Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Терракотовое волшебство

Журнал "Казань", № 7, 2012 Когда речь зайдёт об искусстве керамики, непременно не к месту вспомнится, что не боги горшки обжигают. Но это только расхожая поговорка. Ведь, согласно мифам и преданиям многих народов, первый человек слеплен именно из глины... Как бы то ни было, керамика появилась в глубокой древности. Неолитическая...

Журнал "Казань", № 7, 2012

Когда речь зайдёт об искусстве керамики, непременно не к месту вспомнится, что не боги горшки обжигают. Но это только расхожая поговорка. Ведь, согласно мифам и преданиям многих народов, первый человек слеплен именно из глины...

Как бы то ни было, керамика появилась в глубокой древности. Неолитическая революция дала человеку не только лук и стрелы, но и открыла гончарное ремесло, тайну обжига. В глиняных сосудах не только хранили воду, зерно, плоды земли, они воплотили в себе представления о красоте. Земля, вода, огонь в кусочке земного шара соединяются, смешиваются, преображаются. Наверно, это когда-то воспринималось как чудо - превращение мягкой, податливой почвы в камень, а гончар был не только ремесленником, но и художником, почти жрецом.

Сейчас глина - такой же материал, как холст и краски для живописца. Художник протягивает нить от земли к небу, солнцу, звёздам, создаёт образы, озарённые вселенским сиянием. Как и в любом искусстве, всё зависит от дара и вдохновения мастера.

Творчество Нины Кузьминых хорошо знакомо казанцам (да и людям далеко за пределами нашего города), интересующимся искусством художественной керамики.
Её скульптурные композиции, чудесные плакетки, вазы напитаны теплотой, в которой словно бы соединяются тепло души автора и тепло остывающего после печи артефакта. Они излучают добрый свет. Виртуозно владея приёмами работы с материалом и тайнами ремесла, Нина создаёт свой узнаваемый стиль, свой художественный язык. Работы художницы отличают безупречный вкус и чувство гармонии.

Её скульптурам присущи определённая мера условности и внимание к форме, не превращающие, однако, художественное произведение в схоластический эксперимент, оставляющий большинство зрителей безучастными. Высокий уровень мастерства позволяет художнице свободно самовыражаться, оставляя впечатление (возможно, кажущееся) лёгкости и непринуждённости пластических решений. Эта изящная эстетическая игра делает реальным диалог с аудиторией, затрагивает струны души, будит у зрителя собственные ассоциации и порой подталкивает к элегическим размышлениям.

Воображение художницы растушёвывает черту между вещным миром и вымыслом, в этом пространстве сосуществуют люди, фантастические существа, умные птицы. Задумчивые улыбки ангелов, русалок и детей. Лёгкие, округлые контуры, мягкие очертания, некоторая созерцательность. Порой - добрый и слегка лукавый юмор. Сирин со снесённым яйцом - кто из него вылупится? Маленькая сирин‑птичка? А, может быть, это то самое загадочное мировое яйцо?

Терра инкогнита - таинственный ландшафт с терракотовыми горами, освещённый подвешенным жёлтым шаром-солнцем.

На терракотовых и майоликовых плакетках - город с его домами, храмами, дворами, населяющими их трогательными персонажами: старушка-дворничиха, женщины с детьми, куда-то спешащий мужик в ушанке, собачки, кошки, вороны, голуби. Дом Кекина, улица Бутлерова. Иногда это память, зафиксировавшая утраченное, уходящую натуру. Рельефные картины старого города любовно вылеп­лены человеком, не посторонним для архитектуры.

Нина Кузьминых создаёт и произведения чисто декоративные, способные украсить любой интерьер. Это и превосходные авторские тарелки с орнаментами в разных стилях - античность, архаика, этника и современность, и вазы - абстрактные, с фольклорными мотивами, украшенные сюжетами восточных миниатюр, вазы живые («вазы с человеческими лицами») - вазы-бюсты, вазы-птицы.

Колоритны изразцы с русалками, сиренами, грифонами, всадниками, сказочными цветами, демонстрирующие глубокое знакомство автора с лучшими образцами русской и восточной старины и погружение в тему. А вот и наши земляки: вальяжный Кот Казанский и Зилант.

Помимо, если можно так выразиться, трёхмерных форм, Нина Кузьминых работает и с плоскостью: это и мозаичные панно,
и роспись по керамическим пластинам и тарелкам глазурями и эмалями (что непросто, учитывая, что при обжиге цвета
красок порой непредсказуемо меняются, и надо уметь предвосхитить окончательный тон), и чудные акварели.
Там - знакомые нам по скульптурам и плакеткам девочка со скрипкой, городская улица с прохожими. Гипсовые статуи -
грустные призраки недавнего прошлого, цветы, пейзаж с речкой. И, конечно, уютный домашний уголок с вечерним светом
в окне.
Творчеству Нины Кузьминых свойственны поэтическое восприятие мира, лиризм, художница постоянно в поиске новых идей и образов.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев