Голосовой помощник
…Искусство врачевания и театр. Как часто они идут в тандеме, помогая друг другу! Особый род их взаимодействия — искусство фониатрии. Без него не обходится ни одна оперная постановка.
…Искусство врачевания и театр. Как часто они идут в тандеме, помогая друг другу! Особый род их взаимодействия — искусство фониатрии. Без него не обходится ни одна оперная постановка.
Аделя ЗАКИЕВА,
врач
Фониатр — это оториноларинголог узкой специализации: он занимается исключительно восстановлением работоспособности голосового аппарата и лечением голосовых связок. От его профессиональных знаний во многом зависит успешное выступление. Порой в его зоне ответственности оказывается и карьера актёра, ведь голос оперного певца — его «рабочий инструмент».
Волшебное звучание, которым мы будем наслаждаться со сцены — огромная регулярная слаженная работа в тандеме врач-актёр.
Звукообразование — это сложный процесс: он образуется на выдохе, из лёгких воздух направляется к голосовым связкам, прикрывающим гортань. Когда связки разомкнуты — человек молчит, когда они сжимаются, проходящий выдыхаемый воздух вызывает колебания и вибрацию, формируя звук. Если голос потерял звучность, осип, значит, связки по какой-то причине не могут полноценно сомкнуться, и именно выяснением причин и их устранением занимается врач‑фониатр.
Нина Викторовна Матвеева
Мама моего супруга — Нина Викторовна Матвеева — была фониатром, и мне удалось понаблюдать за её удивительной профессией. Она её очень любила за сочетание врачебного призвания и душевной потребности в окружении себя атмосферой красоты и искусства. Ежедневная работа в тандеме с творческими, талантливыми и одарёнными людьми вдохновляет и восхищает. Одновременно, с точки зрения развития и обучения, профессия врача‑фониатра достаточно сложная, ведь она находится на стыке нескольких дисциплин, помимо хирургических знаний оториноларингологии, важны и знания эндокринологии, неврологии, пульмонологии, что немаловажно, психологии и порой аллергологии.
Специальность редкая и обучение малодоступное, например, свекровь ординатуру по оториноларингологии закончила в Казани, а вот специализацию по фониатрии проходила в Санкт-Петербурге.
«Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой».
Антон Чехов
Особенно и устройство рабочего места врача в театре: кабинет оснащён великолепным набором хирургического, ларингоскопического оборудования и при этом находится в абсолютно непривычной нам обстановке, вне больничных стен, по факту — практически за сценой, в самом настоящем Закулисье! Режим работы фониатра — в постоянном сопровождении музыкальных репетиций, за дверью всегда играет музыка. Свекровь свободно владела несколькими иностранными языками, что позволяло ей без временных и финансовых затрат на переводчиков осваивать одной из первых мировые новинки, цифровые ларингоскопы, о которых в конце 90-х — начале 2000-х большинство врачей могли только мечтать... Удивительная атмосфера! Сочетание высокого профессионализма искусства врачевания и прекрасного театра...
Но есть и обратная сторона медали. Врач-фониатр постоянно должен быть рядом с актёрами, сопровождать и помогать на их творческом пути, содействовать развитию, должен знать, что такое хорошее пение, и какое пение может привести к проблемам. Помимо плановых осмотров, лечения, важная часть работы — это «дежурства» (я их так назвала, как и большинство врачей), только «дежурства» не по расписанию коллег, а по расписанию концертов. Возможно, вы видели, как оступается или даже падает артист балета, и мы понимаем, что ему поможет врач-травматолог, а кто поможет артисту оперы, каково его «падение»? Врач всегда находится за сценой, на случай необходимой помощи актёру. И, конечно, это вносит свои особенности в условия жизни и быта. В своё время молодому специалисту и маме вечерами приходилось брать с собой на работу сына, так как оставлять его в поздние вечерние часы спектаклей было не с кем... Прослушав огромное количество оперных произведений во время маминых «дежурств», уже в зрелом возрасте мой супруг до сих пор не горит желанием составить мне компанию на оперное представление. Удивить искушённого в юности практически невозможно.
Но впечатления от увиденного в детстве закулисья остались с ним навсегда: монтаж декораций и сцены, высота пространства над сценой, факт того, что камни выполнены из ткани, а все фонари — половинчатые... Но это уже другая история.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев