Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Соцветие "Науруза"

Журнал "Казань", № 7, 2011 Фестиваль-юбиляр подвёл итоги В самом начале лета Казань встречала X Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». Более трёх десятков драматических, кукольных и площадных спектаклей на подмостках пяти казанских театров представили участники из разных регионов России и стран СНГ, а также Германии, Японии и Турции. Возглавивший...

Программа фестиваля действительно была насыщенной. Помимо театральных постановок зрители имели возможность увидеть сакральные танцы турецких дервишей, услышать тувинское горловое пение и искусство азербайджанского мугама. Яркой страницей фестиваля стало выступление выдающейся этнической певицы Степаниды Борисовой из Якутии. Подарком казанским театралам был приезд Санкт-Петербургского Малого драматического театра - Театра Европы под руководством Льва Додина со спектаклем «Три сестры». Участники германо-японского проекта Инго Талеб Рашида «Душа воина» представили зрителю историю самурая - танцевальную постановку с элементами боевых искусств. А настоящим праздником, окунувшим зрителя в атмосферу детства и сказки, стал музыкальный спектакль Государственного театра Анкары «Хроники Нарнии».


Традиционно в рамках фестиваля работала Коллегия критиков. После спектаклей шли их обсуждения, мэтры высказывали свои мнения относительно увиденного. Во время таких общений озвучивались и проблемы, характерные для современного национального театра в принципе. Каким ему быть в эпоху глобализации? Оставаться ли ортодоксально-са-
мобытным или искать некие новые формы воплощения традиций? Возможно ли возникновение новой качественно национальной режиссуры, когда остро стоит проблема сохранения национальных языков? (Кстати, в этом плане фестиваль «Науруз» уникален тем, что все участники играют свои постановки на языке того региона, который представляют.) Среди «фаворитов» фестивальной программы критики почти единодушно отметили постановку Национального драматического театра имени Кучияка из Горно-Алтайска «Восхождение на Хан-Алтай», «Ашик-Кериб» Альметьевского татарского государственного драматического театра, драму «Оглан и Лянка» Гагаузского драматического театра имени Чакира, «Кукольную свадьбу» в исполнении «камаловцев», спектакль Зелёного театра Бишкека «Хлеб и собака».

Своё резюме и пожелание фестивалю на будущее Коллегия критиков выразила во время заседания «круглого стола»
в заключительный день фестиваля.
В чём-то мнения экспертов театрального цеха оказались схожи, в отдельных вопросах - полярны, что, собственно, и составляет их ценность.

Итак, слово критикам.


Алексей Бартошевич
Председатель Коллегии критиков
фестиваля «Науруз», доктор искусствоведения,
профессор, заведующий кафедрой
истории зарубежного театра РАТИ-ГИТИС,
председатель Шекспировской комиссии Российской академии наук


- Сегодня тюркский театр очевидно тяготеет к архаике, фольклору, героическим жанрам. Это хорошо, но лишь в известной степени. У целого ряда спектаклей были замечательные завязки. Но даже когда речь идёт о самом высоком эпосе, нельзя забывать о таких вещах, как развитие и психологизм.


Организаторы фестиваля поступили абсолютно правильно, отказавшись от жюри. Театр - это не спорт. Я понимаю мотивы организаторов, стремящихся к тому, чтобы на фестивале тюркских народов были представлены все или почти все регионы России и бывшего Союза. Но мне кажется, что система отбора участников фестиваля должна опираться на критерии художественности, а не факторы геополитики. Не должно быть перепада уровня постановок. Перепад красок - да, перепад взглядов - да. Но
не перепад качества. Спектакль не должен попадать в программу фестиваля только потому, что был создан в том или ином регионе.


Ирина Мягкова
Театральный критик, кандидат искусствоведения, арт-директор Международного театрального фестиваля «Золотой конёк» (Москва)

- К плюсам фестиваля можно отнести то, что все его участники имели возможность не просто приехать, отыграть спектакль и уехать, но и приобщиться к творчеству друг друга. Многие театры живут и творят сегодня в полной изоляции. Скажем, для туркменского театра, который существует, сами знаете, в какой стране, приехать в Казань и пообщаться
с коллегами из других регионов - дорогого стоит. Но, на мой взгляд, «Науруз» больше походит на театральный форум, нежели на фестиваль. Сюда приезжают практически все, кто желает показать своё творчество. Настоящие фестивали имеют свою систему отбора и внутреннюю композицию. Между спектаклями существует своя внутренняя драматургия. Первое десятилетие «Науруза» было временем собирать камни, теперь пришло время камни отбрасывать. Спектакли должны состязаться за право присутствовать на фестивале. Если разница между уровнем постановок не будет столь разительной, то можно говорить
о том, чтобы вернуть в программу фестиваля конкурс. Конкурс - это отнюдь не плохо. На его фоне возникают напряжение и развитие. Есть понятие - фестивальный спектакль. Фестивальный спектакль - это спектакль-риск, спектакль-эксперимент. В этом смысле, я считаю, фестивальным был спектакль «Восхождение на Хан-Алтай» Горно-Алтайского театра. Люди рисковали, пробовали. Фестивальным спектаклем также была постановка Иссык-Кульского областного театра «Покаяние Курманбек Батыра». Мы ещё не видели такой трактовки национального эпоса.

Нина Кирай
Театральный критик, доктор искусствоведения, специалист по театру Восточной Европы,
директор Института театра (Будапешт, Венгрия)


- Фестивали в Европе переживают сегодня кризис. На заказ делаются небольшие спектакли, отвечающие запросам публики и тематике фестиваля. Я убеждена, что с мыслью о фестивале спектакль делать не стоит. Ориентироваться нужно прежде всего на возможности труппы. Необходимо больше обращаться к современной драматургии. Сегодняшний репертуар театров достаточно беден. Его необходимо расширять, активно обогащать за счёт переводов новых авторов. Большим достоинством фестиваля «Науруз» я считаю участие в нём спектаклей для детей и кукольных спектаклей. С этого начинается новый зритель.

Анастасия Павлова
Театральный критик, главный специалист Кабинета драматических и национальных театров Союза театральных деятелей России

- Не все спектакли, которые я посмотрела, были хороши, но они дают чёткий срез того, что происходит в разных театрах. Мне очень запала в душу близость к природе всех тюркских народов. Все спектакли замешаны на глубинном понимании чувственной природы, от которого в столицах давно отошли. Мне очень близко это ощущение шаманизма, близка этническая музыка, в спектаклях я обращала внимание именно на эту составляющую. Хотелось бы отметить высокий уровень пластической подготовки актёров. Очень запомнился спектакль «Восхождение на Хан-Алтай». Обращение к исторической теме и попытка переосмысления своей истории - это все-
гда важно и интересно.


Анна Степанова
Заместитель председателя Коллегии,
кандидат искусствоведения, профессор
кафедры истории театра России РАТИ-ГИТИС


- На всём постсоветском пространстве очевидна необходимость разобраться со своим прошлым. Необходимость проговорить историю своих репрессированных лидеров, своих репрессированных гениев. Этим национальные театры на моей памяти занимаются уже не первое десятилетие. Но, между прочим, у нас есть будущее.
У нас есть дети. И мы живём для того, чтобы в нашем следующем дне происходили какие-то замечательные вещи. Почему наши национальные театры думают о прошлом, но редко в каком спектакле задумываются о будущем? Единственным исключением в этом плане стал спектакль туймазинского театра «Легионер». В нём говорилось о проблемах сегодняшнего дня, которые проецировались и на будущее.


Алина Сабирова
Театральный критик, научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова

- Лейтмотивом обсуждения критиков предыдущего IX фестиваля «Науруз» были опасения моих коллег по поводу отсутствия качественной драматургии. Нынешний фестиваль выявил ещё одну проблему - это игнорирование режиссёров актёрской природы. Отсутствие драматургии заставляет режиссёров обращаться к классическим сюжетам, но при этом они не всегда утруждают себя тем, чтобы искать какие-то интересные решения, а следуют советским штампам времён 50-60-х прошлого века. Актёры оказываются заложниками режиссёрской пассивности, их потенциал не раскрывается, не возникает образов, за которыми интересно было бы наблюдать. В этом смысле исключением и потрясением для меня стал спектакль театра из Усть-Каменогорска «Поскольку человеком я зовусь». Режиссёр дал актёрам повод наслаждаться своей работой. Об этом стоило бы задуматься всем режиссёрам, и в программу следующего театрального форума включить больше мастер-классов именно для актёров.

Нияз Игламов
Театральный критик, заведующий
литературно-драматургической частью Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, заместитель художественного руководителя фестиваля «Науруз»


- В прошлом году под эгидой фестиваля «Науруз» мы впервые провели театрально-образовательный форум. В рамках форума шли спектакли нашего театра - четыре или пять, которые наиболее полно отражают его лицо. Если в будущем удастся пролонгировать форум по времени, то мы постараемся собрать то лучшее, что есть сегодня в тюркском театре. Есть некие культурные окраины, для которых участие в нашем фестивале едва ли ни единственная возможность увидеть свет. Тюркская языковая группа уникальна, широко разбросана по географии, разнообразна по своим конфессиональным особенностям.

Проводить конференции, мастер-классы в рамках фестиваля пока что малореально - его программа и без того слишком насыщенна. Мы постараемся делать это в рамках театрально-образовательного форума, который раз в два года будет чередоваться с фестивалем. Его программу мы готовы сформировать с учётом пожелания самих его участников из разных регионов.


Теги: айсылу мирханова человек в искусстве

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев