-
6 мая 2022 - 11:00Дорогие друзья журнала "Казань", спешите подписаться на любимый журнал! Продолжается подписка на второе полугодие 2022 года.
Александр Дюма «В Казани даже зайцы любезны»

Александр Дюма
Земфира ШАЙОГЗАМОВА,
учитель высшей квалификационной категории гимназии № 9 Казани
В конце сентября 1856 года маленький пароходик «Нахимов» суетливо шлёпал по воде колёсами. На палубе, уютно устроившись в кресле, дремал крупный несколько странно одетый мужчина. Серый кафтан был распахнут, широченные шаровары колыхались от ветра. Господин был одет в татарский национальный костюм. Именно в нём он явился к губернатору Казани. «Я уже был в Казани», — сказал своим спутникам. Довольный своей шуткой, француз добавил: «Мысленно, в своём романе “Учитель фехтования”».
Это был Александр Дюма.
Жители Казани гостеприимно встретили великого писателя. А в день отъезда, 29 октября, его пригласили поохотиться на зайцев на озеро Лебяжье. Охота была удачной, Дюма настрелял зайцев больше десятка. И когда стоял на палубе, увешанный охотничьими трофеями, провожающие получили его очередную остроту: «В Казани даже зайцы любезны».
Загадочная «страна лесов и холода» начала интересовать Францию с XII века. Путешественник маркиз Жак Маржарет исследовал таинственную Тартарию. Он первым из французов официально посетил Казань.
Портрет Василия Полянского
В России Франция вошла в моду с XVIII века. Французский философ-просветитель Вольтер состоял в переписке с российской императрицей. Среди десятков имён, встречающихся в письмах, привлекает внимание фраза Вольтера: «В пустыне моей находится Ваш подданный, В. Полянский, уроженец Казанского Вашего царства. Я ещё не видывал подобной его вежливости и благоразумия. Сказывают, что и Атилла был родом из Казани. О! Если это правда, то весьма могло статься, что и сей раб Божий был прелюбезный человек».
Кто же этот казанец, чьи обаяние и знания произвели такое лестное впечатление на самый блестящий ум Европы? Впечатление столь сильное, что даже Атилла, символ опустошения и бесчинства, оказался в некотором роде реабилитированным только потому, что приходится, по мнению Вольтера, земляком Полянскому. Даже с поправкой на игривый тон письма и его лукавость ясно, что Василий Ипатьевич Полянский, имя которого неразрывно связано с Казанью и его университетом, был человеком недюжинным. О том, что интерес Вольтера к личности Полянского, а через него и к Казани был не мимолётным, свидетельствуют упоминания о нём в ряде писем, причём в степенях превосходных: «Полянский приводит меня в восхищение», «он не только очень умный, но и добрый человек». Очевидно, и рассказы Полянского о своём родном крае вызывали большой интерес Вольтера.
Полянский и Вольтер впервые встретились в Фернее весной 1771 года во время путешествия казанца во Францию. Вольтер подарил Полянскому свой портрет, а тот, в свою очередь, подарил его Научной библиотеке имени Лобачевского.
Документ, выданный Сергею Седмицкому Комитетом освобождения департамента «Приморские Альпы».
Василий Полянский был замечательной личностью, обладал глубокими знаниями во многих областях и любил жизнь, полную приключений, из-за чего многие называют его казанским Д’Артаньяном.
27 января 1802 года директор главного народного училища в Казани надворный советник А. Л. Лихачёв получил из Приказа общественного призрения предложение испытать в «знании наук и способности … к преподаванию оных» француженку Марью Фёдоровну Пото, желавшую завести в Казани пансион «для обоего пола благородных детей», но не представившую никакого документа о своём образовании. Лихачёв проэкзаменовал Пото «в знании по правилам грамматики как французского, так и немецкого языка, истории и географии» и, заключив, что она «всё совершенно знает и обучать может», выдал ей аттестат.
Пансион Пото стал первым негосударственным учебным заведением Казани, где обучали девочек.
Леон Осипович Сиклер (1858 — 1920). «Портрет казанского антиквара Якуба Ишмеева». Дерево, масло. Собрание ГМИИ РТ
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан есть интересный портрет антиквара Ишмеева. На нём изображён человек в татарском костюме. В углу картины подпись автора — Леон Сиклер. Он получил образование в Париже. В тридцать два года, будучи уже известным учёным и переводчиком русских сказок на французский язык, приехал в Казань, где со временем получил место преподавателя французского языка в Первой мужской гимназии. Сиклер состоялся как художник-любитель. В 1897 году в помещении Казанской художественной школы он выставил портрет Ишмеева и картины «Портрет татарской девушки», «Портрет мадам NN», «Татарская девушка с цветком». Жизнь Сиклера переменилась после его знакомства с положенной позднее в основу музея изобразительных искусств Татарстана коллекцией Андрея Фёдоровича Лихачёва. Сиклер начал собирать произведения искусства. Наиболее ценная и уникальная часть его коллекции — предметы быта и ювелирные украшения казанских татар.
Музей «Франция-Россия-Татарстан». Гимназия № 9 Казани
Особая страница в истории французского и советского народов — совместная борьба с фашизмом в годы Второй мировой войны.
Тогда на территории Франции было двадцать пять концентрационных лагерей, где томились тысячи советских людей. В лагерях создавались антифашистские комитеты, которые организовывали побеги заключённых. Бежавшие вливались во французское Движение Сопротивления. Среди них были и уроженцы Татарстана.
Сергея Седмицкого из Казани судьба забросила во Францию в 1918 году. Когда фашисты оккупировали её, ушёл в Альпы к партизанам. После освобождения Франции он был членом Союза советских патриотов. В 1959 году вернулся на Родину.
Мидхат Гайсин
Мидхат Гайсин попал в плен под Воронежем. В марте 1944-го его отправили во французский лагерь Ламбер в департаменте Па-де Кале. Немцы опасались здесь высадки союзников, поэтому руками военнопленных спешно возводили укрепления. Гайсин попал в группу, которая прокладывала штрек под землёй. Работа была очень тяжёлой: в узком, едва освещённом тоннеле нечем было дышать от пыли и смрада, почти ежедневно случались обвалы, часто налетали английские самолёты. Во время очередной бомбёжки Гайсину удалось бежать, а затем примкнуть к партизанскому отряду, стать «маки». Друзья по отряду звали его Михаилом, а французы — Мишелем. Партизаны подкладывали мины на дорогах, взрывали железнодорожные мосты и шоссейные переходы, уничтожали немецкие гарнизоны.
Зия Камалов
Среди казанцев, сражавшихся в рядах Сопротивления, был и Зия Камалов. В плену он оказался поздней осенью 1941-го, когда 6-я армия, где он служил сначала артиллеристом, а потом военфельдшером, попала в окружение. Затем были лагеря на Украине, в Белоруссии, Польше, Германии и, наконец, Франции. В апреле 1944-го группе пленников удалось бежать: помогли местные жители. Они же указали путь в ближайший отряд партизан.
Однако беглецов не сразу приняли в него. Долго и жёстко проверяли. Камалову дали самое рискованное задание — взорвать охраняемый железнодорожный мост. И лишь после этого зачислили в «маки» под именем Серж. Камалов проявил себя как отважный разведчик. Его дерзкие операции наводили ужас на оккупантов и вызывали восторг местных жителей. Скоро он стал командиром разведроты, ему присвоили звание лейтенанта. Два боевых ранения, пять французских орденов, в том числе золотой крест «Круа де комбатан», несколько боевых и юбилейных медалей — таков послужной список Зии Камалова.
Музей «Франция-Россия-Татарстан». Гимназия № 9 Казани
Этим далеко не исчерпываются связи наших народов, среди которых казанцы занимают заметное место. Благодаря сохранившимся фотографиям начала двадцатых годов прошлого века, мы можем погрузиться в историю развития нашего города, лучше изучить его архитектурное наследие. А одним из первых фотографов, обосновавшихся в Казани, был француз Шартле. Продолжали многие-многие другие.
Можно было бы рассказать и о французских авторах на сцене казанских театров. Открывавшиеся театры ставили спектакли французских авторов: Бомарше, Мольера, Гюго... Их новаторские идеи формировали интеллектуальный уровень казанцев. И сегодня французские драматурги значатся на афишах театров Татарстана...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа