+22°C
USD 74,13 ₽
Реклама
Архив новостей

Спичрайтер и поэт

Апрель

На запахи, на зябь, на маету,

по зыбкому ступая льду самоубийцей,

иду-бреду вслепую к той границе,

где день ещё ленив и полон снов,

опутанных пунктирными снегами,

однако ночь, зашторив свой альков,

уже вовсю щебечет голосами,

где в каждой трели слышится любовь,

а в каждом вздохе — нетерпенья муки...

К тебе, апрель, весь год тяну я руки,

чтобы на эти правильные звуки

настроить слух и петь,

и петь без слов...

 

15 апреля — День рождения у Джахан Поллыевой. Она давно известна российской публике. Многие песни на её стихи стали хитами — их поют Алла Пугачёва, Александр Буйнов, Николай Расторгуев, Анастасия Спиридонова, Марк Тишман и другие популярные исполнители. Общественность знает Джахан Реджеповну и в другой её ипостаси: как спичрайтера трёх российских президентов. При этом именно художественное творчество, литература стали для неё тем, без чего она не мыслит свою жизнь. Джахан Поллыева ответила на вопросы журнала «Казань».

 

— Скажите, пожалуйста, когда вы начали писать стихи?

— В ранней молодости был единственный эпизод, когда под влиянием эмоций я начала рифмовать. Но происходило это всего месяц-полтора. Потом я благополучно забыла про это и вспомнила лишь лет через двадцать пять.

 

— Но почему? Они вам не нравились или...

— Я просто не считала стихотворчество серьёзным делом (смеётся). Не всем же везёт иметь рядом наставника, способного донести ещё в детском возрасте серьёзность этого дела, увлечь им. В школе же нам больше преподавали язык, чем литературу. Разбор стихов не был интересным. Поэзия по‑настоящему пронзает сердце лишь в «томном» возрасте. В советской школе почти всё преподавали с уклоном в историю и политику. Скучно было это обсуждать. Поэтому мне тогда больше нравилась проза. Исключением были Лермонтов и Маяковский. Только не спрашивайте, почему именно они — долго рассказывать...

 

— А ваша семья, родители как-то повлияли на увлечение литературой?

— Да. Хотя сами они ничего специально не делали. Просто у нас в семье любили яыки и литературу. Разбросанные по квартире газеты и журналы, которые выписывал отец, оказались пропуском в творческую реальность...

 

— Вы сотрудничаете с журналом «Русский пионер». Писали для них об Ахматовой, Бродском… Каков он — мир ваших поэтических предпочтений? Без кого вы не мыслите русской поэзии?

— Собственно, вы их сами уже назвали. Два действительных пророка. Два стоика, связанных трудной судьбой и даром гения. Люди, прошедшие через страшные ­испытания, но сумевшие выстоять. Поэты и писатели такого калибра остаются навсегда.

 

— Вы пишете что-нибудь прозаическое?

— У меня есть роман, повесть и две стихотворные пьесы. Обе пьесы, кстати, уже были опро­бованы на сцене — состоялись читки. Первая — для двух актёров — о проблемах в одной семейной паре была прочитана Ларисой Гузеевой и Игорем Миркурбановым. Вторую — о сложных  взаимоотношениях матери и дочери — я прочла сама.

 

— Чем отличаются для вас стихотворения и тексты песен?

— Всем: энергетикой, лексикой, своим построением, потребностью менять ритм внутри песни (из-за припева или бриджа). И это далеко не все нюансы, которые приходится учитывать. А они очень важны, если вы пишете текст уже на готовую музыку. Свои сложности стоят и перед композитором, когда ему приносят текст будущей песни.

 

— На ваши стихи спето много песен. Когда вы почувствовали в себе любовь к этому жанру? Что значит в вашей жизни музыка?

— Любовь к песням дана людям ещё с колыбели. Ведь мы всё время поём — то от грусти, то от радости... Но вы  знаете: одно из важных для стихо­творца качеств — музыкальность. Именно она задаёт ритмику строк, а не наоборот. Ну, и как не писать песен? Мне кажется, большинство поэтов хотя бы раз в  жизни, но это сделали. А стихи, сложенные искусственно, не поются и не трогают сердце.

Что касается музыкального образования, то с этим мне не повезло. Я с детства могла подобрать любую понравившуюся мелодию на старом мамином пианино, но в музыкальной школе не училась. По-настоящему песни стала писать только в зрелом возрасте, уже лет за сорок. Сначала для себя и своих друзей. Тогда же начала их записывать на домашние диски. Поздновато, конечно, но так уж получилось.

 

— Вы дружили с поэтом Андреем Дементьевым, и несколько лет являетесь членом жюри Всероссийской молодёжной поэтической премии «Зелёный листок», которую организует «Дом поэзии» в Твери. Какое у вас ощущение от пишущей молодёжи?

— Меня радует творчество молодых. За последние лет пять их стало гораздо больше — виден рост интереса к стихам. И состав поэтов стал сильнее... Членам жюри уже есть с чем сравнивать. Конкурсу «Зелёный листок» Андрей Дмитриевич отдал много сил и своей души. Тверь — город, где он родился, вырос и где по его инициативе стали проходить эти конкурсы. Это лишний раз доказывает, что участие видных деятелей литературы способно серьёзно влиять на творческий климат в любом регионе страны. И, конечно, немалую роль сыграла в этом и супруга ­Андрея Дмитриевича.

 

— Как, на ваш взгляд, сего­дня организована литературная жизнь в регионах? Слышно ли кого-то из российских национальных писателей в столице?

— Мы с вами знаем, что в последние годы на федеральном уровне приняты  программы, направленные на популяризацию национальных литератур. Например, «Программа поддержки национальных литератур народов РФ», в рамках которой проводятся семинары и фестивали, издаются прекрасные антологии произведений национальных авторов. Но, конечно, этого недостаточно, эти программы лучше бы расширять, ибо национальных писателей по большей части знают лишь в их собственных и близлежащих регио­нах. Наверное, эта проблема связана и с проблемами художественного перевода. Но в поддержке стихо­творцев многое зависит и от респуб­ликанских и губернских властей. К примеру, в той же Тверской области учреждена премия имени Андрея Дементьева. На мой взгляд, это один из вдохновляющих литературную общественность примеров. Таких премий должно быть гораздо больше.

 

— Время, когда любители поэ­зии заполняли стадионы, осталось в прошлом, но можно ли сегодня, сейчас, поднять интерес к поэзии в обществе?

— Интерес вырос. И те люди, которые раньше заполняли ста­дионы, не слушают стихи, а многие пишут их сами. Площадок для показа и обмена творческими проектами достаточно. Вопрос в другом: «а судьи кто?» Все, кто читает чужие стихи в открытом доступе? Или всё же профессионалы, эксперты?

У меня нет ответа. Стихи — особенный продукт. Любят их далеко не все, но они порой несут столько знания, сколько не даст и учебник.

 

— Среди множества направлений, которыми вы профессионально занимаетесь, есть и пиар‑работа. Как вам кажется, нужно ли пиарить поэтов и писателей?

— «Пиарить» для русского языка слово, конечно, странное. Между тем, оно вошло в обиход и сегодня может подразумевать очень разные модели: как хорошие, так и плохие. Это и один из способов рекламирования разных объектов, бизнесов, отдельных личностей etc. Этот термин может иметь и обратный — негативный — смысл. Вы спросите, почему об этом говорю? Потому что здесь всегда есть две разных стороны одной медали, белое и чёрное. Всё зависит от того, кто именно этим занимается.

Что касается меня, то был опыт работы с прессой, начиная с конца 90-х годов, и позже он был востребован вновь. Но не могу сказать, что это меня увлекало с головой. Просто надо было решать задачи, исходя из ситуации и своих убеждений; соблюдая приличия и правила поведения в обществе.

 

— Как вы относитесь к профессиональным писательским сообществам? Нужны ли, например, Союзы писателей или это пережиток прошлого?

— Писательские сообщества, я думаю, нужны. Но добровольные и не обязательно масштабные. Мне кажется, время больших съездов прошло (особенно для людей, пишущих свои произведения дома). Но нужно максимально защитить их авторские права, обращать внимание на их трудности, помогать в тяжелых ситуациях, в конце концов.

Да, всё, что не меняется на протяжении десятилетий, имеет шанс превратиться в застывшую форму. Но всё равно надо пробовать ­искать подходящие для сегодняшних времён формы объединения.

 

— Как вам кажется, каково будущее русской поэзии, а, возможно, и поэзии вообще?

— Любое будущее российской поэзии рождается сегодня. Те, кто внимательно следит за изменением поэтического ландшафта, знает про это много больше, чем я. Мне хотелось бы сказать лишь одно: русская и российская поэзия в целом — это наша национальная гордость. Очень хотелось бы, чтобы её традиции, помогавшие подняться нашим гениям и стать известными во всём мире, никуда не делись, не ушли… Они себя оправдали и достойны продолжения.

 

Джахан ПОЛЛЫЕВА

Кто умеет любить, только тот и любим!

Мы уже слышали эти песни в исполнении звёзд российской эстрады, а после знакомства с нашей героиней послушаем их с особенным вниманием!

 

Опять метель

Исполняет Алла Пугачёва

За тобой не закрывая дверь,

Я живу уже который год,

И с тех пор отсчёт

Моих нечаянных потерь

Остановленный кого-то ждёт.

 

Опять метель,

И мается былое в темноте.

Опять метель,

Две вечности сошлись

В один короткий день,

Короткий день...

 

Ты меня не ведая, прости,

На пороге долго не томись,

Ведь теперь у нашей повторившейся любви

Станет сроком давности вся жизнь.

 

Опять метель,

И мается былое в темноте.

Опять метель,

Две вечности сошлись

В один короткий день,

Короткий день.

 

Избранница

Исполняет Николай Басков

Ты женщина — избранница всего:

И лучшего и худшего на свете.

Ты награждала верностью того,

Кто был с тобой изменчивым, как ветер.

 

И лишь со мной ты медлишь много лет,

За нас двоих не выберешь дорогу.

Быть избранной — приятно, спору нет;

Но выбирать приятней по итогу.

 

Припев:

Избранница, избранница! Пускай не всем понравится,

Что не мужчина выберет, а ты найдёшь его.

Избранница, избранница! Тебе какая разница?

Всё, как ты хочешь, сладится, лишь опусти чело…

 

Ты всех вела вкруг пальца и сама

Велась на чьи-то глупые приманки;

Но всякий раз переступала рамки,

А в оправданье — Женщиной звалась.

 

Зачем теперь ты ждёшь, что за тобой

Приду, как Бог, назначив самой нужной?

Богиня ты, — и главный выбор твой!

Реши сама, кто быть достоин мужем.

 

Решимость наша — это просто миф.

За ним мужчинам прятаться удобно.

Но, если любишь — слабой стань на миг!

Мы легче покоряемся покорным…

 

От любви умирают

Исполняет Александр Буйнов

Мы порой забываем, что поблизости с нами

В одиноких квартирах живут.

Те, кто боль свою терпят и даже годами

Возвращенья возлюбленных ждут…

 

Сколько их, кто ночами бессонными бродят,

Но уже никому не звонят.

Разговором о главном друзей не тревожат,

Лишь беззвучно в пространство кричат:

 

От любви умирают, и это не шутка.

Гаснут те, кто своих не вернул.

Ядовитые стрелы в колчан заправляет

Белокурый мальчишка-амур…

 

Пусть напишут врачи имя недугов разных,

Что сгубили влюблённую кровь.

Но причиною смерти, убийцей-диагнозом

Златокудрая стала любовь.

 

От любви умирают, и это не шутка,

Гаснут те, кто своих не вернул.

Ядовитые стрелы в колчан заправляет

Белокурый мальчишка-амур…

Амур....

Реклама

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: