+5°C
Сервис недоступен.
  • 31 октября 2019 - 20:04
    Пушкин в неповторимых работах Айгуль Окутан
    Сегодня в Казанской Ратуше открылась выставка «Эрзурум и Карс - восточная сказка русского Поэта» известной, талантливой, художницы Айгуль Окутан. Айгуль — наша землячка, но последние 10 лет живет и работает в Стамбуле.
    356
    0
    2
  • 27 октября 2019 - 09:37
    Как могут выглядеть промышленные зоны Казани?
    Участники молодежной архитектурной биеннале представили проекты переосмысления промышленных зон генплана Казани
    325
    0
    0
Реклама
Архив новостей

Автомобильная гордость Казани

В августе в столице Татарстана на территории горнолыжного комплекса «Свияжские холмы» прошёл очередной XIII Международный фестиваль исторической техники, на который свои действующие модели технической старины привезли любители из многих регионов России и стран Европы.

Председатель Государственного Совета Татарстана, президент «Авторетроклуба-21» Фарид Мухаметшин высоко оценил итоги трёхдневного спортивного праздника. Руководитель республиканского парламента предложил любителям автостарины встретиться через год.

«В 2020 году мы собираемся отметить 100-летие образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Есть Указ президента России о праздновании этой даты в масштабе страны. Принят республиканский план юбилейных мероприятий. И я думаю, мы сможем в рамках юбилея республики провести праздничный автопробег с приглашением владельцев ста автомобилей знаменитой марки ГАЗ-21…

Народ Татарстана состоит из представителей 173 национальностей, которые веками проживают как одна большая семья в дружбе и согласии. Наш фестиваль интересен ещё и тем, что в нём приняли участие жители многих регионов России и зарубежных стран, люди разных национальностей. В этом и заключается важнейшая его ценность — вы имели возможность пообщаться, подружиться, обменяться полезным опытом, договорились ездить друг к другу в гости с автопробегами».

Фарид Хайруллович — известный в республике любитель ретромашин и основатель казанского «Авторетроклуба-21». Его любовь к таким автомобилям возникла ещё тогда, когда никто и не думал называть «Волгу» ГАЗ-21 ретромашиной. В те годы «Волга» стала его первым служебным автомобилем. Она была и остаётся прекрасным авто с отличными ходовыми качествами и великолепным уровнем комфорта.

 

Как это было

Вот что рассказал о прошедшем фестивале Айдар Ибатуллин, председатель «Авторетроклуба-21». В первый день участников и гостей фестиваля поздравили официальные лица, затем прошёл концерт творческих коллективов Ассамблеи и Дома дружбы народов Татарстана, после чего все смогли пообедать у походной кухни солдатской кашей с тушёнкой. Плотный обед был тем более необходим, что в первый же день стартовало ралли ретроавтомобилей, в котором участвовали сорок экипажей. Они проследовали по территории Иннополиса, заехали в Свияжск и через Верхний Услон вернулись в Казань. Завершилось ралли довольно поздно вечером на площади Тысячелетия.

На второй день на территории выставки работала техническая комиссия, оценивавшая представленную технику. Прошли конкурс мастерства водителей автомобилей и мотоциклов, автосабантуй с развлекательными конкурсами: кто быстрей за канат протянет «Волгу», кто дальше кинет колесо, кто быстрее разберёт и соберёт карбюратор, кто дальше провезёт на капоте стакан воды, и многими другими. Для гостей Казани была организована экскурсия в Раифский мужской монастырь. В общем, никто не бездельничал, все получили возможность активного времяпрепровождения.

Наконец, утром последнего дня фестиваля комиссия подсчитала баллы участников, и в полдень состоялось официальное закрытие фестиваля с вручением призов и кубков.

 

Лучшие коллекции

Одна из самых ярких и полных российских коллекций ретроавтомобилей находится в нашем городе. Её владелец сам по себе человек достаточно необычный. Александр Гнедин, в прошлом воин советской армии, прошедший Афганистан, где он сражался под командованием генерала Громова, сегодня талантливый техник-любитель, посвятивший всё своё время, силы и умения восстановлению редких автомобилей. В его коллекции, насчитывающей более пятидесяти экземпляров, есть авто от необычных владельцев. Например, личный автомобиль Раисы Максимовны Горбачёвой, супруги первого и последнего президента СССР. Есть авто, на котором ездил лидер музыкальной группы «Ласковый май» Андрей Разин. Но, наверное, самая интересная часть коллекции Александра Гнедина — это по-настоящему старинные автомобили, некоторые из которых в единственном экземпляре не только в коллекции казанского мастера, но и в стране, а, возможно, и в мире.

Вот что о своих автомобилях рассказывает сам Александр Гнедин:

— В моей коллекции целый ряд автомобилей ГАЗ: ГАЗ-415, ГАЗ-4, ГАЗ-ААА, ГАЗ-55, ГАЗ-67, «Волга» ГАЗ-21.

О советских автомобилях ГАЗ можно писать книги, такое большое значение они имели и для народного хозяйства, и для нужд фронта. Первые ГАЗы были выпущены в 30-е годы прошлого столетия. А 17 апреля 1935 года с конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей.

Есть в коллекции Александра Васильевича ГАЗ-67, участвовавший в бронепробеге «Дорога мужества Москва-Брест». Это событие было внесено в Книгу рекордов России как самый длинный бронепробег в мирное время. Военная ретротехника, в которую входит одна из знаменитых боевых машин «Катюша БМ-10», каждый год выставляется на параде Победы в Казани.

Николай Хрипунов — отец-основатель уникального музея автотехники времён Второй мировой войны получает награду.

Андрей Куклин из Марий Эл — ещё один активный участник всех фестивалей казанского авторетро. По численности его коллекция не знает себе равных. Вот что он рассказывает о себе и своих машинах:

— Шесть лет назад я купил первую машину «Волга» ГАЗ-21. А сейчас у меня более ста единиц техники. Это одна из самых крупных коллекций в Поволжье. На фес­тивале я победил в номинации «Машина-долгожитель». У меня есть машина «Форд T» 1914 года. Марка «Форд» имеет особое значение не только для автомобильной истории, но и для всего промышленного производства нашей планеты. «Форд» — это не только марка автомобиля, но и фамилия владельца одной из крупнейших и старейших автомобильных компаний мира, также носящей имя Форд. А знаменита компания тем, что именно в её цехах впервые было запущено конвейерное производство, произведшее настоящую промышленную революцию.

Я эту машину нашёл в посёлке Николаевка Пензенской области. Мне удалось полностью восстановить её, используя только оригинальные запчасти, она сейчас на ходу.

Из иностранных машин у меня есть также американский джип «Виллис» 1928 года выпуска.

«Виллис» — первый автомобиль, выигравший конкурс, объявленный американской армией. В мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к лёгкому командирскому разведывательному автомобилю. Эти требования были настолько жёсткими по срокам, что в конкурсе приняли участие только фирмы Willys-Overland Motors и American Bantam, которая в начале сентября 1940 года показала первый прототип своего внедорожника. Конкуренцию ему составляли прототипы машин повышенной проходимости от компаний Ford и Marmon-Herrington. Однако «Виллис» выиграл, несмотря на довольно жёсткую конкуренцию.

А ещё в моей коллекции есть такие известные советские машины, как УралЗИС и ГАЗ-67. Работы по проектированию УралЗИС начались в 1947 году, на­иболее активно программа стала реализовываться с 1951 года. Возникли проблемы с созданием кабины новой конструкции, которые удалось решить с помощью конструктора Горьковского автозавода Андрея Александровича Липгарта, он предложил установить на новую машину изменённую кабину от грузовика ГАЗ-51. В 1958 году в Горьком решили, что новая модель будет строиться по бескапотной схеме, но штампы для кабины уже были сделаны; их передали из Горького в Миасс. Таким образом, новый УралЗИС начал напоминать заметно «подросший» в размерах ГАЗ-51, сохранив тем самым «нереализованную» внешность капотного варианта ГАЗ-62.

ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б — советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Они представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Эти модели созданы под руководством ведущего конструктора Виталия Андреевича Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач.

Организаторы ретрофестиваля Альберт Бикбулатов и Айдар Ибатуллин (первый и второй слева) ждут всех участников в следующем году!

Гости фестиваля

Начиная с четвёртого фестиваля в Казань приво­зит свои модели музей ретроавтомобилей из Самары, директор которого Николай Хрипунов дал нам развёрнутый комментарий:

— Я уже традиционно представляю в Казани музей внедорожных машин, как директор музея и как реставратор. Восстанавливать старые машины — это моё, можно сказать, профессиональное хобби. В нашем музее есть небольшая мастерская, оборудованная под эту задачу. Официально музей был открыт в 2008 году. А до этого мы, группа единомышленников, долгое время занимались реставрацией без официального статуса.

У команды организаторов Казанского фестиваля исторической техники очень высокий профессиональный уровень. Это можно сказать и об инспекторах, и о членах оргкомитета. Я довольно много езжу по стране, участвуя в самых разных мероприятиях в Москве, Петербурге, других городах. Мне есть с чем сравнивать, и могу ответственно сказать, что казанский фестиваль, наверное, лучшее из того, что мне доводилось видеть. Поэтому мы каждый год ждём приглашения и обязательно приво­зим какую-нибудь новинку.

Сейчас мы реставрируем много машин времён Великой Отечественной войны, и я думаю, что сегодня в нашем музее самая большая коллекция техники этого периода, причём не только советской, но и всех воевавших стран. Готовим к показу несколько единиц японской техники. Япония — единственная страна периода Второй мировой войны, не представленная пока в нашем музее, но скоро и этот пробел будет закрыт.

За каждой музейной машиной стоит целая история, о каждой из них можно смело писать книгу. Например, ГАЗ-64 Р-1. Автомобилей этой модели было выпущено всего два. Конструктор ГАЗа Виталий Андреевич Грачёв по приказу министерства обороны создал эту машину за пятьдесят четыре дня, а в серию пошла модель ГАЗ-64, в очень короткие сроки была выпущена уже тысяча машин. Нам посчастливилось отреставрировать ГАЗ 61-73. И оказалось, что это машина маршала Жукова.

Сейчас мы восстанавливаем модель джипа, который первым выиграл тендер для машин повышенной проходимости для армии США. Этих машин было выпущено не более 2642-х, из них 1032 были поставлены по ленд-лизу Советскому Союзу. И они использовались Красной армией на фронте. В реставрации японские джипы «Курогане». Они появились в японских вой­сках в 1935 году, то есть Страна восходящего солнца обогнала в этом американцев. Мы при реставрации сотрудничаем с японцами, которые помогают нам некоторыми комплектующими. Ещё восстанавливаем тягач, который на фронтах таскал тяжёлые пушки — ­гаубицы. Этот тягач SPA TL37, предок современных «Фиатов», отличается сложностью технических решений, совершенно удивительная машина. Есть и немецкая техника, например, БМВ-235, у которой управляемые и передние, и задние колёса. Этот автомобиль пока в единственном экземпляре. «Мерседес» 1500 — это тяжёлая машина, таких осталось, наверное, только четыре в мире. Есть канадский «Шевроле». Это огромный джип с большими колёсами. Представлена линия «Доджей» от самых ранних до послевоенных. Есть амфибии, скажем, плавающий Ford GPA. Из числа амфибий в нашей коллекции есть машина, участвовавшая в высадке союзников в Нормандии. Если говорить о военной тематике, то машин достаточно много, и, думаю, будет ещё больше, так что нашему музею все­гда найдётся что представить на различных выставках и фестивалях.

 

Двухколёсные братья автомобиля

Ещё один гость и постоянный участник фестиваля Яков Кузнецов из Екатеринбурга представил коллекцию мотоциклов выпуска до 1945 года.

 

— Коллекционирование ретромотоциклов — моё хобби уже более двадцати лет. Есть в коллекции настоящие мотоциклы-аксакалы. Самый старый из тех, что я привозил в Казань — это французская машина Terrot typ L, модель 1925 года. А сейчас мой мотоцикл на выставке — производства 1927 года. Немецкая техника в коллекции представлена продукцией фирмы BMW (Bayerische Motoren Werke), с 1937 по 1940-й и с 1945 по 1951 год выпускавшей модель R35. Этот мотоцикл среднего класса предназначался для езды по дорогам с различным покрытием. У меня две модели R35, в гражданском и военном исполнениях.

Английские мотоциклы в коллекции — производства компании Birmingham Small Arms Company (BSA), выпускавшей c 1939 по 1945 год модель W(М)20. Это была упрощённая модификация «гражданской» модели М20 для военных нужд. Хотя изначально она и задумывалась как транспортное средство для армии. Конструкция была простой, дешёвой и… устаревшей. W(M)20 использовались для разведки, боевого охранения, вестовой службы. Ещё один британец — это лёгкий мотоцикл Excelsior J10, производившийся в Бирмингеме с 1937 по 1939 год.

 

Конечно, говоря о мотоциклах, нельзя пройти мимо знаменитой американской марки «Харли-Дэвидсон». Американская компания Harley-Davidson Motors C, город Милуоки, штат Висконсин, с 1939 по 1944 год выпускала мотоцикл модели WLA, специально разработанной для армии на базе модели WL.

Учитывая специфику, мотоцикл оснащался: коробкой для документов и боеприпасов, чехлом для пистолета-пулёмета «Томсон», у заднего колеса крепились две кожаные сумки. Покрышки имели развитый протектор для успешной езды по бездорожью. В народе эту машину прозвали «Освободитель». Было выпущено около 80 тысяч «Харлеев» модели WLA.

 

В заключение

Красочное шоу старинной техники, сыгравшей свою роль в развитии экономик ведущих государств планеты, воевавших на фронтах Второй мировой войны, техники, помогавшей поднимать страны из послевоенной разрухи, дававшей людям возможность прикоснуться к техническому прогрессу, завершено. Конечно, сейчас автомобили уже другие, с совершенно иными техническими возможностями и уровнем комфорта. Но всё же бывает очень полезно посмотреть своими глазами, с чего всё начиналось, какими путями шло развитие автомобильной техники. И не надо быть большим знатоком, чтобы увидеть многие современные технические решения в идеях ещё довоенной и военной техники. Живую историю технической мысли бережно хранят и пропагандируют настоящие энтузиасты своего дела, в первых рядах которых наши земляки, организаторы одного из лучших фестивалей старинных автомобилей — участники казанского «Авторетроклуба-21».

 

 

Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама