КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ
Как велосипед дарит счастье
Журнал «Казань», № 8, 2016 Союзу велосипедистов Татарстана нет ещё и года. Его основатели - не просто велосипедисты‑любители. Это люди, которые по велению души хотят изменить отношение общества к велосипедной культуре, способствовать развитию велосипедной инфраструктуры и заставить пассивный пласт автомобилистов и пешеходов обратить внимание на более здоровый способ передвижения. Об...
Журнал «Казань», № 8, 2016
Союзу велосипедистов Татарстана нет ещё и года. Его основатели - не просто велосипедисты‑любители. Это люди, которые по велению души хотят изменить отношение общества к велосипедной культуре, способствовать развитию велосипедной инфраструктуры и заставить пассивный пласт автомобилистов и пешеходов обратить внимание на более здоровый способ передвижения.
Об этом мы поговорили с президентом Союза велосипедистов Татарстана, основателем Центра
велосипедной культуры «Веломания» Ильдусом ЯНЫШЕВЫМ.
- Ильдус Ахтямович, мы видим, как с каждым днём на дорогах республики увеличивается число велосипедистов. Есть ли какая‑то статистика - по возрасту, полу, социальному положению? Словом, у кого моден велосипед?
- В отличие от Европы, у нас пока такая статистика не ведётся. Но, по последним данным Института транспортного планирования, в Татарстане насчитывается 270 тысяч единиц велосипедной техники, и практически половина из них - в Казани. «Казанские звёздные велоночи» и «Открытие летнего велосезона» собирают по три‑шесть тысяч велосипедистов. Каждый год в Казани продаётся не менее двадцати тысяч новых велосипедов.
- Сегодня велосипед - это мода, спорт или образ жизни?
- Скорее образ жизни. Велосипед для спортивных целей - это традиционный подход. Велосипедное производство неудержимо развивается. Выпускаются всё новые виды велосипедов - горные, для фристайла, акробатические, веломобили, электромобили, для передвижения в тяжёлых дорожных условиях. В последнее время появилось очень много транспортных велосипедов и различной велотехники для велосипедного предпринимательства - велотакси, велокафе, и даже велосипеды для работников жилищно‑коммунального хозяйства и полиции.
- Но в условиях города, наверно, самые популярные - это прогулочные сити‑байки?
- Не совсем так. В Казани наибольшей популярностью пользуются горные велосипеды. Хотя они и выше в цене, и имеют переключение двадцати четырёх скоростей, в чём нет никакой необходимости в городе. Но велосипедисты вынуждены помнить о преодолении неровных дорог и поребриков. Я же, конечно, рекомендую казанцам приобретать так называемые городские велосипеды с высокой посадкой, крыльями, багажником как наиболее удобные для городского движения.
- То есть, до идеальной велосипедной инфраструктуры Казани далеко?
- Есть нормативы Евросоюза: на каждого жителя города должно приходиться десять сантиметров велодорог. То есть в Казани должно быть сто двадцать километров велодорог, а на деле всего четыре километра. Причём Казань по количеству велодорожек серьёзно отстаёт от других городов России - таких как Уфа (шестьдесят километров), Ижевск (сорок километров), не говоря уж о Москве и Санкт-Петербурге. Даже Альметьевск в нынешнем году введёт в эксплуатацию более сорока километров велодорог.
- При такой нехватке, должно быть, велосипедисты постоянно обращаются к властям с просьбой увеличить протяжённость велодорог?
- Да. Нас поддерживают многие средства массовой информации. И, конечно, какие‑то сдвиги есть. Например, в прошлом году был открыт первый веломаршрут «Удивительная Казань». Те самые четыре километра пути, которые прошли по Кремлёвской набережной, Чёрному озеру, Театральной улице. Но всё же это туристический маршрут, а не городской.
- В Казани появилось много пунктов проката велосипедов. Неужели они все востребованы?
- С каждым годом количество таких пунктов чуть ли не удваивается. Это и есть ответ на ваш вопрос.
- Велосипеды берут в прокате для прогулок? Или, например, используют велосипед как средство передвижения от дома до работы и обратно?
- Для прогулок. Так называемых транспортных велосипедистов у нас практически нет. Если в Европе десять процентов жителей, то есть каждый десятый, добирается на работу на велосипеде, то у нас эта цифра равна 0,01 процента. Причём, надо иметь в виду, что в Европе - это, в основном, северные страны, где велосипеды в равной степени используются и зимой, и летом.
- Чем это объяснить? Ведь и в российских семьях всегда первой значительной игрушкой ребёнку становится велосипед. Но со временем весь интерес к нему сходит на нет.
- В Европе тоже был период, когда велосипед оказался забыт. Это не касается традиционно «велосипедных» стран - Голландии и Германии. Но в семидесятые годы в результате системных действий интерес к велосипеду удалось вернуть. Конечно, тут важны были и исторические традиции, и компактное проживание, но во многом это заслуга эффективной государственной политики. Когда глобальная автомобилизация стала настоящей угрозой для населения, велосипед признали лучшим способом оздоровления, улучшения экологической обстановки, решения транспортных проблем. И сейчас, например, в Голландии половина населения передвигается на велосипедах.
- Европейцы не боятся ездить даже в морозы. У нас иначе?
- У нас тоже нет общего правила. В Казани около десяти процентов всех «летних велосипедистов» продолжают ездить зимой. А вот в Челнах из тех, кто начал ездить летом, используют велосипед и в зимние месяцы каждый пятый.
- А как вы сами?
- Я использую велосипед только в туристических целях. Проехал почти весь Татарстан и многие страны Европы. Буквально недавно освоил новый маршрут от Альметьевска до Самары.
- Какой ваш самый сильный аргумент в пропаганде велосипедной культуры?
- Человек счастлив, когда становится источником собственного движения, и велосипед даёт ему такую возможность.
Беседовала Наиля ХАЙРЕТДИНОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев