.
Корни
— Да, я — татарин, родился в деревне Сабабаш Сабинского района. Хорошо помню, в какие яркие краски раскрашивали там дома. Меня до дрожи трогают родные татарские песни, особенно, если слышу их, находясь вдали от дома. Часто спрашивают: «Почему вы не уедете в Москву?» Мне здесь пишется легко, и есть ощущение, что я несу здесь определённую миссию. Именно для Татарстана. Мой дед Шахимардан был известным мастером по дереву. Его знала вся округа, а за изделиями — сундуками, коромыслами и другой утварью — приезжали люди из самых разных районов. В 1986 году о нём писал журнал «Азат хатын». Я помню, как размеренно и не спеша он делал свою работу, а в положенное время совершал пятикратный намаз. Сегодня для меня равны оба — что мой верующий дед, что коммунист Якупов. Это — люди с большой буквы, прошедшие войну, поднявшие детей, жившие для своего народа.
В Казани я написал много картин, сделав себе имя. Мне повезло — я уже вышел «за красные флажки», и моя цель теперь — продвигать изобразительное искусство Татарстана в мире. Местечковость ни к чему хорошему не приводит. Колумб в своё время мог бы просто служить капитаном торгового судна, возить пряности, спокойно зарабатывать деньги и быть довольным. Но ему хотелось открыть Америку…
Менеджер революции
"Зимняя сказка". 2019. Холст, масло.
— Очень важно, чтобы тебя поддерживали неравнодушные к твоему творчеству люди. Живой пример — это история с Константином Васильевым — самобытным, обладающим собственным почерком художником. Это очень важно в искусстве — быть узнаваемым. Но если бы за Васильевым не стояли его преданные друзья, с конца 80-х занимавшиеся продвижением его творчества, то его имя исчезло бы. А сейчас у нас есть музей художника на центральной улице Баумана.
Людей, поддержавших в своё время в Казани меня, оказалось немало — легендарный фотограф Ляля Кузнецова, известный российский кинорежиссёр Марина Разбежкина, главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова. Мне очень повезло с искусствоведом Диной Ахметовой. Это чрезвычайно важно для художника — найти своего искусствоведа, который правильно написал бы его творческую биографию. Но одного этого недостаточно. У нас не развит институт менеджмента в искусстве. Как говорил Лев Троцкий: «Я пришёл учиться у революции, но революция сама нуждалась в учителях. И я вынужден был стать учителем революции». Так и я — вынужден был стать собственным менеджером. Одна из проблем российского арт‑рынка, точнее — его отсутствия, это — проблема меценатства. Сравните: в мире оборот с продажи картин в год составляет более 60 миллиардов долларов, в России — всего около 15 миллионов. В Америке различными послаблениями в бизнесе настолько хорошо поддерживают меценатов, что они в свою очередь тратят 400 миллиардов в год на поддержку культуры.
В Татарстане я пока не встретил своего мецената. Ирония судьбы в том, что пять моих картин приобрёл для будущего Музея современного искусства один башкирский олигарх. В том числе и «Первому татарскому космонавту Р. Габитову посвящается» — он в Уфу улетел…
Наивный летописец
— Моё кредо в творчестве — образно-символическое отражение времени, в котором я живу. Великие Репин, Петров-Водкин, Кустодиев, Малевич, Кандинский, Дали, Пикассо, на которых я стараюсь ориентироваться, в своих наиболее значимых картинах зафиксировали тот исторический момент, в котором присутствовали. Если вы не знаете контекста картины «Бурлаки на Волге», вам кажется, что она о тяжёлой жизни бурлаков. На самом деле Репин заложил в неё глубокий анализ того, что происходило в России. Корабль — символ государства, перевёрнутый триколор на флагштоке — сигнал бедствия. В своё время цензоры даже сняли картину с выставки.
"Казань. Дошли. Приплыли". 2020. Холст, масло
Художник, по моему убеждению, не тот, кто умеет рисовать, а тот, кто способен применить язык образов для исторической оценки происходящего вокруг. Для этого нужно не просто знать этот язык, но иметь чёткую жизненную позицию. Моя заключается в том, что я всегда на стороне униженных и оскорблённых. Своё отношение, подкреплённое анализом окружающих реалий, я выражаю в картинах. Меня этому тоже Иван Степанович научил. Ещё в те времена, когда новые «глашатаи перестройки», бывшие коммунисты, сулили стране позитивные перемены, он говорил: «Не верь лозунгам. Суди по делам».
Искусство никогда не меняло историю и ход событий. Я не настолько наивен, чтобы этого не понимать. Но засвидетельствовать время, в котором я живу — мне по силам. То, что я сегодня вижу, вызывает печаль. Всё направлено на потребление, и в этой «мясорубке» ради интересов горстки элиты гибнут, возможно, гениальные люди.
Подтекст моих картин всегда парадоксален. Но мне нравятся парадоксы. Я на порядок счастливее многих от того, что переживания реальности трансформирую в творчество. Когда я пишу картины, то получаю большое удовлетворение. Я нашёл себя.
Картины художника также доступны для просмотра в нашей галерее.
Галерея
Теги: ИЗО Naive Art Альфрид Шаймарданов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев