Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

СвияжскоЗАВИСИМЫЕ

Один раз в год у свободной театральной братии наступает счастливое время — часть из них переселяется на Свияжск. Фонд «Живой город» вот уже восьмой год проводит на острове лабораторию, куда съезжаются интересные режиссёры, неравнодушные актёры и смелые критики, чтобы за несколько дней создать эскизы спектаклей, порассуждать о жизни и поглядеть в свияжские воды на себя любимого.

«Сказка о царе Салтане»

 

Много воды в театральной лаборатории «Свияжск АРТель»

 

Один раз в год у свободной театральной братии наступает счастливое время — часть из них переселяется на Свияжск. Фонд «Живой город» вот уже восьмой год проводит на острове лабораторию, куда съезжаются интересные режиссёры, неравнодушные актёры и смелые критики, чтобы за несколько дней создать эскизы спектаклей, порассуждать о жизни и поглядеть в свияжские воды на себя любимого.

 

Юлия КАЛИНИНА

(текст и фото)

 

Жара днём и комары ночью; дожди прямо во время спектакля под открытым небом; ночёвки в здании школы на раскладушках; очередь в туалет и к раковине умыться; душ один и находится в соседней гостинице, так что проще просто спуститься с холма мимо церкви Константина и Елены по каменистой дороге к реке Щуке. Можно сделать это прямо в купальнике или трусах. Работа примерно 25 часов в сутки, потому что сон и еда тоже превращаются в работу. Чем не счастье?

Правда, отдых примерно в такой же пропорции, потому что репетиции и обсуждения каким-то образом становятся магнитом, который притягивает и манит к себе каждое лето. И если летним днём Свияжск полон туристов, то вечером ты вспоминаешь о том, что это остров. И, кажется, ты отрезан от большой земли не только тремя реками, но и чем-то ещё — обособленностью страшной истории этого места, его совершенно особым временем.

В XVI веке его история тишины, казалось, закончилась, когда пришли воины Ивана IV, вырубили лес и построили город. В XIX веке его история, как города, казалось, закончилась, когда он перестал иметь прежнее значение и тихо доживал свои монастырское и рыбацкое предназначения. В XX веке его история как нормального человеческого поселения, казалось, закончилась, когда сюда пришёл ГУЛАГ. Потом закончилась его история как полуострова, когда появилось Куйбышевское водохранилище и сюда пришла вода. Потом появилась психушка. Потом — музей. Потом пришли деньги, дорога на материк и туристы. Тогда казалось, что история с тишиной и покоем закончилась ещё раз уже на наших глазах.

Проект «Форточка»

 

Но Свияжск манит, как собственные корни. Наша история переписывалась несчётное количество раз, так что мы, кажется, уже потеряли в ней необходимость. Свияжск — это место, в котором ты стоишь на истории, ходишь по ней, вдыхаешь её воздух и купаешься в её водах.

И куда бы ты ни шёл на острове, рано или поздно и, скорее, рано, ты утыкаешься в воду. Ведь даже первый город приплыл сюда по воде из Углича, а не возник, как и положено приличному городу, прямо на месте. Вполне логично, что для театральной лаборатории «Свияжск АРТель» реки Щука, Свияга и Волга становятся декорацией, вдохновением, реквизитом, зрительным залом, сценой и ещё чёрт-те чем, что и определить-то нельзя, можно только прочувствовать. Я выбрала моменты взаимодействия лаборатории с водой, которым была свидетелем сама и о которых мне захотелось рассказать.

 

АРТель 2021

ПРОЕКТ «ФОРТОЧКА» проходил на дебаркадере и представлял из себя инсталляцию в табличках и актёрах, умноженную на тотальную проверку вестибулярного аппарата. Свияжск и вода вокруг него диктуют условия всегда. В этот раз вода просто отступила, и только прибывший к Свияжску дебаркадер одним боком лёг на берег. Крен создал ощущение, что тебя готовят в космонавты, плохо становилось, когда ты только ступал на палубу, а на четвёртом акте, когда надо ­зайти по лестнице на второй этаж, ты понимал всю прелесть морской болезни. Хорошо, что на палубу пускали только пять человек разом (как раз по числу актов), каждый акт — это нечто за стеклом или за дверью, и ты сам решаешь, сколько времени тебе потратить на его созерцание: это могут быть спящий человек в каюте, незакрытая форточка или висящие на нитках пенопластовые шарики, которые невозможно сфотографировать, а только увидеть. Впечатление, что тебя выбили из привычной колеи, гарантируется.

Перформанс «И театр плывёт…»

 

ПЕРФОРМАНС «И ТЕАТР ПЛЫВЁТ…» К счастью, такой театр можно считывать субъективно, потому как единого мнения о том, что там происходит, нет и быть не может. Так что я с удовольствием увидела тему «народной» истории. То есть истории не императоров, героев, завоевателей, а то, что запомнилось, запечатлелось, наболелось нашим дедушкам, бабушкам, родителям и нам. Стулья зрительного зала стоят длинной шеренгой на пляж, а мимо нас по воде идёт лодка. Именно идёт — против течения, ведомая Святым Христофором, который идентифицируется по конской голове. Два скелета и один стол в лодке без слов рассказывают нам картинки из истории XX века — гражданской войны, раскулачивания, ГУЛАГа,  анекдотов про Чапаева… И пока они проходят мимо нас, жизнь продолжается — на берегу играют дети и собаки, проплывают другие лодки, вдалеке белеет церковь Макарьевского монастыря. Такие эскизы репетируются неизбежно прилюдно, и потому первыми зрителями становятся не театральные критики, а как здесь — случайные отдыхающие на пляже. И, по словам режиссёра, именно у них она спрашивала, что понятно, а что — нет, какие моменты считываются, а какие — нет.

Театральный эскиз «Рыбацкие байки»

 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭСКИЗ «РЫБАЦКИЕ БАЙКИ» проходил на закате на том же берегу. В этот раз никаких стульев — зрители сидят на деревянном помосте, подушках и на чём попало. А на фоне заходящего солнца варится настоящая уха под настоящие местные рыбацкие байки. Потом уха под водочку (для желающих) ушла к зрителям. Когда-то местных жителей называли лещёвниками (может, лещ была самая популярная рыба?), а на гербе Свияжска, помимо города на лодках, изображена именно рыба. Рыболовство было одним из самых популярных занятий, не хобби ради, а пропитания для. В последние годы, благодаря ужесточению законодательства, местные жители приравнены к браконьерам. Рыбацкие байки, как и рыбацкие поверья и традиции, постепенно становятся такой же историей, как быт психбольницы или профессия молотобойца — говорят, была такая в местном отделении ГУЛАГа, этот человек должен был бить молотом по головам трупов, чтобы ни один случайно выживший не покинул остров.

 

АРТель 2019

«ХОДЖА НАСРЕДДИН» «голливудского» режиссёра Тимура Бекмамбетова проходил всё на том же песке, но только поздно ночью. Реку почти не видно, но ты её всё время слышишь, и ощущаешь эту черноту рядом. Вдоль реки установлены зрительный зал, занавес, торговые ряды с арбузами и дынями, бахча, ковры, на которых в антракте зрителей кормили настоящим пловом. Ты по песку идёшь в путь за Ходжой в одну сторону через зрительный занавес и в другую, как переходишь через границу реальности и воображения, мечты и яви, жизни и смерти.

Перформанс «Русский лес»

 

АРТель 2018

ПЕРФОРМАНС «РУССКИЙ ЛЕС» режиссёра Степана Пекте­ева был создан на самой эффектной из возможных точек — на противоположном берегу реки Свияги. Лежащий вдалеке Свияжск, как узорчатый платок, белая лошадь, стол с хлебом, как часть обряда посвящения — всё это декорация к перформансу о языках — татар, башкир, мари, чуваш, мордвы, удмуртов и так далее.

«Встреча»

 

«ВСТРЕЧА» от всемирно известной театральной группы Rimini Protokoll. Каждый их проект становится мировой театральной сенсацией, и Татарстану очень повезло заманить их сюда. Они всегда ищут болевые точки, такой на Свияжске стали взаимоотношения с церковью. Каждый, кто приезжает на остров, первым делом видит церкви — белую колокольню Успенского монастыря, большой купол Скорбященско‑Богородицкого собора. Но много мы знаем о том, что происходит за стенами монастырей? «Встреча» была игрой, общением и рассказом семинаристов о том, как каждый из них пришёл в церковь. Последней локацией был высокий берег реки Щуки, на котором представители церкви, актёры и зрители пели песню Бориса Гребенщикова «Под небом золотым» — под надвигающуюся грозу и золотые сполохи на воде.

«Встреча»

 

АРТель 2017

«НАДЗИРАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ» — эскиз главного хулигана‑экспериментатора современного российского театра Всеволода Лисовского по философскому трактату Мишеля Фуко. Размышления о насилии и тюрьме плавают огромным плакатом в воде, читаются актёром из камышей, из-под земли, из кустов и растянуты путешествием по заброшенной части берега Щуки. Сюда редко успевают дойти туристы даже в самый «густонаселённый день», так что внезапно на маленьком острове, среди многосотенной толпы, ты проваливаешься в описания казней, неизменного для человечества насилия и одиночества «без души».

«Надзирать и наказывать»

 

«В ГЛУБОКОЙ ВОДЕ» швейцарского режиссёра Массимо Фурлана был поставлен в помещении школы. Все коридоры школы XIX века были затянуты белым туманом, в котором зрители по школьному звонку перемещались между кабинетами русского языка и литературы, математики и иностранного языка и собирались в спортзале. Жутковатые истории из жизни школьников были рассказаны самими подростками. Эскиз неуютный, как школьный буллинг: он был построен на нарушении привычных границ: зрителей могли трогать и вести себя по отношении к ним агрессивно, видеть сквозь туман было сложно, по ушам била психоделическая музыка. Нам было предложено погрузиться в ситуации школьной агрессии с головой, тонуть было неприятно и хотелось поскорее вырваться на солнце и воздух.

«В глубокой воде»

 

АРТель 2016

«ПОСЕЩАТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ». Дмитрий Волкострелов, основатель экспериментальной площадки «театр post», с пятью актёрами создал бродилку-музей‑туристический маршрут по острову. В процессе перемещений по Свияжску, разговоров с местными жителями и по мере накоплений собственных впечатлений были написаны несвязные тексты о непарадных и очень личных достопримечательностях острова. Зрителям выдавалась карта с точками и рекомендацией ходить в одиночестве, не разговаривать и ловить экскурсоводов. То есть актёры в своём ритме перемещались между точками и в одной из них могли пересечься со зрителями. А могли и не пересечься. В этом случае, они рассказывали свою часть «Экскурсии» небу, крапиве и, конечно, рекам Щуке и Волге, так как большинство точек были на их берегах.

«Посещать в одиночестве»

 

«О ЛЮБВИ ОРЛА И ЛОШАДИ» — совместная работа драматурга Юрия Клавдиева и режиссёра Романа Феодори. Это тот случай, когда Река не стала декорацией или сценой, она стала одним из актёров. Река, в исполнении замечательной актрисы Елены Калагановой, рассказывала о своей судьбе, о течении сквозь года и мимо людей. Под конец её монологов я ненавидела людей, а Река текла дальше в тихом смирении жить. Декорация здесь была вывернута наизнанку, ибо не актёры играли в ней, а они её строили, как в театре марионеток, перед нами на голубой скатерти реки постепенно возникал остров.

«О любви орла и лошади»

 

«ЗАТОРМОЖЕННОЕ СВИЯЖСКОЕ ВРЕМЯ». Регина Саттарова и её актёры (сборная свободных профессионалов из Казани) проживали текст Павла Полякова «Свияжское время». Он собрал ассорти из подслушанных монологов реальных жителей острова: жалобы на то, что их укачивает, на то, что в Свияжске нет ни аптеки, ни больницы... Актёры сидели и ходили по дебаркадеру, вокруг летали чайки, вода уже зацветала, и нудные разговоры о проблемах, которые тянутся, кажется, десятилетиями, без всякой возможности и желания их решить, сливались в монотонное дачное безвременье.

«Заторможенное свияжское время»

 

Реки Свияжска на одной из лабораторий получили сравнение со Стиксом и Летой — рекой Смерти и рекой Забвения. Ещё в 90-е годы берега Свияжска были практически покрыты нательными крестами, черепками посуды и кусками человеческих костей. Почти все кладбища Свияжска оказались под водой после поднятия Куйбышевского водохранилища, а с ними и весь культурный слой. А место под новое кладбище для Свияжска отвели на другом берегу реки. Теперь тела умерших перевозили летом на лодке, зимой на санях, а осенью и весной, по словам местных жителей, просто не умирали. Сравнение со Стиксом, конечно, очевидно. И потому так много мрачного проживается через мотив воды на АРТели. Но также Свияжск называют островом Буяном, ведь говорят, именно он вдохновил Пушкина. И потому на второй АРТели берег реки стал сценой для «Сказки о царе Салтане» режиссёра Родиона Букаева. И потому так много сказочного и радостного проживается на берегах этих рек. Проживание радости и ужаса, состояние общности и одиночества — это то, что любой человек может получить на театральной лаборатории «Свияжск АРТель», вне зависимости от того, зачем ты туда приехал — ставить спектакль, играть в нём, смотреть, расставлять стулья, доставать арбузы для спектакля или из пожарного гидранта обливать «больных» на спектакле «Палата № 6». Всё едино.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев