+25°C
USD 73,38 ₽
Реклама
Архив новостей

Технология чуда

Журнал "Казань", № 5, 2014
В нынешнем году -110 лет Казанскому музыкальному училищу (колледжу) имени И. В. Аухадеева.
Одно из старейших музыкальных учебных заведений России было организовано Казанским отделением Русского музыкального общества в 1904 году на основе частных школ. У его истоков стояли выпускники Петербургской консерватории Рудольф Гуммерт, Осип Родзевич, Ксаверий Корбут, Екатерина Янишевская, Мария Пятницкая,Екатерина Ковелькова.
Сегодня замечательные традиции профессионального музыкального образования в Казани продолжает коллектив под руководством заслуженного работника культуры Республики Татарстан Айрата Заппарова.
Творческая лаборатория композитора Светланы Зорюковой
Малышка Самира кладёт пальчики на клавиши инструмента, мама накрывает их своей ладонью - и девочка радостно смотрит на неё, слыша сотворённый обеими звук. Это же чудо!
А когда мама сочиняет музыку, дочка внимательно слушает, придвигается ближе: интересно. Хотя девочка вовсе не привязана к маминой юбке, натура проявляется деятельная, энергичная - вырастет лидер, не сомневаются родители. Кто знает, чем она займётся, повзрослев, какую профессию изберёт? Но волшебные звуки, впитанные буквально с молоком матери, в любом случае будут сопутствовать ей всю жизнь.
Светлана тоже с раннего детства купалась в музыке. Родители не были музыкантами, но в доме нередко звучали баян и гитара, на которых любил играть отец. Родилась Зорюкова в Казани в семье, где органично переплелись две культуры, татарская и русская. Так она с младых ногтей росла в среде живого диалога разных культур, что со временем очень ярко проявилось в базовых идеях её творчества.
Уже с шести лет, начав заниматься в детской музыкальной школе № 4 по классу фортепиано, Светлана пробует себя в сочинении музыки. Помогать ей берётся известный педагог и композитор Фарид Шарифуллин. Результаты не заставили себя ждать - в одиннадцать лет она уже лауреат Республиканского конкурса молодых композиторов, ей вручают вторую премию за цикл фортепианных пьес и детские песни. А три года спустя Зорюкова становится счастливой обладательницей первой премии Республиканского композиторского конкурса «Россия - Родина моя», где она исполнила свои фортепианные пьесы.
Так Светлана ещё в школе начала осваивать основы композиторского ремесла одновременно с основными музыкальными предметами. Европейская музыкальная традиция пестрит подобными примерами композиторских практик детского периода - Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист - вот лишь некоторые из имён гениев. Конечно, такие занятия - не для всех, но их значение для формирования художественной зрелости композитора трудно переоценить.
Окончив школу, Светлана поступила в музыкальное училище. Сомнений не было - только теоретическое отделение! Став потом педагогом, она утвердилась в мысли: среди прочих этапов музыкального становления время занятий в училище - самое ответственное, именно здесь закладываются азы профессионализма.
Отделение, где училась Светлана, имеет уже немалую историю.
В 1936 году в училище была создана творческая группа для подготовки композиторов, в 1949 году - историко-теоретическое отделение, а спустя четыре года - отделение теории музыки. Оно выпустило не одну плеяду талантливых композиторов разных поколений. Музыка многих давно уже стала подлинными духовными сокровищами Татарстана. Достаточно назвать Резеду Ахиярову, Фасиля Ахметова, Арнольда Бренинга, Рафаэля Белялова, Рената Еникеева, Бориса Трубина… Среди выпускников более молодого поколения - Ильгам Байтиряк, Сергей Беликов, Виталий Харисов и другие талантливые композиторы. Принадлежа к этому поколению, Светлана Зорюкова уже долгие годы преподаёт в Казанском музыкальном колледже, бережно и усердно помогая развиваться юным композиторам нашей республики.
А до этого была учёба на композиторском факультете Казанской консерватории, класс профессора Руденко. В консерваторские годы Светлана подобно Шуману, Чайковскому и Прокофьеву открыла для себя загадочный и трепетный мир детской музыки, который до сих пор продолжает пополняться её новыми произведениями. Началось же всё с создания цикла из пяти пьес для хора и фортепиано на тексты татарских народных загадок. Благодаря яркому мелодизму и богатству изобразительных приёмов цикл этот и сейчас нередко исполняется детьми из многих музыкальных школ Татарстана.
Окончив учёбу в консерватории, Светлана уезжает в Москву - на стажировку к профессору Леману. Она считает, что ей очень повезло с учителями. Александр Михайлович Руденко, педагог от Бога, дал ей полноценную композиторскую базу знаний. А Альберт Семёнович Леман был не просто музыкантом титанической энергии, который участвовал в становлении всей татарской профессиональной музыки, но и человеком, свободным от консерватизма, чутким к новому.
В Москве круг художественных интересов Светланы расширяется: в частности, она создаёт вокальный цикл для флейты и меццо-сопрано на стихи японских поэтесс. Цикл выдержан в сумрачном колорите и проникнут настроениями мистицизма, диалогом женщины и мира, который её окружает.
Возвратившись в Казань, молодой композитор не перестаёт удивлять нас своими новыми творениями. Она и сейчас вносит немалую лепту в культурную жизнь республики.
Круг творческого сотрудничества Зорюковой очень широк - хор «Хыял», детский вокальный ансамбль «Кампанелла», камерный оркестр «La Primavera», Казанский кукольный театр, музыкальный факультет Татарского государственного педагогического университета (вошедшего сейчас в федеральный университет), Государственный струнный квартет, Ансамбль песни и танца, Государственный оркестр Республики Татарстан. Композитор плодотворно работает со скрипачами Шамилем и Камилем Монасыповыми, певицей Евгенией Шевелёвой, поэтами Нури Бурнашем и Борисом Вайнером, пианистами Юрием Почтарём и Домиником Блюмом, кларнетистами Кристианом Рока и Фабио Ди Казола, флейтистом Владиславом Захаровым и многими другими талантливыми исполнителями и поэтами.
Светлану Владимировну в полной мере можно назвать художником, идущим в ногу со временем. Однако есть в творчестве композитора и нечто более важное, уже давно ставшее первостепенным началом в музыке Зорюковой - это её духовная наполненность. Непрерывно развиваясь, творчество Светланы Владимировны никогда не становится всего лишь любопытным экспериментом, его концептуальность всегда читаема. Особенно хорошо это заметно в произведении «Ялвару» - для хора, флейты, альтовой флейты, приготовленного рояля и ударных. Автор размышляет над сущностью молитвы. Она для композитора - не просто ритуал, а явление космическое, проникающее во все сферы человеческой жизни. Традиционный текст мусульманской молитвы, пройдя через всё произведение, сплавляется с католическим «Kyrie Eleison» в финале. Идеи общности духовных устремлений людей разных конфессий, поиска понимания между ними продолжают занимать важное место в творчестве Зорюковой.
Светлана Владимировна очень часто обращается к картинам прошлого, во всей полноте предстающим перед глазами современного человека. Именно их мы можем услышать в симфонической поэме «Восток» и в «Пантеистической прелюдии». Здесь наряду с философскими размышлениями и отстранённым созерцанием есть эпизоды, словно дающие слушателю возможность вдохнуть целебный воздух давно минувшего и увидеть таинственное древнее небо.
Практически вся музыка Зорюковой проникнута восточным колоритом. Её нельзя назвать всецело татарской, скорее она восходит к более широкому спектру общетюркских интонаций.
Паломничество в страну Востока продолжилось и в зрелом творчестве Зорюковой. Фортепианный цикл «Алтын Каурый», написанный по мотивам татарской народной сказки, она оркестровала в симфоническую сказку. В 2006 году в Большом концертном зале имени Сайдашева этот цикл был исполнен в переложении для симфонического оркестра и чтеца. Поэтическую версию сказки написал Нури Бурнаш.
Вслед за «Алтын Каурый» Светлана Владимировна сочиняет симфоническую сказку «Гульчачак и чудище лесное». А в прошлом году в берёзовой роще посёлка Мирный прозвучала третья симфоническая сказка - «Су анасы», её исполнение приурочили к Всемирной универсиаде в Казани. Встреча на майдане хорового, симфонического и хореографического коллективов позволяет говорить о настоящем национальном действе.
Как видим, Светлана Владимировна почти всегда устремляет свой творческий взгляд в глубины веков, к первозданным культурным истокам. Ещё одна важная составляющая её творчества - яркий тематизм. Зорюкову, без сомнения, можно отнести к композиторам-мелодистам. Особенно наглядно это ощущается в её симфонических сказках, которые входят в циклы детских абонементных концертов.
Вспомним при этом, что Светлана Владимировна вступает в диалог с детьми не только с помощью своей музыки, но ещё и как учитель с почти двадцатилетним стажем работы.
По возвращении из Москвы в Казань Зорюкова отворила для себя двери в мир музыкальной педагогики, которая сразу же оказалась в тесном содружестве с композицией. Ведь с самого начала это были занятия по композиции с учащимися детской музыкальной школы - такими же маленькими, как некогда и сама тянувшаяся к музыке Светлана. В скором времени Светлану Владимировну приглашают в музыкальное училище вести факультативные занятия по композиции.
Композиторские принципы Зорюкова целиком сохраняет в педагогике. Главное для неё - воспитать художника, впитывающего все современные музыкальные открытия, но при этом имеющего свои идеи, своё лицо. На занятиях Светлана Владимировна разбирает симфонические партитуры, самую разную академическую и народную музыку, отдельно работает с каждым студентом, и все вместе посещают концерты. Многое из музыки, с которой она знакомит, никак не может встретиться студентам в курсе теоретических дисциплин - к примеру, произведения, дебютировавшие на фестивалях «Европа - Азия», и это приносит огромную пользу абитуриентам консерваторий.
Стали традицией ежегодные концерты учеников класса Зорюковой в самом музыкальном училище, в Малом зале Большого концертного зала имени Сайдашева и в музыкальных школах Казани. Свой класс композиции Светлана Владимировна любит называть творческой лабораторией, считая важным научить не только сочинять музыку, но и доносить её до слушателя.
Особое внимание на занятиях Зорюковой отводится изучению фольклора разных народов мира. Можно услышать современные ансамбли, исполняющие армянскую, хорватскую, другую ещё менее известную в казанском музыкальном сообществе народную музыку. Ведь зачастую студенты, имеющие хоть какое‑то представление о фольклоре народов Поволжья, не знают ничего о народном творчестве иных, далеко живущих от них этнических групп.
Уважение к общечеловеческим ценностям, преодоление национальной ограниченности и при этом внимание к своим культурным корням, поиск своего художественного лица - вот основное в педагогике Светланы Владимировны. Конечно, наряду с развитием профессионализма студентов. Такой подход даёт отличные результаты: среди учеников Зорюковой - лауреаты республиканских, всероссийских и международных конкурсов.
Наталия Барскова в 2009 году стала лауреатом второй премии VI Международного конкурса юных композиторов имени Андрея Петрова «Хрустальный камертон», обладательницей Гран-при фестиваля «Салют Победы» в Казани, она победила в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России», получила и другие награды. Замечательно выступали на конкурсах Лейсан Абдуллина, Аделия Файзуллина, Лейла Гиниатуллина. Регина Абзалова…
Конечно, это далеко не все подготовленные Светланой Владимировной титулованные ученики.
Светлана Владимировна - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Союзов композиторов России и Татарстана. Она участвовала в международных фестивалях в Германии, Швейцарии, Хорватии, Франции. Сейчас Зорюкова продолжает много работать, создаёт новые произведения, в своём творческом путешествии открывая для нас удивительные музыкальные земли.
Вот и для международного фестиваля «Классическая гитара в XXI веке» Светлана Владимировна сочинила музыку, прозвучавшую в великолепном исполнении Айнура Бегутова. В концертах мы слышим и другие новые произведения Зорюковой.
Светлана Владимировна садится за рояль, и видно, что извлечение из него звуков доставляет ей наслаждение. «Приготовленный рояль», когда ладонью зажимаются некоторые струны, звучит подобно кубызу или гуслям, а нога на педали вызывает эхо… Так делали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, так часто звучит музыка Софии Губайдулиной. А Зорюкова исполняет свою обработку известной татарской народной песни «Кубелек» («Бабочка») для хора. Впечатляющий эффект соединения фольклора и современных средств исполнения!
Совсем недавно, первого мая, «Кубелек» в обработке Зорюковой и другим произведениям в исполнении хора колледжа под руководством Дины Альбертовны Венедиктовой с восхищением рукоплескали в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского. Музыка Светланы Владимировны живёт, звучит в том самом прославленном зале, куда она в году ученичества мечтала прийти слушательницей.
Малышке Самире, когда подрастёт, будет чему поучиться у мамы. Не только в музыке, но в постоянном поиске и радостных открытиях.
Коротков Алексей Леонидович - выпускник Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: