Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Трижды обновлённый

Журнал "Казань", № 8, 2013 Второе рождение Музея Константина Васильева в Казани 26 июня в самом центре Казани - на улице Баумана, 29, на пересечении с Астрономической, открылся трижды обновлённый Музей Константина Васильева, нашего знаменитого художника, воспитанника Московской художественной школы при Институте имени Сурикова Академии художеств СССР и Казанского художественного...

Журнал "Казань", № 8, 2013

Второе рождение Музея Константина Васильева в Казани

26 июня в самом центре Казани - на улице Баумана, 29, на пересечении с Астрономической, открылся трижды обновлённый Музей Константина Васильева, нашего знаменитого художника, воспитанника Московской художественной школы при Институте имени Сурикова Академии художеств СССР и Казанского художественного училища выпуска 1961 года.

Почему трижды обновлённый?

Во-первых, в музее теперь собрано почти девяносто процентов от всего, что создано Константином Васильевым за тридцать четыре года его земной жизни. Здесь соединились казанская часть коллекции картин и графики с московской частью коллекции, принадлежащей сестре художника Валентине Алексеевне Васильевой.

Во-вторых, бывшая Картинная галерея Васильева стала Музеем Васильева, ибо из обычного выставочного зала образовалось многофункциональное учреждение с большими запасами картин, рисунков и архивных материалов художника. Соответственно появились помещения фондохранилища и архива. Кроме того, здесь есть мемориальная комната, где воспроизведена остановка, в которой жил и творил Васильев, с его мольбертом, палитрой, красками и кистями. Наконец, в новом музее узаконивается научно-исследовательская деятельность, поскольку сотрудники написали и издали две книги: одну с воспоминаниями, другую и с анализом творчества художника, готовятся к изданию ещё две книги, проводятся научные конференции.

В-третьих, здание музея оснащено кондиционированием воздуха, автоматическим пожаротушением, охранной сигнализацией и видеонаблюдением, компьютерами, новой мебелью и прочим.
*
Самое главное, что картины Константина Васильева теперь надёжно устроены. Хотя галерея существует в Казани уже семнадцать лет, но это радовало нас, друзей художника и сотрудников, только первое время. Потом мы стали понимать, что из здания галереи нас могут выселить в любое время, так как оно принадлежит какому-то акционерному обществу. И в 2011 году такое время наступило. Нас попросили освободить помещение.

Но мы не поддались отчаянию. Мы твёрдо знали, что народ любит Константина Васильева, что наше дело правое и мы должны победить.

Наш сотрудник Михаил Мелентьев предложил обойти самых известных деятелей культуры Татарстана и заручиться их поддержкой. К нашей радости, творческие лидеры Казани не просто поддержали, но и добавили к нашим аргументам в пользу сохранения творческого наследия Константина Васильева в Казани ещё и свои. Председатель правления Союза художников Татарстана Зуфар Гимаев сказал, что когда в Германии или другой европейской стране у него узнают, что он приехал из Казани, спрашивают: «Казань, это где жил Константин Васильев?». А председатель Союза композиторов Татарстана Рашид Калимуллин предложил считать имя Константина Васильева брендом города Казани, таким же, как имена Шаляпина и Нуриева. С нами были Союз писателей и Союз архитекторов, Общества русской, белорусской, украинской, славянской культур, Клуб молодых инвалидов и многие другие.

Когда мнение народа и авторитетных людей Татарстана дошло до руководства города и рес­публики, в картинную галерею приехал мэр Казани Ильсур Метшин. Внимательно огляделся и, убедившись, что нам есть что спасать, принял решение подобрать музею Константина Васильева подходящее помещение. Оно нашлось не сразу, ведь мы просили центр города, сами не очень-то веря в такую возможность. Но, к нашей радости, после рассмотрения нескольких вариантов нам предложили самый что ни на есть центр Казани, пешеходную улицу Баумана, и в самой её середине, напротив знаменитого Дома чая, а с другого бока - напротив Дома татарской кулинарии.

Реконструкция здания была долгой, почти два года, но основательной. Снаружи остался дореволюционный дом Петцольда конца девятнадцатого века, а изнутри - современно оборудованный, с укреплёнными стенами и межэтажными перекрытиями, со всеми удобствами двухэтажный музей, возвышающийся над торговыми центрами «Нур-маркет» и «Терволина».
*
Имя Константина Васильева никак не сочетается с торговлей. Ни с Нур‑маркетом, ни с каким-либо другим маркетом. И даже вывеску музея трудно заметить на фоне огромных букв торговых фирм. Но что поделать… Ищите, и найдёте!

В мемориальной части Музея Константина Васильева под стеклом витрины лежит собственноручно написанное художником заявление современникам и потомкам:

«Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся» - и подпись: «Васильев».

Вот истинный патриотизм. Константин Васильев не подчёркивает свою национальность, вероисповедание... Он говорит о долге перед Отечеством, какое бы оно ни было: языческое, христианское, социалистическое. Но только оно не должно быть государством торговцев, которых ещё Христос изгонял из храма.
*
На открытии Музея Константина Васильева в Казани 26 июня 2013 года в своём выступлении я пытался объяснить всем и самому себе причину всенародной любви к нашему художнику. Конечно, каждый видит в его картинах своё. Здесь и мифология, и сказочная природа, и сильные характеры ­людей… Но есть и что‑то загадочно общее для всех, воспринимаемое на интуитивном уровне.

И я сказал тогда, что на картинах Васильева выражена как раз та русская идея, которую все ищут, но не могут сформулировать.

Если американцы хотят быть богатыми и свободными, то русская идея - жить по правде и по воле. Разница принципиальная. И хотя жить по правде у нас не очень получается, но это всё равно наш отличительный идеал, идеал всех народов России, выработанный веками совместной жизни. Да, на практике это трудно достижимо, это требует смелости, подвига и даже жертвенности. Это требует ума. Вот именно об этом безумстве храбрых и поёт песню Константин Васильев на своих полотнах.

Свобода - это возможность. Но как её использовать? Для обогащения?

Константин Васильев за волю, которая обязывает. Обязывает познать мир и себя и реализовать своё предназначение в гармонии с миром. И об этом тоже картины художника. Жить по правде и по воле.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев