-11°C
Сервис недоступен.
Реклама
Архив новостей

Всё остаётся людям

Он был удивительным человеком. Имел все мыслимые звания и награды, какие мог получить художник в своей стране. Вращался в самых высоких кругах художественной и политической элиты. Но в его отношении к людям не было ни капли высокомерия, фанаберии или пренебрежения; он всю жизнь оставался очень доброжелательным, скромным, внимательным, общался со всеми на равных, был открыт для каждого и радовался успехам ближнего.

Ещё в 1940 году картины студента Казанского художественного училища были отмечены в статье известного московского искусствоведа и художника Николая Машковцева в столичном журнале «Творчество».

После тяжелейших лет Великой Отечественной ­войны, которую Харис Якупов прошёл от первого до последнего дня, встретив Победу в Праге, он возвратился в Казань с твёрдым намерением посвятить свою жизнь искусству.

В 1948 году прошла первая персональная выставка молодого художника-фронтовика в Казани и был издан каталог со вступительной статьёй корифея казанского искусства, ученика Николая Фешина Василия Тимофеева.

В 1951 году Харис Якупов становится во главе Татарского отделения Союза художников СССР. Было очень важно, чтобы искусство республики вырвалось из узких местных, провинциальных рамок, в каких оно оставалось с довоенного времени. Харис Абдрахманович чутко улавливал изменения в творчестве коллег, поддерживал их, помогал направить в нужное русло устремления художников. Результаты усилий председателя Союза и его коллег-художников проявились уже через несколько лет, когда искусство Татарии на декадной выставке 1957 года в Москве продемонстрировало тот самый «прорыв», о котором мечтал Якупов.

Сам он все свои помыслы направил на создание больших тематических полотен, в которых стремился показать образ своего народа через призму прекрасного советского настоящего, той истории, которая формировалась на глазах современников. Темы, которые затрагивал художник в то время, воплощены в картинах, посвящённых Тукаю, а также в двух эпохальных работах — «Чествование матери-героини» и «Подписание Декрета об образовании Татарской АССР» в соавторстве с Лотфуллой Фаттаховым, за которую авторы были удостоены Сталинской премии.

Переломным временем для обогащения живописного мастерства Хариса Якупова стала творческая командировка в Северную Корею вместе с туркменским художником Иззатом Клычевым. Живопись Якупова раскрепостилась, обрела свободу и яркость, поднялась на совсем иной уровень.

Харис Абдрахманович заслуженно вырывается в первые ряды художников Татарстана, а его искусство на многие десятилетия становится визитной карточкой живописи республики.

В своей приверженности реализму, лучшим традициям академической школы Харис Якупов был абсолютно искренен, правдив, непоколебим. 1990е годы стали очень тяжёлыми для поколения советских людей, особенно для тех, кто прошёл через Великую ­Отечественную войну: они стали свидетелями крушения всего того, что являлось сущностью их жизни, их идеалов и целей. Но, несмотря на откровенные нападки и попрание реализма в искусстве, на вакханалию вокруг всего «советского», Харис Абдрахманович всегда оставался верен себе.

Художник принципиально не принимал «буржуазное» искусство: об этом его полотно «Раздумье. Живые и мёртвые». Он не только не стеснялся вслух говорить о своих принципах, но доказывал их жизнестойкость и универсальность своими живописными произведениями, и своими книгами, в которых предстаёт человеком широких, энциклопедических знаний о мировой культуре, мастерах Возрождения и великих реалистах разных эпох.

Вообще, Харис Якупов с самых ранних своих шагов в искусстве осознавал собственную миссию в этом мире, он понимал значимость произведений искусства, силу их воздействия на умы и души, свою ответственность перед будущим — отсюда его скрупулёзность и педантичность. Создавая то или иное произведение, он работал неистово, из-под его кисти и карандаша выходили порой десятки эскизов и этюдов, варианты композиционного решения картины.

Ещё одной особенностью художника была преданность собственному творчеству и абсолютное служение своему народу, своей республике, которые он понимал достаточно прямолинейно и бескомпромиссно: свои произведения он не продавал ни в музейные коллекции за пределами республики (за некоторым исключением), ни в частные руки. Основное художественное наследие Хариса Абдрахмановича сосредоточено в собраниях Государственного музея изобразительных искусств, некоторых других музеев Республики Татарстан, а также в собрании семьи.

Великое наследие Хариса Якупова — это не только сами произведения живописи и графики. Это ещё целый ряд крупнейших проектов для Татарстана. Среди самых значимых событий, которые состоялись благодаря живейшему участию художника — создание Музея изобразительных искусств ТАССР, организация выставок «Большая Волга», статус которых в ту пору был высочайшим, и их проведение в городах Поволжья. Это многолетняя подготовка почвы для организации в Казани художественного вуза — долгожданное открытие Казанского филиала Суриковского института состоялось в 2008 году. В шестидесятые — восьмидесятые годы были построены Дом художника и мастерские для живописцев, графиков и скульпторов, Выставочный зал Союза художников, заработала первая среди автономных республик Творческая мастерская живописи Академии художеств СССР, начали действовать отделения Художественного фонда в городах Татарии, художники республики стали регулярно ездить на творческие дачи Союза художников СССР…

Вспоминая о Харисе Якупове, вовсе не хочется создать образ непогрешимого идеального человека, который никогда не ошибался, не мог проявить минутную слабость, или, напротив, неоправданную решимость в той или иной ситуации… Всякое бывало, как в жизни любого смертного. Но необходимо сказать о том важном, непреходящем, что стоит выше человеческих страстей, что остаётся на века.

Хисамова Дина Диасовна — кандидат искусствоведения, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

 

 

Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама