Театр как диалог
Журнал "Казань", № 12, 2012 27 ноября в Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени В. И. Качалова поздравили с 65-летием художественного руководителя-директора, народного артиста России и Татарстана, лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, лауреата Премии Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова Александра Яковлевича Славутского. «Мои спектакли -...
Журнал "Казань", № 12, 2012
27 ноября в Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени В. И. Качалова поздравили с 65-летием художественного руководителя-директора, народного артиста России и Татарстана, лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, лауреата Премии Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова Александра Яковлевича Славутского.
«Мои спектакли - это моя биография, мои родители, моя семья, мои друзья, мой город, моя страна, моя радость и моя печаль - моя история.
Мы выбираем пьесу. Репетируем. Фантазируем, сочиняем, и возникает нечто совершенно новое, и в то же время очень знакомое. В нём - дыхание нашей жизни, мои мечты, судьбы знакомых мне людей, прошлое и настоящее, бытие и небытие, раздумья о начале жизни и её конце, о переменах и безрассудстве, об ускользающем счастье и надеждах на будущее, о нас, о том, что ждёт впереди.
Почти полвека я пишу свой театральный роман».
Этими словами Александр Славутский начал свой творческий вечер на Малой сцене театра, камерное пространство которой определило и атмосферу, и формат торжества - формат творческой встречи, живого диалога со зрителем. Фотолетопись жизни и творчества с кадрами семейной хроники и всей театральной биографии юбиляра от первых шагов в далёком Челябинске до сегодняшних дней задала тон всей встрече: вечеру близкого душевного общения в общем для артистов и зрителей доме. Не случайно завершающей частью слова о юбиляре стали монологи персонажей из лучших спектаклей театра: ведущие артисты театра от лица своих героев начали диалог с залом. Александр Славутский пригласил к разговору о театре, о времени, о судьбе, открывая перед зрителем страницы своего театрального романа. Последние почти двадцать лет - это и страницы истории Качаловского театра.
Тогда, в 1994 году, от Александра Славутского ждали чуда, и он не обманул ожиданий. Первые же его спектакли не только вернули зрителя в зал, но и явили новый облик театра: говорящего на современном театральном языке, со слаженным актёрским ансамблем, тандемом мощной режиссуры и сценографии. Все эти годы театр верен основным принципам: хорошая литература в основе репертуара, высокий уровень изобразительной структуры, мощный актёрский ансамбль и, самое главное, диалог со зрителем - живой театр. Выпускник Щукинского училища и ученик Андрея Гончарова Александр Славутский в своём творчестве опирается на традиции вахтанговской школы с её зрелищностью, иронией и техническим совершенством и в то же время умеет заворожить зал рассказанной историей, пробудить чувства, заставить плакать и смеяться. Он смело использует все средства театральной выразительности, насыщает свои спектакли музыкой, спецэффектами, но основой сохраняет природу человека, жизнь человеческого духа. Он любит уйти от внешних атрибутов реальности, создать на сцене фантастический, неведомый мир вне времени и пространства, но населить этот мир, насытить его реальными, понятными всем, неизменными на протяжении веков человеческими страстями, горестями и радостями. Сегодня театр живёт, играет каждый вечер спектакли, некоторые идут уже более пятнадцати лет. Из всех определений сущности театра самому Славутскому, пожалуй, ближе стреллеровское определение - «театр для людей». Он занят созданием и сохранением именно такого театра - умного и правдивого собеседника, слушающего и слышащего своего зрителя и ненавязчиво воспитывающего его.
О том, какое значение для культурной жизни республики имел приезд Александра Славутского, как именно его деятельность стала возрождением одного из старейших театров России, как важно это было для социально-политической обстановки в регионе, сказал, поздравляя юбиляра, Государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев. Постоянный зритель качаловского, знающий и репертуар, и артистов, он по сути и начал заявленный душевный разговор о театре, в конце речи вручив юбиляру Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
В этот вечер в зале вообще не было людей, для которых театр имени Качалова не был бы давним собеседником. Среди зрителей расположились и труппа Качаловского, и пришедшие поздравить Славутского коллеги из казанских театров, представители творческой интеллигенции. Были поздравления, цветы, телеграммы от Александра Калягина, Юрия Соломина, Евгения Миронова, Марка Розовского, Михаила Левитина, из театров Екатеринбурга, Сочи, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Челябинска, Читы, Ростова-на-Дону….
Одним из главных действующих лиц вечера стало театральное кабаре «Вишнёвый сад» в составе Ильи Славутского, Елены Ряшиной, Эльзы Фардеевой и музыкантов инструментальной группы театра. Созданная ими и великолепно исполненная программа на основе лучших образцов российской песенной классики стала эмоциональным камертоном встречи.
Но самое главное, состоялся разговор. Содержательный, проникновенный, эмоциональный, с неожиданными и вполне привычными вопросами, с необычайно тёплым рассказом о родителях, о детстве и семье и серьёзным обсуждением вопросов профессии. Два с половиной часа пролетели, как одно мгновение, и расходиться не хотелось.
Этот разговор не закончился с окончанием вечера, продолжением его станут спектакли, ведь у диалога театра со своим зрителем есть только начало, конца ему нет.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев