Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Инклюзивная жизнь

Читаем в интернете, что инклюзивными могут быть образование, виды спорта, пространства, соревнования, мастер-классы... А мне кажется, что инклюзивной должна быть сама жизнь! В последнее время всё больше говорится и делается то, что помогает людям, имеющим ментальные особенности или трудности в физическом развитии, реально включаться в активную жизнь общества.

  Участник программы «Звёзды из Завтра» Алим Хатмуллин.

 

Вы удивитесь, но у меня это вызывает огорчение. Обидно, что мы только сейчас начали думать в этом направлении, а эта тема давно должна была стать приоритетной, если мы относим себя к цивилизованному обществу. Мы должны были бы уже пожинать плоды правильного социального подхода и своевременного создания инклюзивной среды, а до сих пор сталкиваемся с тем, что барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, которая не соответствует разнообразным потребностям людей.
Уповать на то, что кто-то, государство ли, соответствующие организации ли, может, специальные фонды сделают всё, что нужно для решения этих проблем, думаю, неверно. Каждый, в силу своих возможностей, должен принять участие в этом богоугодном деле. Слово «должен» в данном контексте мне не нравится. Хорошо бы участие в создании инклюзивной среды стало для каждого члена общества внутренней необходимостью.

«Зачем это нам?»
К музыкантам оркестра La Primavera это понимание пришло довольно давно. Конечно, это не произошло одномоментно, более того, вопрос «А зачем это нам?» нет-нет да и витал в наших рядах. Но терпение и труд, как известно, на многое способны. Стены нашей репетиционной базы увешаны благодарственными письмами, среди которых много полученных от Всероссийского общества слепых. А ведь мы ничего особенного для них не сделали. Просто пригласили членов общества стать нашими постоянными слушателями, разумеется, на безвозмездной основе.
Целенаправленно участвовать в создании инклюзивной среды мы начали с внимания к больным детям, борющимся за свою жизнь в ДРКБ, в хосписе, в Доме Рональда Макдональда. Ощутив, что наше внимание дорого этим не по возрасту повзрослевшим ребятам, вошли во вкус и решили обратить свои взоры на детей-инвалидов, на детей с ограничениями в развитии. Самый первый опыт концерта в интернате для умственно отсталых детей состоялся в 1995 году, задолго до того, как в обществе серьёзно заговорили об инклюзии. После этого должно было пройти много лет, прежде чем мы решились повторить этот опыт. Это произошло в 2017 году. Некоторое беспокойство о том, как ребята будут себя вести, как будут слушать и воспринимать музыку, и даже о том, не произведёт ли концерт обратного от ожидаемого эффекта, т. е. не сделает ли ситуацию хуже, безусловно, присутствовало. Но, увидев глаза наших юных слушателей, ощутив их желание быть максимально причастными к тому, что происходит на сцене, испытав их абсолютную благодарность за услышанное и увиденное, успокоились и стали размышлять, как расширить подобную деятельность. Подумалось, что мы несём вечное, прекрасное учащимся-пациентам казанских школ-интернатов. Но ведь их множество по всей республике!

  Владимир Вавилов и ведущая концерта Лилия Апакова на благотворительном концерте в поддержку Казанского хосписа.        Участница концерта Нафсет Чениб с Рустемом Абязовым.    

В гости
к старым знакомым

Именно тогда возникла идея полноценного концертного тура для наших юных слушателей, которым в связи с жизненными обстоятельствами было бы затруднительно самим оказаться в концертных залах. В 2020 году, аккурат перед пандемией, мы выиграли грант Министерства культуры РТ и проехались по четырнадцати интернатам. Я подготовил специальную интерактивную программу-викторину «Музыкальные загадки», сам вёл концерты, рассказывал детям о музыке, задавал вопросы (ответившие на них получали приятные призы от оркестра), приглашал их принять участие в нашем общем представлении. Даже ребята, прикованные к инвалидным креслам, старались активно участвовать в предлагаемых сценках, танцах и других нехитрых действиях, дающих им возможность почувствовать свою причастность к происходящему. Мне кажется, что музыканты оркестра вернулись из поездки другими людьми. Они и так у меня все замечательные, но встреча с детьми, живущими, говорю об этом с сожалением, в другом мире, сделала их добрее и ещё более способными сочувствовать чужим трудностям. Поэтому, когда в 2023 году мы вновь выиграли грант, оркестр поехал к нашим юным слушателям уже как к старым знакомым. И нас повсюду встречали как хороших друзей, даже в тех школах-интернатах, куда мы заехали впервые. 

  Концерт в Доме Рональда Макдональда.    

В содружестве с «НеЗаМи»
Я знаю человека, который инклюзии посвящает всего себя уже много-много лет. Его, мне кажется, знают все. Это известный бард и просто замечательный человек — Дмитрий Бикчентаев. То, что он сотворяет со своими незрячими подопечными, вызывает восторг и глубочайшее уважение. Его ученики играют на множестве инструментов, поют, танцуют и прочее, и прочее. 
Как-то Дима обратился ко мне с просьбой. Он попросил разрешения привести на репетицию оркестра свой ансамбль незрячих музыкантов «НеЗаМи». Сейчас они стали очень известными, а то­гда лишь начинали свой путь в музыке. Дима сказал, что ребятам необходимо послушать звучание живых инструментов, а затем совершить с этими инструментами тактильное знакомство, чтобы создать у себя о них представление. Кроме того, ребятам было бы интересно соприкоснуться с репетиционным процессом настоящего профессионального коллектива. Сказано — сделано. Встреча состоялась. Мы играли для ребят, они играли и пели для нас, музыканты дали возможность юным коллегам познакомиться со всеми инструментами оркестра, один из наших гостей даже попробовал подирижировать. На этом всё не закончилось. С этого только началась наша многолетняя дружба. Несколько раз мы играли вместе на концертах, Дима приглашал меня на встречи, на мастер-классы для своих подопечных. Я очень рад, что двое из ансамбля выбрали своей жизненной дорогой музыку. Отучились в училище, в консерватории. Солистка ансамбля Диляра выбрала своей профессией филологию. Но занятия музыкой не бросила. Хочется всем им пожелать доброго пути. А Диме отвесить земной поклон за его деятельность.

  Концерт с участием группы «НеЗаМи».    

Удивительный 
Алексей Романов

У оркестра La Primavera есть проект, которым я очень горжусь. Это Республиканская творческая программа для юных музыкантов «Звёзды из Завтра». О ней я уже рассказывал. Но есть важная составляющая этой программы, которая имеет непосредственное отношение к сегодняшней теме. На прослушиваниях к гала-концертам я с особым вниманием отношусь к юным музыкантам с ограниченными возможностями. Стараюсь, чтобы они обязательно попали в список ребят, выступающих с оркестром La Primavera. И они меня ни разу не подвели. Выступали качественно и стабильно. А об одном эпизоде всегда вспоминаю с особым чувством! 

  Алексей Романов

  Алексей Романов    

На одном из наших концертов в Большом концертном зале им. С. Сайдашева, состоявшемся незадолго до Нового года, в антракте ко мне в гримёрную привели юношу, от природы лишённого кистей рук. Айгуль Алмасовна Горнышева, бывшая в то время начальником управления культуры Казани, представила его как Алексея Романова. Оказалось, что молодой человек очень любит музыку и давно хочет со мной познакомиться. Мы поговорили, если мне не изменяет память, я дал ему автограф на программке. А далее случилось невероятное! Айгуль Алмасовна спросила: «А можно Алексей по­играет?» Заметив мой недоумённый взгляд, поспешила объяснить, что юноша хотел бы исполнить мне на фортепиано свою любимую пьесу. Алексей сел за пианино, находящееся в артистической, и заиграл. Хорошо, что до этого я успел присесть в кресло, иначе бы рухнул от неожиданности и удивления. Этот парень без обеих кистей рук каким-то невероятным образом очень ловко исполнил саунд-трек из сериала «Сумерки».
В январе у нас традиционно проходит казанский концерт «Звёзды из Завтра». И хотя его программа была полностью свёрстана, я предложил Алексею участие в гала-концерте. Он согласился — началась работа. Я сделал оркестровку, Алексей пару раз пришёл к нам на репетиции. Он играл так, будто всю жизнь выступал под аккомпанемент оркестра. Музыканты были ошеломлены. Представьте себе, как были поражены слушатели, пришедшие на концерт! Зал встал и устроил Алексею длительную овацию. У многих, включая и меня, по щекам текли слёзы. Это был фурор!
Мне очень хотелось дать возможность этому уникальному молодому человеку сыграть с оркестром, почувствовать свою причастность к прекрасному миру Музыки, получить достойный результат своей титанической работы, позволившей преодолеть, казалось бы, непреодолимое препятствие на этом пути. Но те последствия (спешу успокоить, очень положительные!), которые имело это выступление, превзо­шли самые смелые ожидания. Наши СМИ разразились шквалом удивлённо‑восторженных отзывов, Алексей стал звездой телеэкрана. Но это было только начало. Совершенно неожиданно вышла пусть и небольшая статья об этом концерте в Лондонской газете «Gardian», мне позвонили с Баварского радио с предложением взять интервью у Алексея. Даже вездесущий Андрей Малахов (он тогда ещё был на Первом канале) не остался в стороне. Мне позвонил один из продюсеров передачи с просьбой дать контакты Романова. И Алексей, действительно, попал на это сверхпопулярное телешоу. В этой же передаче участвовал знаменитый Ник Вуйчич, которому удалось при отсутствии от рождения рук и ног стать всемирно известным оратором. Алексей поиграл для Ника и сразу получил от того предложение вместе выступить в Казани. А через некоторое время появился некий итальянский продюсер, которому удалось вывезти Алексея в несколько стран на гастроли.
Но главным результатом этой нашей коллаборации стало то, что Романова приняли в музыкальную школу, хотя до этого в этом отказывали. Алексей окончил её, и хотя не стал продолжать образование в этой области (он поступил в Казанский университет на программиста), я убеждён, что это знакомство с основами музыкального искусства ему ещё пригодится в жизни. Почему-то мне кажется, что со временем он вернётся к музыке, может, в качестве композитора.
То, что делает в области создания инклюзивной среды оркестр La Primavera, безусловно, только капля в море. Но чем больше будет подобных «капель», тем быстрее земляне, отличающиеся от пока ещё равнодушного большинства особенностями развития, перестанут чувствовать себя лишними на этой планете. 

  Тимур Фазлиев

Джамиль Хамитов

Амир Гумеров

 

Фотографии Василия Иванова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев