Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Карта градозащитного обострения

Журнал «Казань», № 1, 2018 Волонтёры «Том Сойер Феста» двенадцати городов России встретились в Казани Конференция городов-участников движения за восстановление исторической среды прошла в Казани осенью прошлого года.

«С каждым годом мне становится всё сложнее объяснять не знакомым с «Том Сойер Фестом» людям, кто такие наши волонтёры. Приходится долго рассказывать, что к нам может присоединиться абсолютно любой желающий без каких-либо дополнительных условий, потому что у фестиваля есть чёткий график работы, как, например, у магазина»,- говорит идеолог движения восстановления исторической среды Андрей Кочетков в статье «Волонтёры по разнарядке. В чём проблема Года добровольца в России» об опасности государственного кураторства в этой тонкой сфере.

Справка

Первый фестиваль прошёл в Самаре в 2015 году. На следующий год движение подхватили энтузиасты Казани и Бузулука, а затем и Томска, Калуги, Боровска, Рязани, Саратова, Хвалынска, Димитровграда, Оренбурга и Костромы. Силами добровольцев по стране восстанавливаются старинные, деревянные или полукаменные дома.

Всего в стране волонтёры восстановили двадцать восемь домов (из них семь за два сезона только в Казани).

Что до обмена технологиями и опытом, то первая Школа Тома Сойера прошла в марте 2017 года в Самаре, где города-участники встретились впервые и выработали правила фестиваля. А конференцию всех городов участники решили провести в Казани, где движение «Том Сойер Феста» курирует Общество охраны памятников (Татарстанское республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Зампредседателя местного Общества Фарида Забирова отмечает: «С 2016 года, когда мы в Казани начали обсуждать с общественностью возможные дома для ремонта, у нас образовалось множество

партнёров-помощников, это и Союз реставраторов Татарстана, и кафедра рестраврации и реконструкции наследия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, и другие. Но самое удвитиельное, как это дивжение за конкретное дело объединяет людей. Сколько пришло на наши встречи активных горожан, и как они реально готовы что-то делать своими руками,- это очень радует и вселяет надежду. Хотя мы знали, что казанцы очень отзывчивые, но всё равно это неожиданный приток увлечённых делом людей, а сейчас нам звонят из Чистополя и Елабуги, и мы начинаем анализировать, насколько возможно вовлечь местных жителей в этот благородный труд и там».

Об этом же говорили приехавшие из двенадцати городов в Казань те, кто начал спасать исторические дома своими руками. Никакие не герои, просто хорошие люди с чувством ответственности перед родным городом. Говорили и о том, кем таких людей считают соседи, жители, городские власти... О том, зачем мы все собрались в Казани в конце сезона, после снятия строительных лесов с подопечных домиков. То есть, опять же, о смыслах.

Эту статью http://strelka.com/ru/magazine/2017/12/11/volontiers Андрей Кочетков написал после конференции, находясь в Самаре и о Самаре, и он отталкивался от официального объявления в России следующего года Годом добровольца. Однако его размышления логично увязаны с наболевшими вопросами в каждом городе, где проходит фестиваль восстановления исторической среды. Когда движение охватило несколько городов, оказалось, что вопросы у всех, кто проходит мимо лесов с баннером «Том Сойер Фест», возникают и по названию (почему такое, а не другое), и по замыслу (зачем чинить чужие дома), и по средствам (за чей счёт работы).

По действиям волонтёров российских городов, вовлечённых в проект, действительно можно составить карту градозащитного обострения в стране.

«Ведь старые дома в городах восстанавливают не какие-то специально обученные люди с соответствующими корочками, а обычные неравнодушные горожане, которым не безразлична историческая среда города. И это совершенно нормальное поведение, а не какая-то форма душевного расстройства»,- пишет Кочетков. И его слова отзываются в душе каждого организатора и участника движения в Казани и Томске, Калуге и Димитровграде. Добавлю, что неравнодушие общественников в 2017 году в масштабах большой страны приобрело характер градозащитного движения. В то же время, носит оно не оппозиционный характер, как, скажем, движение в защиту наследия «Архнадзор» и связанные с ним организации. Характер у нового движения имеет вид решительных самостоятельных действий. Действий от слова действовать. То есть, в этом случае - ремонтировать.

В Центре современной культуры «Смена» конференция шла три дня. Выступая в самом начале, Андрей Кочетков сказал: «Топтание на месте в XXI веке ведёт к гибели, поэтому мы должны всё время двигаться. К настоящему времени мне написали ещё из двадцати городов желающие ремонтировать исторические дома. А это значит, нужно их приглашать на общую встречу для обучения технологиям, которые уже наработали города, где провели по два сезона».

В первый день конференции города знакомились и представляли свои отремонтированные дома с презентациями. По ходу выступлений чувствовалось, что самым острым на повестке казанской конференции оказался вопрос вовлечения жителей домов в ремонт их собственности.

Калуга в прошлом году впервые присоединилась к движению: на Луначарского, 3 был отремонтирован деревянный дом в стиле модерн 1910 года постройки. Несмотря на то, что последние лет восемь из-за старых коммуникаций его первый этаж затоплен, здесь до сих пор живут пять семей. Тем не менее, к инициативе волонтёров жильцы отнеслись насторожённо. По словам руководителя калужских добровольцев Даниила Кузнецова, пришлось на камеру подписывать протокол, что они не имеют никаких наследственных, финансовых и иных причин и не претендуют на имущество. Только после этого волонтёры приступили к работе. «Однако на второй же день после открытия фестиваля у нас украли баннер, на седьмой - инструмент,- рассказал Даниил Кузнецов.- Проходившие мимо люди после ремонта стали говорить: «Наверное, здесь будет музей. Городские власти молодцы!» А ведь дом восстановлен благодаря средствам и силам волонтёров, собравшим 310 тысяч рублей».

В Самаре в сезоне 2017 года волонтёры взялись за каменный дом на улице Самарской, 179а. Как признался Андрей Кочетков, общественники поначалу боялись подступать к объекту, так как он большой и сложный, но на руку сыграло то, что среди жильцов дома оказались профессиональные архитектор и штукатур. До участия энтузиастов «Том Сойер Феста» соседи никак не могли найти общий язык, чтобы договориться о ремонте здания, а после большую часть работ жильцы с радостью выполнили сами. А самым радостным событием фестиваля в Самаре стала свадьба волонтёров, которую сыграли прямо на лесах.

В Томске куратор движения Андрей Иванов организовал работы по восстановлению облика дома на Дзержинского, 17, построенного в 1898 году. Средовые исторические объекты охраняются в Томске «перечнем 711», утверждённым решением гордумы списком особо охраняемых объектов. Однако финансирования работ на них этот документ не подразумевает. «Мы выбрали этот дом, так как он никогда не будет включен в муниципальную программу, при этом входит в пределы нашего территориального общественного самоуправления и у него есть забор (чтобы не получилось, как у Калуги: хранить негде, того гляди растащат)»,- признался Андрей Иванов.

В Хвалынске в качестве спонсора Ирине Летягиной удалось привлечь в парт-нёры одного из крупнейших российских операторов сотовой связи. В результате в городке с населением не больше двенадцати тысяч человек волонтёры за сезон отремонтировали фасад старинного дома на одной из центральных улиц. «Живёт здесь одна семья, но не все были за наше участие. Если бабушка помогала нам с крыльцом, угощала, то ребятам сверху было всё равно. Леса предоставила православная церковь»,- рассказала Ирина. Хвалынцы теперь называют дом «гранатовым» - после ремонта открылась взорам красивая резьба с гранатовыми лепестками. Ещё один успех - хвалынцы выиграли грант «Культурная мозаика малых городов и сёл» Фонда Тимченко на восстановление деревянной резьбы, и теперь планируют восстановить четыре крыльца.

В Костроме все работы оказались организованы одним человеком. Александр Семенихин, переехавший жить в Кострому несколько лет назад, стал инициатором ремонта фасада дома 2/33а в Кадыевском переулке - это объект культурного наследия «Дом фабриканта Корзинкина», принадлежит местной епархии. «В администрации оказали содействие в виде замеров и колеров, но непосредственно работы делали мы с волонтёрами из молодёжного комплекса «Пале». Увы, не удалось привлечь координаторов, не нашёлся ни один сумасшедший, который загорелся бы идеей и помог мне,- рассказал на презентации Александр.- Успели не много - покрасили забор и фасад ошкурили, на это я потратил около тридцати тысяч рублей личных денег».

В Оренбурге волонтёры также успели привести в порядок один дом на центральной улице. За сезон расчистили фасад, благодаря чему проявилась рустовка, восстановили лепнину. Средства собирали, открыв символический сбор «на кисточку»: минимальный взнос - сто рублей. В Саратове добровольцы отремонтировали дом на Северной, 5. В Бузулуке (Оренбургская область) фестиваль проходил второй сезон, добровольцы восстановили фасад дома на Ленина, 15.

В Казани в прошлом году отремонтировали фасады четырёх домов - на Волкова, 29, 42-1, 66 и на Лесгафта, 19 (в 2016 году это были три дома по Волкова, 78, 80 и Ульянова-Ленина, 16). В нашем городе Общество охраны памятников особенно активно, что отметил председатель Центрального совета Всероссийского общества Артём Демидов, приехавший из Москвы специально на конференцию. Однако, отметил Демидов, сколько бы федеральных министров ни участвовало в покраске забора на фестивале, проблема остаётся, историческая среда в российских городах под угрозой исчезновения, и нужно искать новые механизмы вовлечения волонтёров. Здесь он привёл в пример сотрудничество Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с французской организацией Rempart, крупнейшим волонтёрским объединением Европы, занимающимся реставрацией и сохранением памятников в Европе, Китае и Израиле. Осенью 2016 года руководство Всероссийского общества пригласило в Москву для обмена опытом руководителя международного отдела Rempart Фабрис Дюфо, и был подписан договор об обмене волонтёрами для работ на памятниках России и Франции. Французы пробыли в Москве много месяцев, работали в Донском монастыре. Обмен волонтёрами будет регулярным,- рассказал Артём Демидов,- французы готовы делиться своими методиками организации лагерей, а Всероссийское общество уже ведёт переговоры с музеем в Ясной Поляне и Иоси-фо-Волоцким монастырём.

Тема волонтёрства, вовлечения, увлечения жителей домов, людей, идущих мимо по своим делам,- была сквозной все три дня. Особенно эмоциональным было обсуждение фильма о фестивале «Том Сойер Фест. Крыша едет», премьера которого состоялась в Казанском государственном архитектурно-строительном университете на площадке архитектурного пространства «Буфет». В этом фильме-путешествии самарская съёмочная группа ездит по городам и снимает процесс ремонта, говорит с участниками, жителями домов, рефлексирует в кадре о воле людей и великой силе самоорганизации горожан. После просмотра зрители обсуждали увиденное - модератор конференции, эксперт Центра прикладной урбанистики Марья Леонтьева, социолог Искандер Ясавеев, преподаватель Казанского государственного архитектурно-строительного университета Инесса Фахрутдинова - все прикоснувшиеся к процессу ремонта казанских домиков руками и головой. Почему одни студенты-архитекторы идут на леса работать руками, а другие нет, что движет реставраторами, которые берут под свою профессиональную опеку казанские деревянные дома? Сколько всего осталось домов? - судя по выступлениям, для Казани самым болезненным оказывается количественный вопрос. Ведь в тысячелетней столице Татарстана уцелело порядка семидесяти двухэтажный деревянных и полукаменнных исторических домов возрастом около века. Поэтому казанцы горячо отзываются на призыв о помощи, присылают заявки на электронную почту журнала «Казань». Впереди следующий сезон 2018 года, обсуждение кандидатов на ремонтные работы идёт оживлённо. А сейчас, когда Год добровольца уже объявлен, это настоящий вызов по сохранению доверия.

Руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов написал по этому поводу свои мысли:

- Задача гражданского общества/городского сообщества формировать и удерживать этику (ценностное/сущностное содержание). Давать собственные определения и выступать с критикой, если возникает разница/подмена понятий. Нельзя отказываться от слов (язык это мышление - нас сознательно выдавливают из этой деятельности, подменяя смыслы в словах - это один из инструментов манипуляции), но можно наполнить слова собственным содержанием, примером собственным, чем в принципе многие тут и занимаются. НО! неизбежно возникает конфликт (разница в ценностях - для этого необходимо начинать любой проект с определений ценностей и целей), и надо думать, как вести себя в таких конфликтах (молчим и делаем/публично высказываем свою позицию/отказываемся от участия, если ценности не совпадают и т. п.).

Прощаясь, участники договорились встретиться снова летом, все приглашали друг друга в гости - каждый на свои строительные леса.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев