Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Смотрите сердцем

Искусство обогащает душу и раскрывает в человеке всё самое лучшее. Чтобы заниматься творчеством, достаточно иметь желание и крупицу таланта, который изначально заложен природой в каждом из нас. Главное, чтобы на жизненном пути встретился заботливый педагог, который поможет его развить.

Вернисаж «Весеннее настроение». КЦ «Сайдаш». 2021

 

Арт-студия при КХУ им. Н. И. Фешина для детей и молодёжи с ОВЗ

Ильдар Нагматуллин. «Пьеро»

 

Ильдар Нагматуллин. «Цветы»

 

Ильдар Нагматуллин. «Цветы»

 

Карина Косарева. «Цветы»

 

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

 

Искусство обогащает душу и раскрывает в человеке всё самое лучшее. Чтобы заниматься творчеством, достаточно иметь желание и крупицу таланта, который изначально заложен природой в каждом из нас. Главное, чтобы на жизненном пути встретился заботливый педагог, который поможет его развить.
История социального благотворительного проекта «Смотрите сердцем» началась семь лет назад в Галерее имени И. Зарипова, когда студенты КХУ им. Н. И. Фешина под руководством педагога Диляры Хамзовны Камаловой стали проводить занятия для группы детей с ОВЗ, среди которых были ребята с различными диагнозами. Созданные ими работы были представлены в кинотеатре «Мир» в 2017 году на VII международном кинофе­с­тивале о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». После проведения выставки, которая стала своеобразным подведением итогов работы за год, стало ясно, что обучение ребят необходимо продолжить и разработать специальную адаптированную программу.
С осени 2017 года занятия стали проводить в мастерских Казанского художественного училища им. Н. И. Фешина, директор которого, Ольга Александ­ровна Гильмутдинова, создала программу, набрала группу студентов‑тьюторов и стала одним из педагогов.
Со временем желающих обучать­ся стало так много, что было набрано две возрастные группы — младшая (с 7 до 14 лет) и старшая (с 18 до 35 лет).
За семь лет существования арт‑студии удалось провести девять выставок на различных площадках Казани и одну — в Иннополисе. Эти удивительные работы буквально излучают добро и радость, как и их создатели.
Об особенностях работы с детьми с ОВЗ нам рассказали координаторы проекта.

Ольга Александровна ГИЛЬМУТДИНОВА, 
директор КХУ 
им. Н. И. Фешина

 

Тьютор — это призвание?


— Расскажите, как ваши студенты становятся тьюторами?

— Студент, желающий стать тьютором, сначала приходит к нам на занятие в качестве зрителя. Необходимо обладать достаточно высоким врождённым уровнем эмпатии, чтобы работать с ребятами с ОВЗ. Будущий тьютор должен очень хорошо относиться к своему подопечному, адекватно воспринимать его особенности и уметь быстро идти на контакт. Причём для этих детей важен именно физический контакт — мы начинаем занятия с объятий. Ребята могут подойти и обнять, выразить свою радость звуком — к этому будущий тьютор тоже должен быть готов. Если студент пришёл, посмотрел и понял, что представлял себе всё совершенно иначе, и если он в первый же день отказывается от того, чтобы быть тьютором, то, мне кажется, — это честно, это правильное решение. Это не хорошо и не плохо. Просто он к этому не готов. У каждого из нас свои способности и возможности общения с другими людьми. 

— Тьюторы выбирают своих подопечных, или наоборот?

— Когда мы создаём новую команду, тьюторы сперва пробуют работать с каждым ребёнком по очереди. И в итоге после нескольких занятий образуется пара, в которой один понимает другого с полуслова, полувзгляда. Каждый из ребят очень ждёт наши занятия, в том числе из-за встречи со своим помощником. И если вдруг приходит не его тьютор, то испытывает дискомфорт. 
Порой бывают такие сильные студенты, которые способны вести сразу двух или трёх ребят. Естественно, мы, педагоги, всё объясняем, контролируем, но прямым передатчиком информации является именно тьютор. Мы все вместе заранее обсуждаем тему, затем каждый самостоятельно подготавливает для своего подопечного методический материал. Тьютор пытается посмотреть на то, как будет проходить урок, глазами ребёнка; осмыслить, как и что будет делать его подопечный, чтобы работа была выполнена максимально хорошо. Всё-таки мы профессиональное учебное заведение, и, кроме процесса, нас волнует итог. Несмотря на то, что любого художника очень увлекает процесс создания работы, но, конечно же, очень важен и результат. Когда мы видим, что получилось что-то классное, возникает желание организовать выставку. Да, иногда в работе заложено только 30 % труда ученика, остальное — это работа тьютора. Но она создавалась в творческом процессе, в результате которого получился результат, и всё это принесло участникам огромное удовольствие.

 

Круговорот добрых дел


— Всегда ли занятия проходят в Художественном училище?

— Мы экспериментируем и в плане использования материалов для создания работ, и в том, что касается формы проведения занятий, она тоже может быть разной. В этом году из-за того, что в нашем здании шёл ремонт, мы занимались в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств. Пару лет назад в ГСИ проходила выставка художника Люси Вороновой. Она пишет огромные яркие декоративные картины, в основном цветы. И то­гда нам удалось провести очень интересное занятие. Сначала мы ходили с ребятами-ментальщиками на экскурсию, посмотрели эти картины, созданные в стиле на­ивного искусства, вдохновились, а затем сами тоже писали яркие декоративные цветы. Получились просто шикарные интересные работы. Это был какой-то новый подход, потому что каждый тьютор ходил со своим подопечным, они смотрели на картины, что-то им нравилось больше, что-то меньше, это было такое взаимное изучение, понимание второй половинки. В основном работы мы выполняли акрилом на холсте, так же, как и у Люси Вороновой, которая писала либо акрилом, либо маслом. 

Вероника Браун. «Белолапый»

 

Мохаммад Шаик Мохаммад Рафик. «Пьеро»

 

Вероника Браун. «Натюрморт на окне»

 

Иван Самойлов. «Арлекин»

 

— Расскажите о совместном проекте с приютом для кошек и собак.

— У нас был очень интересный проект с приютом для животных Kazan Shelter. Они нам прислали фото кошек и собак, мы с ребятами их рисовали, затем наши дизайнеры-тьюторы сверстали из них открытки, которые продавались на разных благотворительных ярмарках. Потом на эти средства мы покупали корм для животных, либо отдавали деньги непосредственно в приют. Получилась такая интересная благотворительная акция. Вроде бы это нашим ребятам надо помогать, а они сами помогают приюту. Это настоящий круговорот добрых дел, и мы были рады стать его частью.


Диляра Хамзовна КАМАЛОВА, 
заместитель директора 
по УПР КХУ им. Н. И. Фешина

 

Сотворчество 
и обмен энергией


— Что эти занятия дают ребятам и их родителям, и как они могут повлиять на будущее детей?

— На занятиях ребята чувствуют себя комфортно, они общаются между собой и дружат с тьюторами. Для их родителей наша студия также стала площадкой для общения, местом, где их ждут, куда они приходят и отдыхают душой. Быть родителем таких детей — определённый труд. Мы с Ольгой Александровной проводим всего одно занятие в неделю, а родители находятся с ними 24 часа в сутки. Нашей целью, помимо оказания качественных услуг в сфере образования, является повышение уровня досуга детей, чтобы семьи, в которых растут ребята с ОВЗ, не замыкались, не оставались один на один со своей проблемой. Например, мы устраиваем совместные походы на концерты.
Когда возникла идея создания студии, нам хотелось чем-то заинтересовать ребят, дать им образование. Найти для них то, чем они могли бы, возможно, заниматься в дальнейшем. Если научить их технике работы, то многие из них могли бы что-то делать, в том числе и на продажу. 

— Как занятия влияют на вас?

— Мне кажется, мы все не просто так этим занимаемся. Когда судьба свела меня с этими детьми, у меня возникло непреодолимое желание им что-то дать. 
Ольга Александровна и я занимаемся административной работой, и на творчество порой не хватает времени. Поэтому для меня проведение занятий с детьми с ОВЗ — это ещё и творческая самореализация, настоящий творческий акт. Я им помогаю, показываю, руковожу — это и есть сотворчество. Я не могу сама за них рисовать — лишь дирижирую. Задаю, какое произведение мы играем — что мы будем создавать — и они уже подстраиваются под это. И так рождается настоящее чудо! Порой идёшь на занятие уставшая, а после него наполняешься энергией и буквально летишь домой, и ещё больше начинаешь любить и ценить собственных детей. 

 

— Возникают ли у вас трудности в работе с детьми?

— Трудностей нет. Наоборот, эти ребята дают какую-то удивительную силу, они очень доброжелательные, улыбчивые, сердечные. Мы дружим практически со всеми родителями. Конечно, порой возникают разные ситуации, детишки могут невзначай и толкнуть друг друга, не все способны дружить между собой — это всё надо учитывать, нужен опыт, чтобы знать, как решать подобные ситуации.

— Как проходит процесс ­обучения?

— Мы даём им основные базовые навыки работы в разных техниках. Однако занятия продуманы так, чтобы они справились с заданием, стараемся ничего не ­усложнять. Учим работать в разных техниках, совмещаем их: акварель, цветной карандаш, фломастеры, мягкий материал, аппликация, коллаж и другие. Рисуем на различные темы, пишем натюрморты, цветы.

Чувство ритма 
и детская непосредственность
— Что отличает работы ребят?

— Эта детская непосредственность, особая моторика руки, ко­гда непонятно, как пойдёт линия, приводит к тому, что этим ребятам удаётся создавать удивительные работы. Но что отличает их от обычных детских работ, — это непременная художественная направленность. В рисунках ребят присутствуют чувство ритма, чувство цвета, заложенные в них от природы. Дети сами выбирают, что и каким цветом они рисуют, и создают ритм повторяющихся цветов. Этим мы не руководим, это делает сам ребёнок. Мы можем только помочь ему в плане техники, объяснить, что и как работает. Например, рассказываем, чтобы сделать цвет сложнее, нужно смешать несколько цветов, рассказываем о том, какие цвета можно смешивать, а какие нет. Помогаем тем, кому бывает сложно сделать это самостоятельно. 

— Есть ли необходимость увеличивать количество занятий, привлекать новых педагогов? Планируете ли вы развивать студию дальше?

— Да, детей, желающих обу­чаться у нас, больше, чем мы можем взять на данный момент. Мы подали заявку на то, чтобы стать частью социальной франшизы «Добро.Центр», и сейчас проходим обучение по их специальной программе. Когда мы станем этим центром, сможем получить пакет мер поддержки, попасть на профильные мероприятия, а также воспользоваться рядом других преимуществ.
Предлагаем и вашим читателям познакомиться с работами наших ребят. Просим лишь об одном — смотрите сердцем!

 

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев