Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Держаться за руки

Известный казанский адвокат Эдуард ИВАНОВ не любит сидеть дома. Ему важно находиться в самой гуще событий, чтобы чувствовать этот мир и своё место в нём. И если кто-то думает, что незрячие люди не гуляют по городу, не могут кататься на велосипеде или веломобиле, то это всего лишь стереотип. Совершить прогулку по одному из своих любимых маршрутов Эдуард Николаевич любезно пригласил и сотрудниц журнала «Казань».

Во время работы над номером возникла идея написать о том, как гуляют по Казани те, кто в силу особенностей здоровья могут при этом испытывать некоторые трудности. Вспомнили, что в своём прошлом интервью (№ 9, 2022) Эдуард Иванов рассказывал, что очень любит прогулки. Мы позвонили ему, и на следующий день встретились на Кремлёвской набережной, куда он приехал из Вахитовского суда, успев уже поработать с утра. Сразу договорились, что я буду сообщать о лестницах, спусках и подъёмах на поребрик. Эдуард Николаевич взял меня за руку, и мы отправились с остановки Батурина вниз на Кремлёвскую набережную, чтобы арендовать там веломобиль.

 

— Пешая прогулка для вас — это сложно?

 

— Поскольку я очень давно живу в Казани, с лета 73 года, то к городу уже привык, и город привык ко мне. Я настолько хорошо изучил свои излюбленные маршруты, что могу любому объяснить, даже таксисту, где идти или ехать по прямой, где именно повернуть.

 

— И сколько вам понадобилось времени, чтобы привыкнуть?

 

— Я приехал в Казань из школы слепых, где был равным среди равных. Поступил в университет на юридический факультет, и оказалось, что никому я тут не равен, — наоборот. Помню, как в первый же день мама ушла на работу, а я сразу решил, что дома сидеть не буду, поеду изучать город. И постепенно освоил Казань по самым разным маршрутам. Есть, конечно, места, в которых не ориентируюсь, например, в районе посёлка Дальний или в Караваево, потому что мне там бывать не приходится.

 

— Где предпочитаете гулять?

 

— Люблю гулять по проспекту Альберта Камалеева — улица просторная, над головой много неба, коробки каменные не давят, просто отлично! Иду в сторону ипподрома и — дальше. Когда-то на площадке перед ипподромом я учился кататься на велосипеде.

 

— Как это происходило?

 

— У Марка Твена есть замечательный рассказ «Укрощение велосипеда». Когда учился кататься, перелетал через ограждения, через руль. Самое главное — иметь неподвижный ориентир, и таким ориентиром служила тогдашняя моя приятельница, которая становилась посередине площадки, а я ездил вокруг неё кругами. Она подавала голос, хвалила меня в порядке морального стимулирования. (Сообщаю, что впереди лестница. «Идёмте, ничего не бойтесь», — слышу в ответ.) В городе люблю кататься на катамаранах и веломобилях. Вчера здесь на набережной катались с помощницей.

 

— Так вы каждый день здесь гуляете?

 

— Нет, не каждый. У меня сейчас идёт очень тяжёлый процесс в Ульяновском областном суде. Приезжаю оттуда весь разбитый, и мне срочно нужны положительные эмоции, за которыми и прихожу на набережную.

 

Поэзия и проза жизни

 

— Любимые места для прогулок, кроме Кремлёвской набережной и Камалеева?

 

— Люблю бывать на Кабане, в парках Горького и Урицкого. В парке Урицкого расположен КЦ «Московский», который я тоже порой посещаю. Недавно был там на поэтическом вечере, со сцены звучали стихи, в том числе и Эдуарда Асадова. В своё время была бурная дискуссия на счёт его творчества: то, что он делает, это поэзия или же просто набор клише? Эдуард Асадов ослеп на войне, и из зрительного ряда у него остались только воспоминания, то, что он видел до наступления слепоты. У меня и таких нет. Его стихи — это не зрительный ряд, это просто конструктор, из которого можно составить всё что хочешь. Считаю, что это не поэзия, но эти стихи читали со сцены во всём СССР:

Шар луны под звёздным абажуром

Озарял уснувший городок.

Шли, смеясь, по набережной хмурой

Парень со спортивною фигурой

И девчонка — хрупкий стебелёк.

 

Когда я пробовал писать стихи, у меня получалось примерно то же самое — набор клише. Зрительного ряда же нет. Я ничего не могу описать — ни цветы, ни деревья, ни женщин. Всё, что я могу сказать про девушку — хрупкий стебелёк. Всё.

 

— А как же ароматы, звуки?

 

— Правильно. Но, как мне кажется, в стихах это выразить нельзя. Возьмём стихи Бунина на тему одиночества:

 

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады…

… И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

 

Я даже не могу сказать «в предвечернюю серую тьму», потому что не знаю, какая она. Описание одиночества у Беллы Ахмадулиной ближе к моим изобразительным возможностям. Она передаёт не то, как это выглядит, а то, как она это чувствует:

 

О одиночество, как твой

характер крут!

Посверкивая циркулем

железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям

бесполезным.

 

Так я бы мог, потому что это чувства. Ещё проще описывает одиночество певица Слава. Вы слышали, наверно, как она в припеве песни кричит со сцены: «Одиночество с...!» Так я запросто могу! (Смеётся.)

 

«Волшебные» палки и рельефные дорожки

 

— Расскажите, как вы передвигаетесь по городу с помощью трости.

 

— У меня есть три разных палки. Первая — вот эта, с которой я пришёл сегодня, театрально-концертная, она складывается. Ею и стучать тоже удобно, шарить дорогу. Другая палка — обычная стандартная белая кочерга с изогнутой ручкой. Ею я обычно пользуюсь, когда хожу в офисы, в суд. И третья — для путешествий, для прогулок, особенно зимних. Это большая палка с массивной деревянной ручкой, на конце — колесо от роликовых коньков. Она едет по тротуару, ею стучать не надо, она сама мне всё показывает, каждую выбоину.

 

— Пользуетесь ли рельефными дорожками для незрячих?

 

— Рельефные дорожки стали делать, чтобы слепой через подошву обуви чувствовал эту дорожку и по ней шёл. Идея хорошая, но они не везде и не всем нужны. В первую очередь, они необходимы в тех местах, которые слепые обязательно посещают — магазин, аптека. На Серова, 3, где расположена Респуб­ликанская специальная библиотека для слепых и слабовидящих, такие дорожки, конечно, необходимы. Нужны ли в остальных местах — это очень большой вопрос. Во-первых, мы, слепые, не знаем, где такая дорожка есть. Во-вторых, мы не знаем, почему она тут и куда она нас приведёт. В-третьих, там, где мы хорошо ориентируемся и без дорожек, они вообще не нужны. На углу Лесгафта и Вишневского есть такая дорожка, она начинается на перекрёстке от самого поребрика. Почему она тут и куда ведёт — непонятно, и так же неожиданно она обрывается.

 

— Предпочитаете ходить один или с кем-то?

 

— Раньше я ходил очень много и очень быстро, и с палкой, и без. Сейчас стараюсь один не ходить. Просто вдвоём уверенней. Когда‑то у меня был маленький остаток цветоощущения, с возрастом он исчезает. Тогда я немного видел тротуар, понимал, что обширное пятно на нём — это, скорее всего, лужа. Сейчас я тротуар под ногами не вижу, потому стараюсь один не ходить. К счастью, моя нынешняя помощница очень любит пешую ходьбу и готова гулять сколько угодно. Мы очень разные и подходим под шутку Семёна Альтова: «Вон в машине двое. Один видит, другой слышит! А я рулю». Так и мы. Она видит, но не знает город. А я знаю, но не вижу. Она плохо ориентируется в Казани, но я её привожу правильно куда нам надо.

 

Желание и опыт

 

— Удобно ли в нашем городе гулять людям с ограниченными возможностями здоровья? Готов ли он к этому?

 

— Город никогда не готов, не приспособлен для слепых, глухих, хромых, безногих. Город приспособлен для здоровых людей, и так и должно быть. Город не должен ориентироваться на калек.

 

— А как же равные права и возможности?

 

— А это не умаляет наших прав. Вот, пожалуйста: я выхожу из дома, из ворот поворачиваю налево и иду себе уверенно. На моём пути три ступеньки, я по ним поднимаюсь вверх — они для меня ориентир. Знаю, что дальше будет продаваться шаурма, а затем — мой любимый магазин.

 

— То есть нужны опыт, время и желание?

 

— Конечно. Ориентироваться можно на всё: на знакомые звуки, которые в это время обычно здесь раздаются, на привычные запахи. Слепой идёт, палкой стучит, слышит, как звук отражается от соседних стен. Он в состоянии это учесть и узнать, что сейчас идёт вдоль такого-то здания, потому что здесь звук отражается именно так. Или он идёт вдоль ряда зданий, а справа от него проезжая часть. И то, как звук моторов проезжающих машин отражается от стен — это тоже ориентир. Мало того, машинопоток своим шумом создаёт звуковые перила. Таких моментов много, они приходят со временем, с опытом. Ничего страшного нет.

 

Лучшее средство от комплексов

 

Покатавшись на веломобиле, мы решили пройтись по набережной пешком. То и дело во время нашей прогулки на пару мгновений я закрывала глаза, пытаясь ощутить то, что чувствует наш герой. Ветер играет в волосах, солнце приятно согревает своим теплом, рядом раздаётся детский смех, где-то щебечут птицы. И моя рука в руке другого человека. Это — доверие.

 

— Что любите во время прогулок: слушать звуки, вдыхать ароматы?

 

— Мне всё нравится. Хочу, чтобы вокруг меня пульсировала, билась жизнь. Когда приезжаю в какую-нибудь деревню, мне просто катастрофически не хватает города. А ещё я не люблю безделья. Во время поездки в Эмираты уже через три дня мне захотелось вернуться домой, в гущу жизни, что-то делать, чего‑то не успевать. Я привык быть востребованным. Лучшее средство от всяких комплексов — это востребованность, занятость. Я стольким людям был нужен, что у меня нет причин сомневаться в своих возможностях. Я нужен, востребован и в этом городе я — достопримечательность.

Обычно я держусь за свою спутницу во время прогулки. Она даёт мне два пальчика. Моя помощница раньше и не догадывалась, что это так классно — идти и держаться за руки.

 

Походы в кафе и ресторан

 

По дороге мы зашли в кафе, которое Эдуард Николаевич посещает уже не в первый раз, — меню ему было хорошо знакомо. Он сделал заказ и, как и ранее, в пункте проката веломобиля, протянул мне купюру с просьбой расплатиться.

 

— Где предпочитаете есть?

 

— Есть я предпочитаю дома. Это ещё с университета. Представьте: слепой парень заходит в буфет. Во‑первых, где прилавок — его надо найти. Во-вторых, возле него обычно очередь. На кого-то наткнуться в очереди — это производит неуклюжее впечатление. Затем надо выяснить — кто последний. Очередь до меня дошла — теперь надо узнать, что у них есть; выбрать, что заказать. Хорошо, мне на поднос ­поставили всё, что я попросил. Донести его до стола — я не смогу точно. Столы надо видеть, чтобы понять, какие из них свободны. Это невозможно. Если только кто‑нибудь не подойдёт помочь. Я очень стеснялся просить о помощи. С тех пор это закрепилось.

Напротив моего дома есть кафе, в которое могу спокойно зай­ти — там меня знают, заказ в пакет сложат — хочешь тут ешь, хочешь с собой забирай. В рестораны хожу, но не один. С дамами.

 

— Вы предпочитаете те заведения, в которых уже бывали?

 

— Как и все. Без надобности экспериментировать и идти туда, где никогда не был — зачем? Бывает, хожу в новые, но тогда уже точно не один.

 

— Готов ли персонал в наших заведениях к работе с незрячими?

 

— Нет, персонал не готов. Они привыкли к самостоятельным и здоровым людям. Но при всём при этом я без особого труда могу попросить всё, что мне нужно. На слух я же понимаю, где у них тут прилавок, поэтому могу подойти и попросить — девочки, обслужите меня, пожалуйста, покажите мне столик, я хочу заказать вот это и это. Покажут, посадят, принесут. Но так, чтобы сами инициативу проявили...

В Эмиратах мы пошли в Белую мечеть. Моя спутница отлучилась в местную кафешку посмотреть ассортимент. Только я остался один, ко мне подошёл сотрудник мечети и говорит: «Муджина». Я сперва не понял: это он ко мне что ли обращается? Он взял меня под руку, проводил к букве «М», подождал, проводил обратно. Класс. Он меня ни о чём не спрашивал. За рубежом отношение к нам лучше, чем здесь.

 

Прогулка по кладбищу

 

— Гуляете только в компании?

 

— Самостоятельно тоже гуляю по городу, когда мне хочется в одиночестве о чём-нибудь стариковском подумать. Однажды зимой на Новый год выпало много снега. Было достаточно тепло — 5-10 градусов мороза. Обычно на зиму набираю себе самую трудную, рутинную и неудобную работу. В этот период длинных новогодних праздников никто не мешает, страна отдыхает, я тружусь. И вот — половина второго ночи, я всё ещё сижу над делом. Мне приходит в голову мысль пойти и побродить. Выхожу из дома, иду в сторону Абжалилова, и какой-то бес меня уговаривает зайти на кладбище. Ну а что, кладбище — тихо, никого нет. Два часа ночи. Иду и понимаю, что мне нельзя сворачивать с центральной аллеи, потому что я обязательно потеряюсь, и меня не найдут до утра. Вдруг слышу таинственное позвякивание, и мне становится очень интересно. Я же понимаю, что здесь никого нет, мёртвые звуков не издают. Только что я сказал себе правильную мысль, что сворачивать с центральной аллеи нельзя, но мне хочется найти, кто или что это позвякивает. Пошёл на звук. Как вы думаете, что я обнаружил? Ограда выполнена из вертикальных пруть­ев, и на конце одного из них висит пустой стаканчик. Ветер его покачивает, и он позвякивает. Я от души веселился, когда понял это!

 

— А я думала, мы сейчас капельку мистики добавим в нашу беседу.

 

— Нет-нет. Я с успехом вернулся на центральную аллею, а дальше уже дело техники — дошёл до дома. Настроение у меня после этого приключения сильно поднялось.

 

Перекусив в кафе, мы поднялись по лестнице к Национальной биб­лиотеке и отправились в сторону площади Свободы. Перед библиотекой наткнулись на тактильную плитку, о которой говорили ранее.

 

— Вот, пожалуйста, наглядный пример — рельефная дорожка. Непонятно откуда начинается, куда ведёт и, вообще, зачем она тут? Как можно объяснить, почему она здесь есть? Сделать — сделали, а для чего и для кого — непонятно.

 

Она расположена перед лестницей, ведущей ко входу в библиотеку.

 

— Но это надо знать, что здесь библиотека. И зачем сюда придёт слепой, интересно?

 

Понимание

 

Наша трёхчасовая прогулка закончилась на остановке Горького, где я посадила Эдуарда Николаевича на автобус. Наутро он перезвонил, чтобы дополнить нашу беседу. Доехав до своей остановки, он вышел и долго не мог перейти дорогу к дому. На противоположной стороне дороги с очень громким звуком работала газонокосилка, что очень мешало ориентироваться на слух. Он простоял у дороги какое-то время, пока наконец один мужчина не предложил перевести его через дорогу. По словам Эдуарда Николаевича, с предложением помощи обращается 1 человек из 7.

 

— Почему так происходит?

 

— У многих отношение к незрячим такое, как описывал М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» (глава «Тамань»): «Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство».

 

— Может, люди стесняются предложить помощь, боясь обидеть этим человека?

 

— Понимаете, мне нравится, что, когда я вхожу, например, в троллейбус, кто-то из пассажиров видит, что вошёл слепой, берёт мою руку и, ничего не спрашивая, кладёт на поручень. Это — понимание. Пассажир понимает, что слепому нужно за что-то держаться. Вот и всё. Но такое бывает крайне редко — чтобы без прямой просьбы, без объяснения сами понимали, как помочь незрячему.

 

— Хочется верить, что количество таких понимающих людей с каждым годом будет возрастать.

 

Фотографии Гульнары САГИЕВОЙ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев