Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Дела сердечные

Заместитель генерального директора МКДЦ, ­руководитель Головного сосудистого центра  Наталья СТЕКОЛЬЩИКОВА — о своём открытии Казани, важности клинического мышления, осознанном внимании к себе и балансе между работой и семьёй.

Заместитель генерального директора МКДЦ, ­руководитель Головного сосудистого центра Наталья СТЕКОЛЬЩИКОВА — о своём открытии Казани, важности клинического мышления, осознанном внимании к себе и балансе между работой и семьёй.

 

— Наталья Юрьевна, добрый день! Вы выросли в солнечном Ташкенте, а как оказались в Казани?

 

— Я родилась в городе Ош, где служил мой папа. Когда мне исполнился год, семья переехала в Ташкент. Там я жила до поступ­ления в вуз. В восемнадцать лет уехала учиться на врача в г. Тернополь (Украина), куда поступила по целевому направлению. По окончании учёбы вернулась в Ташкент и свою трудовую деятельность, начиная с интернатуры, проходила в Ташкенте. Вышла замуж, родились дети, а в 2004 году, как жена декабриста, переехала в Казань: мой муж — специалист в метростроении, и накануне Тысячелетия города его пригласили в столицу Татарстана для того, чтобы подготовиться к пуску метро. Признаюсь честно: переезд из тёплого Ташкента в холодную Казань поначалу меня не обрадовал. В те годы Казань не была столь прекрасна как сейчас, поэтому контраст с зелёным солнечным Ташкентом казался очень разительным. Холодные ветры, полугодовые зимы — привыкнуть к этому было непросто. Но город преобразовывался у меня на глазах — и со временем пришла любовь.
По специальности я — анестезиолог-реаниматолог, и для поиска работы в Казани обратилась в отдел кадров Минздрава. Мне порекомендовали обратиться в МКДЦ — там требовались анестезиологи. Центр сразу же впечатлил! Прошла сертификационный цикл (в Ташкенте на тот момент была другая система), и уже как сертифицированный специалист, приступила к работе в отделение кардиореанимации, которое занималось лечением пациентов с острым коронарным синдромом. Проработав там в качестве врача с мая 2007-го по 2013 год, в 2013‑м стала заведующим отделением, а с 2016 года работаю на должности заместителя генерального директора, сначала по хирургии, потом по лечебному направлению, сейчас являюсь руководителем сосудистого центра.

 

— Вы сказали, что МКДЦ Вас сразу впечатлил. Насколько вообще организация здраво­охранения различалась в Ташкенте и Казани?

 

— Разницу я почувствовала сразу: несмотря на то, что в Ташкенте работала в правительственном стационаре, оснащение клиники там было гораздо слабее. Инвазивные вмешательства, такие как коронароангиография и стентирование коронарных артерий, в столице Узбекистана выполнялись только в одном центре и только в плановом порядке. О том, чтобы применить их к неотложным больным, не могло быть и речи.
Подход к лечению, который я увидела в МКДЦ, участие в конференциях по кардиологии, анестезиологии и реаниматологии полностью перестроили моё представление по ведению пациентов. Огромный опыт дала работа под руководством куратора направления кардиологии профессора Альберта Сарваровича Галявича, его ежедневные обходы, которые проходили в отделении кардио­реанимации с обсуждением па­циентов. (Альберт Сарварович Галявич возглавлял службу кардиологии в республике, сейчас — во всём Приволжском федеральном округе. — Прим. ред.)
Казань открыла для меня очень много: и в плане возможностей для оказания помощи, и для своего профессионального роста.

 

— Сегодня Вы являетесь руководителем Головного сосудистого центра. Чем он занимается?

 

— В структуру Сосудистого центра входит отделение неврологии с острым нарушением мозгового кровообращения. Основная задача Центра — методологическая помощь региональным сосудистым центрам по курации и ведению пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения. Возглавляет службу инсультологии в республике профессор Дина Рустемовна Хасанова. На базе нашего Центра апробируются современные подходы к лечению пациентов с ОНМК и масштабируются уже на региональные сосудистые центры, создавая единые стандарты по ведению пациентов.

 

— Как вовремя распознать острый коронарный синдром и понять, что нужно незамедлительно обратиться за помощью?

 

— Любая боль в грудной клетке, особенно когда она возникает впервые и не похожа на прежние проявления привычных для пациентов состояний, всегда сигнал к срочному вызову «скорой помощи». Не затягивайте время для оказания медицинской помощи со стороны профессионалов — повреждение сердечной мышцы может оказаться необратимым.
У инсульта тоже есть чётко выраженные симптомы. Если вы заметили, что сила в руке или ноге с одной стороны стала меньше, почувствовали, что появились асимметрия лица, нарушения речи, вы говорите, как будто положили кашу в рот, или понимаете, что к вам обращаются, а вы не можете понять, о чём вас спрашивают, — требуется срочный вызов бригады неотложной медицинской помощи.
Сейчас есть много методов, которые позволяют вернуть к полноценной жизни пациентов, если они обратились за помощью в ранние часы от момента старта заболевания.

 

— Тем не менее, самому больному — или его близким — иногда бывает сложно понять, что вмешательство профессионалов действительно требуется незамедлительно…

 

— Прежде чем разовьётся острое состояние, существуют предвестники. Поэтому если вы замечаете, что хуже стали переносить привычную ранее физическую нагрузку, появляются симптомы, которые ранее у вас не отмечались — обратитесь в поликлинику. Вам снимут кардиограмму, проведут необходимую диагностику, осмотрят узкие специалисты. При выявлении изменений, требующих стационарного лечения и наблюдения, вас направят на плановую госпитализацию, где более расширенно проведут диагностику состояний и сформируют план динамического наблюдения.
Повторюсь: не нужно пренебрегать профилактикой, нужно обращать на себя внимание, прислушиваться к себе и, в случае нехарактерных отклонений, не затягивая обращаться к специалисту.

 

— С какой периодичностью нужно проходить профилактические осмотры?

 

— Всё зависит от состояния и жалоб граждан. Если при первом визите к врачу признаков заболевания и факторов риска не выявлено, то достаточно раз в два года согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 6 декабря 2012 г. N 1011н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра». В случае если у вас появляются факторы риска: высокий уровень холестерина, который может быть выявлен при первой вашей встрече с врачом, избыточная масса тела, колебания артериального давления и др. — диспансеризация нужна не реже 1 раза в год или чаще. Врач обратит внимание на моменты, требующие корректировки, в случае необходимости назначит медикаментозную поддержку, обсудит необходимость изменений в образе жизни, режиме питания и т. д.

 

— Изменение образа жизни, режима питания… Многие ли пациенты, попавшие в клинику в неотложном состоянии и в острый момент согласные на всё, придерживаются полезных привычек и в будущем?

 

— Все пациенты очень разные. Есть те, для которых болезнь действительно является стартом для изменения образа жизни, но есть и такие, которые придерживаются рекомендаций лишь в самом начале после выписки из стационара, а после вновь возвращаются к привычному образу жизни. Поэтому, помимо назначений, которые дают в стационаре, очень важна преемственность между стационаром и первичным звеном, и здесь уже на плечи врача первичного звена ложится роль проводника — где они вместе с пациентом, сотрудничая, меняют отношение к жизни и к здоровью, чтобы как можно реже попадать в стационар и оставаться больше амбулаторным пациентом.

 

— А Вы сами придерживаетесь правильных привычек?

 

— Стараюсь. Час в день после окончания работы занимаюсь скандинавской ходьбой, избегаю вредных продуктов, стараюсь есть больше овощей, придерживаюсь дробного режима питания, контролирую уровень холестерина и артериального давления.

 

— Сейчас поздний вечер, а Вы до сих пор на работе…

 

— Всегда есть тяжёлые пациенты, которых в течение дня обсуждали, и перед уходом домой необходимо их проконтролировать. Поэтому иногда приходится задерживаться. У нас работа организована так, что информация о тяжёлых больных или внештатных ситуациях передаётся заместителю по направлению в дневное время заведующими отделениями, в ночное — дежурным врачом или ответственным администратором. Это даёт возможность своевременно принимать организационные решения при ведении пациента и контролировать процесс лечения.
Для врача очень важно клиническое мышление. Благодаря активной позиции генерального директора Центра Рустема Наилевича Хайруллина на этом делается серьёзнейший акцент. В помощь врачу разработана ситуационная карта, которая автоматически выгружает все отклонения по пациенту в определённую форму, и врач, не листая историю болезни, сразу видит по инструментально-ла­бораторным показателям, какие имеются отклонения, чтобы нарисовать для себя картину и понять, что делать с пациентом, что первично, а что можно немножко отложить. 
При необходимости проводим телемедицинские консилиумы с привлечением ведущих российских центров или зарубежных коллег для получения второго мнения. Это помогает нашим врачам расширять свои знания с учётом опыта коллег и применять современные методы лечения к нашим пациентам.

 

— Вы знаете всё о Ваших пациентах, а вот лично на себя у Вас время есть? Какие у Вас увлечения?

 

— С прошлого года я время от времени стала посещать гончарную мастерскую, мне очень нравится работать с глиной. Раньше я рисовала, ходила на мастер‑классы, у нас дома есть несколько картин, которые я написала маслом. Зимой в выходные дни с детьми и мужем ходим на лыжах либо на каток, летом у нас прогулки на велосипедах. В выходные я стараюсь максимально посвятить себя семье, потому что, несмотря на то, что свою работу я очень люблю и отдаюсь ей действительно полностью, семья не должна испытывать ущерб из-за того, что мамы или супруги долго нет дома.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев