Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ

Волшебство красок и линий

Журнал "Казань", № 2, 2012 Иран в зеркале искусства В Национальной галерее «Хазинэ» работает выставка произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Иран в зеркале искусства», организованная атташатом по культуре при Генеральном консульстве Исламской Республики Иран в Казани. Духовное управление мусульман Республики Татарстан объявило 2012 год Годом Корана. В нынешнем году исполняется...

Журнал "Казань", № 2, 2012

Иран в зеркале искусства

В Национальной галерее «Хазинэ» работает выставка произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Иран в зеркале искусства», организованная атташатом по культуре при Генеральном консульстве Исламской Республики Иран в Казани.

Духовное управление мусульман Республики Татарстан объявило 2012 год Годом Корана. В нынешнем году исполняется 225 лет со времени выхода в свет первого печатного издания Корана, созданного с помощью татарских священнослужителей.

Марьям Хаям Никуи - мастер каллиграфии. Бамбуковый калам, тушь, чернила, акварель, гуашь - основные материалы и инструменты, с помощью которых она выводит на бумаге узоры персидской графики, фигурные рамки и виньетки. Созданные ею произведения воссоздают священные слова Корана, изречения пророка Мохаммеда и начертание его имени, стихотворные строки выдающегося персидского поэта Хафиза… Один из любимых почерков художницы - «насталик», получивший широкое распространение в странах мусульманского мира, позволяет придать тексту особое изящество и благородство.

Фарназ Джаханбин работает в области изобразительного искусства. Её творчество представлено десятью живописными полотнами, выполненными акриловыми красками. Для выражения своего мироощущения автор использовала и средства традиционной каллиграфии, и средства постмодернистской изобразительности, являющиеся приметой современности. Минимализм изобразительного языка - отличительная особенность её живописной манеры. Для выражения сокровенного чувства любви художница выбирает каллиграфию. На холстах сравнительно крупного формата триптиха «Любовь» чёрная вязь персидских букв контрастирует с ярким золотом фона - немногословие приёма несёт в себе энергию, напряжение, горение души человека, объятого внутренним пламенем. Рельефные наклейки, фактурность красочной поверхности, тщательная продуманность цветовой гаммы отличают её картины с философскими названиями и создают эффект многозначительной глубины.

Азаде Махини - хранительница традиций народного творчества в работе с тканями.Старинные техники батика и набойки она органично соединяет с аппликацией, росписью, коллажем, варьируя их в различных сочетаниях, добавляя пайетки и бисер. Её декоративные панно привлекательны яркостью красок, лаконичностью линий и форм. Благодаря естественности простоты её создания уместны в любом интерьере.

Наряду с авторскими работами на выставке можно увидеть изделия традиционных народных промыслов Ирана. Повсеместно распространёнными по сей день являются набивные скатерти с богатыми цветочно-растительными мотивами, изображениями перьев, «огурцов», завитков и цветочных бутонов.

К промежуточным между старым и современным искусством формам также относится «серебристая чеканка» с изображениями птиц, деревьев, плодов и растений, оформленных в своеобразные инкрустированные рамы, с включением в их композиции изящных сценок, расписанных эмалью. Большое место на выставке занимает посуда, выполненная в технике чеканки по металлу, в форме больших и маленьких декоративных подносов. Интересны декоративные панно на меху, оформленные в искусно украшенные резьбой деревянные рамы и представляющие собой вариант шамаилей.

Огромную роль в украшении изделий для интерьера играла техника инкрустации. На выставке можно увидеть инкрустированные шкатулки, шахматную доску, выполненные с большим мастерством и декоративным эффектом.

В декоративных вазах, тарелках, пиалах, настенных декоративных панно широко используется роспись по эмали. Доминирующие цвета - бирюзовый, золотой, ореховый. Рельефно-выпуклые, как бы простёганные части изделий, покрытые тончайшим орнаментом, несут ощущение наполненности, живописности, пластической красоты и тепла. Металлическая золочёная посуда - самовар, сосуд для воды, подстаканники, поднос - выполнена с большим чувством меры и сообразности.

На выставке демонстрируются также фотографии современного Ирана Гулюсы Махмудовой.

Рамазанова Галина Алексеевна - заведующая Национальной галереей «Хазинэ» -
филиала Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев