Я чувствую приближение "Бури"!
Журнал "Казань", № 12, 2016 «Буря! Пусть сильнее грянет буря!» - восклицал буревестник из известного стихотворения Максима Горького, а ещё раньше шекспировский король Лир.
«Буря - в стакане воды?» - саркастически вопрошает известное выражение. «То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»,- припоминал что‑то своё Александр Сергеевич Пушкин. И сама буря - есть тоже такое припоминание, а вернее: это обрывки воспоминаний, поднятые вихрями стихии, перемешанные между собой, из которых мы пытаемся теперь собрать заново картинку из прежней нашей жизни, той жизни, когда буря ещё не ворвалась в это спокойное течение, не порушила и не перемешала тут всё.
Вспоминая легендарный спектакль «Буря» казанского ТЮЗа, принёсший театру первую «Золотую маску», главную театральную премию страны - мы находимся ровно в таком положении. Ибо после этого спектакля прежней жизни у театра уже не было! Вскоре после триумфа произошёл в театре сильный пожар, стихия, которая уничтожила почти всё, весь возможный репертуар. Осталась одна «Буря»! Этот спектакль на пятьдесят зрителей игрался внутри просторной палатки‑шатра (но не сравнимой ведь с настоящим театральным залом, в котором проходило большинство представлений ТЮЗа!). Шатёр ставили прямо на сцену, играть актёрам приходилось на расстоянии локтя от зрителей. И вот такая «Буря» в стакане, вернее, в палатке - осталась в то время единственным спектаклем театра, с нею поехал он тогда на гастроли, играли «Бурю» на разных площадках России и Европы… Постепенно театр восстал из пепла, и теперь - о прежнем времени нам осталось одно припоминание!
Но так же начинался и сам спектакль. На сцену, на середину этого пространства внутри палатки (а пол на сцене был покрыт опилками, как в цирке шапито), выходит маг и бывший политик Просперо, он подбирает обрывки книг и начинает, обращаясь к зрителям: «Сцена представляет собой…», и далее зачитывает то одну оторванную страницу, то другую - из самых разных книг, начала разных пьес. И кто‑то разыгрывает спектакль своей жизни у себя дома, перед уютным камином, кто‑то - во дворцах перед сильными мира сего, а кто‑то - терпя крушение на корабле во время бури. Просперо нашёл нужный листок, и спектакль начался!
На юбилейном вечере, посвящённом двадцатилетию «Золотой маски» спектакля «Буря» (а дата рождения самой легендарной постановки - 1994‑й год), собрались актёры и другие участники тюзовской «Бури», чтобы вытащить эти «нужные листки», восстановить ненадолго если не сам спектакль, то его атмосферу, те чувства, которые они переживали в связи с ним…
Этот вечер, прошедший в стенах Казанского ТЮЗа - сам напоминал спектакль. С прологом, двумя действиями - и самой что ни на есть кульминацией, и счастливой развязкой. Он оказался выстроен по законам настоящей драматургии.
Вот как бы я записал его:
Буря.
Двадцать лет спустя
Спектакль в двух действиях. С прологом.
Действующие лица и исполнители:
Александр Купцов, он же Алонзо - заслуженный артист России, народный артист Татарстана А. Купцов
Роман Ерыгин, он же Просперо - народный артист Татарстана Р. Ерыгин
Надежда Кочнева, она же Золотой Ариэль - народная артистка Татарстана Н. Кочнева
Михаил Меркушин, он же Фердинанд - народный артист Татарстана М. Меркушин
Галина Юрченко, она же Тринкуло - народная артистка Татарстана Г. Юрченко
Василий Фалалеев, он же Стефано - заслуженный артист Татарстана В. Фалалеев
Гульнара Мухтарова, она же Голубой Ариэль; Миранда - Г. Мухтарова
Ведущая - зав. труппой Любовь Николаевна Лукина
Елена Крайняя, она же Миранда‑2 - заслуженная артистка России Е. Крайняя (по скайпу)
Режиссёр Борис Цейтлин - лауреат Государственной премии России Б. Цейтлин (по скайпу)
Вадим Синицын, он же: звукооператор - Вадим Синицын
Кинооператор - Николай Морозов
Девочка с корабликом - Елена Качиашвили
В эпизодах: студенты театрального училища, городская интеллигенция, артисты и работники театра
{gallery}burya{/gallery}
Пролог
Зрители расположились в холле, прямо в фойе. Студенты и совсем взрослые люди. Среди лиц - можно узнать и актёров ТЮЗа, не занятых в постановке. Оператор Морозов выбирает точку для съёмки, или сразу несколько точек… Вдруг - загораются софиты. Двери распахиваются, и из зала в фойе к зрителям выходят мимы. Мимы - дети, студенты то ли училища, то ли какие‑то вовсе старшеклассники, ну, совсем молоденькие, тонкошеие, они то кланяются, то замирают, то танцуют кукольный вальс… Спектакль начинается с коридора, с этого холла в фойе, с почти детских личиков с нарисованными над губами усиками или итальянским гримом в стиле комедии дель арте… с детского трепета.
Выходит девочка с корабликом…
Так было и в том самом спектакле, который шёл двадцать лет назад. И тогда тоже выходила девочка…
(на сцене: Алонзо, Фердинанд, Тринкуло, Золотой и Голубой Ариэли, Стефано, они же - бывшие актёры спектакля, спорят):
- У нас играло много девочек с корабликом…
- И мальчиков!
- Нет, мальчиков не было!
- Да было!.. Ещё Илюша играл!
- Нет… Не играл!
Звучит Буря. Гром. Дети‑мимы замирают. Девочка с корабликом уходит. Зрителей приглашают в соседний холл.
Ведущая: Мы рады приветствовать вас в нашем театре, мы рады разделить с вами, нашими зрителями этот праздник… И показать вам нашу легендарную «Золотую маску» - главный театральный приз, который получил спектакль «Буря» Казанского ТЮЗа ровно двадцать лет назад, в 1996 году. Сейчас мы откроем покрывало, и вы её увидите, нашу маску…
Мы стоим все вместе, в одном кругу, зрители, мимы, оператор Морозов, нынешний главный режиссёр театра Туфан Имамутдинов, директор театра Айгуль Горнышева, актёры театра. Все мы тут и зрители, и участники. Новички и молодёжь, все кто пришёл в театр впервые или ходят редко - не знают ещё в лицо ни режиссёра, ни этих актёров. Мы все стоим вместе в общем ряду. Мы вместе. На одном корабле! Мальчику‑миму приходится тяжелее прочих. Мимы должны замереть в позах, а ему - достался полунаклон. Стоять неудобно, он подшевеливается, но старается стоять. Режиссёр и директор снимают покрывало. Вот и она! Золотая маска! Аплодисменты! Мимам можно, наконец, сменить позу!
(Алонзо, Фердинанд, Тринкуло, Золотой и Голубой Ариэли, Стефано - все вместе, наперебой):
- «Бурю» играли по‑особенному!
- Палатку ставили прямо на сцену, и туда вовнутрь проходили пятьдесят человек!
- И стояло пятьдесят пуфиков для зрителей…
- А когда спектакль заканчивался - неожиданно задняя стенка палатки открывалась, и туда в глубину, на весь зрительный зал, уходило «море»…
Просперо (появился позже остальных): И сделано‑то было море - всего лишь из полиэтилена, никакого тебе XXI века!
- Ну да! И посредине моря и волн, уходивших до конца зала, на «лунной дорожке» - стояли дети, изображавшие юных Фердинанда и Миранду… спектакль заканчивался этим детским трепетом.
- А когда мы играли в Москве на конкурсных показах премии «Золотая маска», то на первом показе было пятьдесят человек…
- А мы играли одними из последних, не особенно на что‑то рассчитывая, и поэтому играли свободно и раскованно…
- Но на втором спектакле было уже сто человек! Прослышали, что спектакль стоящий, и все стали стремиться на него попасть!
Алонзо‑Купцов: Я помню Михаила Ульянова, он сидел такой насупленный, опустил голову, мол, меня здесь нет… а потом уже подобрел и в конце сказал: «Да, хороший спектакль!»
Фердинанд‑Меркушин: Он просто испугался, что спектакль и все зрители тоже - сидят прямо на сцене, расстояния‑то между нами? Локтем ткни! Он испугался, что его вытащат в спектакль и заставят что‑то играть, а уже ко второму акту, когда понял, что никто его вытаскивать не собирается - повеселел…
- А на третий московский спектакль - зрителей было уже двести, и пришлось открыть боковые крылья палатки, а зрители даже проползали под палатку, чтобы попасть на спектакль, и ходить актёрам остались только две узкие перпендикулярные дорожки!
- И Львович потом, после спектакля, кричал: «Каза‑а‑ань!…»
Просперо‑Ерыгин: А помните, как Львович ушёл после второго акта? И я в антракте говорю: «Смотрите! Львович‑то ушёл! Наш ушёл! Казанский!..» И это было так больно! А после спектакля он прошёл за кулисы, хвалил нас, бил по плечу… «Так ты же ушёл!» «А, да нет! Это я позвонить выходил!» …
(Справка: Борис Львович (Львович - фамилия) - известный казанский бард, позже переехавший в Москву, отлично танцует под музыку еврейских клезмерских бэндов, попробуйте привести его на такой концертик - не пожалеете! - Авт.)
Голубой Ариэль (Г. Мухтарова): И у организаторов была ещё одна «маска», запасная! Ещё до спектакля на фуршете нам сказали по секрету, чтобы мы не особенно на что‑то надеялись, все награды, де, уже распределены! Но когда прошёл спектакль - жюри сдались! И тогда - они дали нам эту, запасную маску! Объявили нас лучшим спектаклем, а все остальные театры - подвинули на одну строчку вниз!
Алонзо: А помните, как Цейтлин вышел награду получать?.. (изображает Цейтлина: расставил ноги косолапя, по‑медвежьи, открыл удивлённый рот, озирается по сторонам). «Что? Лучший спектакль? Нам? А я думал, за режиссуру дадут!»
- А потом зрители нас провожали к поезду. Целая толпа… Кричали: «Буря, не уезжай!» Раз в жизни у меня было такое… Чтобы такая демонстрация!
Золотой Ариэль украдкой утирает слёзы, видит оператора:
- Ты что, снимаешь меня? Не снимай!
Тринкуло обнимает её со спины…
А в холле ТЮЗа - ещё аплодируют «Золотой маске»… мы стоим все вместе. На одном корабле. В одной палатке. Дотошный критикан: «как бы в корабле» и «как бы в палатке» - это тогда была палатка, а двадцать лет спустя - где? Нету! Только светлое фойе»… Но мы стоим на одном корабле. Кто‑то командует: все в зал!
Девочка с корабликом исчезает за кулисой.
(конец пролога)
Действие 1‑е
Пустой зал начинают заполнять зрители, входящие из фойе. На сцене - ряд пустых стульев. Поднимается ведущая.
Ведущая: Итак, мы продолжаем наш вечер… господа артисты, кто тут у нас есть? Я не вижу! Так, исполнительница роли Тринкуло, народная артистка Татарстана Галина Юрченко! Галь, проходи! О! Исполнитель роли Фердинанда, народный артист Татарстана Михаил Меркушин! Занимай свободный стул, пока всё свободно!
Меркушин: А что говорить‑то? Я не знаю, что им больно‑то говорить, они ведь спектакль не видели!
Ведущая: А мы посмотрим отрывки!
Меркушин: Ну, отрывки…
Юрченко: А кто‑то ещё будет?
Ведущая: Обещали, но я не вижу… А, вот же! Заслуженный артист Татарстана Василий Фалалеев!
Меркушин: А Купцов где?
Ведущая: Должен быть, сейчас подойдёт… Галь, расскажи, что‑нибудь о спектакле! Вспомни…
Юрченко: Ну, как это рассказать? О, Надя подошла!
Ведущая: Народная артистка Татарстана Надежда Кочнева…
Артисты занимают места: Кочнева, Юрченко - держатся рядом, часто приобнимая друг друга, шепчутся, третьей при них Любовь Николаевна (ведущая). Меркушин - на стульчике, в позе диктора советского телевидения, пока не очень понимает, что ему делать, Василий Фалалеев - в свитере и куртке поверх… актёры сидят, зрители смотрят, надо что‑то говорить.
Меркушин: Ну, как это было? Как вообще рассказать? Да у нас одних переводов Шекспира использовалось четыре!
Юрченко: А моя сцена? Которую я переписала? Пятый перевод, матерный!
Фалалеев: Такая хрупкая Галя… она купила для этого дела словарик русского мата, и всех доставала, проверяла на других, так сказать, свой мат, а режиссёр Цейтлин, как заправский Станиславский, кричал: «Не верю!»
Меркушин: А ещё, помните, когда я руку сломал? Помните? Валя Ярюхин тут же дописал сцену за Шекспира… Я же там появлялся после кораблекрушения, и потом говорил что‑то вроде: «Я взял штурвал, и вот! (показывая на руку)», и потом ещё целый стих! Шестой перевод! А потом - рука выздоровела, и эту сцену убрали…
В разговоре уже участвуют все, перебивая и дополняя друг друга, не знаешь, куда смотреть, кто скажет следующую реплику, при этом - разговаривают не одновременно, не базарно, а спокойно, каждого - можно услышать… Зрители присутствуют как бы при разговоре «своих», неформальной встрече друзей, которые пытаются вспомнить, как оно было… Это не пресс‑конференция, вопросов из зала нет, они просто разговаривают друг с другом, а зрители смотрят. Все эмоции актёров, от недоумения до удивления, ностальгии, радости, усталых выдохов наедине со стеной (отвернулся и про себя выдохнул), нечаянных слёз - всё это происходит на глазах у зрителя.
- Да, про Валентина Ярюхина обязательно надо сказать! Он фактически был вторым режиссёром!
Юрченко: Я могу точно сказать, что моя роль получилась только благодаря Вале Ярюхину.
Меркушин: Вообще, это был замечательный режиссёрский тандем: Ярюхин - Цейтлин, и очень жаль, просто безумно, что он распался… Цейтлин ведь ему даже предложил роль Просперо поначалу, и это было по‑своему уместно и интересно, ведь Просперо - в спектакле: фактически руководитель кукольной труппы театрика Ариэль. Цейтлин всё‑таки постановщик, а так работать с актёрами он не очень умел… а Валя - он окончил ГИТИС и учился у Васильева…
Стефано‑Фалалеев: Давайте уже фрагменты спектакля смотреть!
- Да, давайте!
- Давайте!
(Идёт фрагмент, короткий, обрывается на полуслове…)
Юрченко: Как? И это всё?
Кочнева, приготовившаяся было плакать и ностальгировать по спектаклю, после окончания слишком короткого фрагмента недоумённо переводит взгляд с экрана на ведущую.
Меркушин: Ну, тут же не о чем говорить!
Ведущая, пытаясь спасти положение: А помните, как мы котёнка искали?.. У нас участвовал котёнок в спектакле, и вот - он сбежал, и я всё облазила, без котёнка - никак! Пошла в ресторан неподалёку, еле уговорила дать нам кота, а у них не котёнок, а именно кот… приношу, через некоторое время - и этот сбежал! Дело было в Москве. И спасла нас только Галя Юрченко, она гуляла по Арбату и там в переходе купила этого котёнка.
(Кстати, недавно в Москве тоже сбегал театральный кот, традиция, однако.- Авт.)
Юрченко: А в Хельсинки - тоже был котище, его привозили каждый раз нам в такой огромной белой клетке, и он прекрасно играл и получал гонорар - кусочек шоколадки! И ещё там нам сказали: «Никакой девочки с корабликом не будет, девочку мы вам не дадим, у нас детям вечером не положено вечером работать, у нас - Кодекс!» Как уж мы потом этих девочек уговаривали!
- Летом перед премьерой нас оставили без отпуска!
- Да‑а! Цейтлин сказал: «Ребята! Надо выпустить спектакль во что бы то ни стало, никаких отпусков!
- И мы все как‑то…
- И никто не думал о себе!
- А кому‑то вообще надо было рожать (смотрят на Гульнару, Голубого Ариэля).
- Ага! А сейчас этот ребёнок уже в армии!..
- А потом назначили показ!
- И было это 28 августа, в этот день были похороны нашей актрисы Марии Павловны Неменко‑Бобковской, и все актёры‑старики ушли туда… и многие просили Цейтлина перенести премьеру…
- И помните, что было потом?
- Во время второго акта вдруг резко отключился магнитофон, и всё вырубилось!
- И Цейтлин тогда вышел и рявкнул зрителям:
«Все - свободны! Вадик, ты уволен!»
- Ва‑а‑адик! Ты здесь?
Вадим Синицын (откуда‑то с балкона): Да здесь! Здесь!
- Ты помнишь?
- А как же!
- И тогда артист К., один из тех, кто просил перенести премьеру, сказал так многозначительно: «ВОТ!»
- Ва‑адик! А ты теперь как называешься? Звукорежиссёр?
- Кажи‑и‑сь… (с балкона) …
Меркушин: И когда в ТЮЗе случился пожар, тот же артист кивнул головой и сказал: «Ну, всё, вот теперь Мария Павловна попрощалась!»
- Из спектаклей тогда у нас осталась одна «Буря», которую мы играли в палатке…
(конец 1‑го действия)
Действие 2‑е
Елена Крайняя по скайпу: Ребята! Я так рада всех вас видеть!…»
После первой фразы трансляция прерывается, помехи. Актёры машут на маленькую камеру, пытаются, чтобы Елена их увидела.
Меркушин: Это похоже на трансляцию с Марса…
Елена Крайняя, прорываясь сквозь помехи: Я хочу спросить, а где наш Просперо?
- Будет!
- Он будет через пять минут!
Входит Просперо - Роман Ерыгин. Озирает глазами зрителей… «Ишь ты! Как много вас! А я вообще не понимаю, почему вы пришли! Ладно мы, нам это интересно, всё равно как листать старый фотоальбом, а вы‑то? Вы хоть спектакль видели? Невозможно о нём рассказать! Да и видео - ни черта не передаёт!»
Уставший от больших дел маг, укрывшийся на необитаемом острове - вот кто такой Просперо! Просперо - повелитель стихий!
- Иногда нужна такая очистительная стихия! И то, что случился пожар, что наш цейтлинский период в театре закончился именно так: ни мы ему не сказали, что устали с ним работать, ни он нам ничего не сказал, а вот именно так! Стихия! Буря! То есть пожар в театре юного зрителя! В этом я вижу какой‑то промысел!
Меркушин: «Ты говори за себя, мы - не устали! И, кстати, наш оператор - Николай Морозов - великолепно всё снимал. Тогда. И снимает сейчас».
Морозов: Я помню те спектакли! Столько было непредвиденного! Например, в день того показа, когда я должен был снимать - меня чуть не повязали как фальшивомонетчика! Батарейки сели. Побежал в магазин за новыми. В кассе театра мне выдали деньги, а они оказались меченные! Меня тут же скрутили!
- Да уж, дядя Коля! Ты тоже с нашим спектаклем сжился! Наш человек!
Голоса: Цейтлин! Цейтлин! (режиссёр легендарного спектакля вышел на связь по скайпу).
Цейтлин: Ребята! Сегодня ровно тридцать лет как мы познакомились!
- Точно!
Актёры радостно поддакивают, хлопают, поздравляют друг друга…
- Я хочу одно спросить, вы пить‑то будете!
- Нет!
- А что случилось?
(смех)
- Времена изменились, мы теперь здоровые…
Из‑за кулис на сцену выходят другие члены театральной команды, актёры, мастера сцены, людей становится больше…
Все хотят посмотреть на знаменитого режиссёра, прежнего полководца казанского ТЮЗа… Да, времена сейчас другие, и спектакли совсем другие, сама премия «Золотая маска» изменила свой формат довольно сильно, всё же ТЮЗ получил свою маску в те годы, когда она только зарождалась. Наш театр взял её за свой очень искренний, очень живой спектакль. И эту искренность, эту жизнь мы смогли почувствовать и сейчас, спустя целых двадцать лет, слушая эти воспоминания, наблюдая эти неподдельные эмоции актёров, возвращающихся в воспоминаниях на двадцать лет назад. Зря боялся Просперо! Это возвращение прошло успешно, и даже мы, зрители, которые тот спектакль не застали - сумели ощутить его атмосферу!
Айгуль Алмасовна Горнышева, директор театра: «Мы так рады, что вы были с нами в этот морозный день! Это так важно для нас! Это важно и для молодых актёров, служащих здесь сейчас - знать, порог какого легендарного театра они переступают, важно и для зрителя! Мы так хотим, чтобы к нам приходило побольше молодых, умных зрителей, хотим и их познакомить, им рассказать о нашем театре и его славных достижениях! О наших выдающихся спектаклях!»
Директор говорит взволнованно, не заученно, искренне, так, наверно, и должен разговаривать со своим зрителем молодёжный театр. Ибо молодость - не терпит фальши! Ибо иначе - грянет буря! И сметёт всё наносное, выдуманное! И тогда снова - с чистого листа! Но Казанский ТЮЗ не боится начинать, не боится пробовать! Театру юного зрителя в Казани исполняется восемьдесят пять, и он - встречает эту дату молодым! Готовым к новым свершениям! И, кстати, примерно так и заканчивался легендарный спектакль «Буря», вдали появлялись дети - символизировавшие новую жизнь героев, прошедших через очистительную бурю!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев