-2°C
USD 76,44 ₽
  • 15 октября 2020 - 12:31
    Осенняя Казань А вы знаете, где в нашем городе есть такое необычное место?
    376
    0
    0
Реклама
Архив новостей

Страна Никогде

Журнал "Казань", № 1, 2014

Сказочный «Альбом моей дочери»

Среди творческого наследия моего деда Назиба Жиганова есть несколько пьес для фортепиано, созданных композитором в начале сороковых годов минувшего века. Они для начинающих музыкантов. Рукописи пьес украшены забавными рисунками автора, названием шуточного издательства «Кикимора» и полной отеческой любви фразой: «Альбом моей дочери»…

Начало этому альбому положили «Марш кукол», «Танец медвежонка» и «Колыбельная» - приобретшие цвет охры листы хранятся в нашем семейном архиве.
Дело в том, что дочь композитора, и по совместительству моя будущая мама, маленькая Светлана (ей шёл шестой год), категорически отказалась заниматься музыкой, «потому что маленькие детки не играют на рояле…»

Жиганов оспаривал «убийственный» довод дочери и в беседах, и в письмах, придумывал для неё «нравоучительные» сказки. Всё тщетно. Тогда он использовал последнее «средство»: сочинил для неё эти самые три пьесы. Украсил рукописи рисунками и подарил на день рождения - 31 марта 1941 года.
«Средство» подействовало. Отца Светлана любила. Сильно.

Чуть позже к первым трём пьесам Жиганов добавил «Юлу», «Горе», «Резвушку» и «Плясовую». Каждая из них была связана с окружавшим пятилетнюю девочку миром: старинной куклой Лялькой, забавлявшей ещё её любимую бабулю Саню, маминым подарком медвежонком Мишкой, хитрой проказницей Лисой-непоседой изотцовских сказок. Пьеса «Горе», вроде бы чуждая весёлому и озорному ряду, была посвящена безвременно погибшему любимому котёнку.

«Альбом моей дочери», по замыслу композитора, должен был состоять из десяти музыкальных произведений. В рукописях Жиганова указаны точные даты создания пяти первых пьес - с февраля по октябрь 1941 года. Всего cреди рукописей первого военного года, объединённых обложкой «Альбом моей дочери», одиннадцать музыкальных произведений - кроме названных ещё «Мелодия», «Маленький вальс» и две пьесы, не получившие тогда названия.

Пьесы эти, словно Кроличья Нора, уносившая Алису в Страну Чудес, переносят в таинственный и прекрасный Мир Музыки, в утраченное, но такое желанное для взрослых (и привычное для детворы) НИКОГДЕ. В ту страну, границами которой служат стены из подушек и одеял, а заветным паролем - считалка. В страну, где плюшевые медведи грациозно танцуют, игрушечные солдатики бесстрашны и верны, вечно юные куклы и озорные лисички приходят, чтобы играть с вами - стоит лишь подумать об этом. В страну, где ваши страхи на поверку оказываются карнавальными масками из цветной бумаги.

Пьесы остались «Альбомом моей дочери» только в рукописях. Ни при жизни композитора, ни после его ухода под своим оригинальным названием они не были изданы, как задумывалось изначально. Хотя в том или ином сочетании издавались, и сказка стала достоянием многих.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: