Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Казанбай встречает друзей

В этом году в Казани разработан новый туристический маршрут.

Идея его создания зрела давно. Не секрет, что туристам, приезжающим в Казань не в первый раз, предлагают одни и те же экскурсии по давно проторённым дорогам.
Не раз приходилось слышать: ну что, у вас только это?
Имея в виду Кремль, университет, Богородицкий монастырь и улицу Баумана, улицу Насыри и Кукольный театр… Теперь гостей столицы Татарстана проведут нехожеными тропами!

Несколько лет назад проект «Казанбай встречает друзей» стал победителем республиканского конкурса «Путешествие к истокам». Его активно поддержали префектура «Старый город», председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Зуфар Гаязов. Разработкой маршрута занялась экскурсовод-методист Надежда Александровна Секретова, костюмами Казанбая и его семьи — директор и основатель одной из туристических компаний города Нина Ильина, созданием сувенирной продукции — мастера Татарской слободы.
Как одного из главных вдохновителей этого проекта, мы попросили Надежду Александровну рассказать о самых интересных достопримечательностях нового маршрута.

…Там, где редко ходят туристы
Казанбай — это собирательный образ, но он может поведать о легендах и преданиях старины глубокой, показать жизнь слободы изнутри, ведь он в ней живёт с семьёй, и всё семейство помогает ему принять гостей! К нему в гости заглядывают соседи и знакомые, и всех приветливо усаживают за стол — чай пить, пироги попробовать! Во время прогулки гости увидят и ту часть слободы, которая обычно остаётся за пределами традиционного маршрута: забулачную сторону с Типографским домом братьев Каримовых, медресе Мухаммадия. Пройдут к Тихвинской церкви, узнают историю сквера на Московской улице, познакомятся с комплексом общественных и торговых зданий в районе Сенного базара. Обязательно посетят и район улицы купцов-миллионщиков, побывают в Апанаевской мечети. Выйдут в район промышленной части слободы к Бурнаевской и Азимовской мечетям, бывших Пивного и Мыловаренного заводов. И обязательно посетят усадьбу Муллина, где открыт Татарский дворик, и где их приветит сам Казанбай.
Словом, наш новый маршрут охватывает те районы и улицы, по которым очень редко проходят туристы, но где есть с чем познакомиться и о чём рассказать нашим гостям!

Татарская и русская слободы
Старо-Татарская слобода — историческая часть Казани и достопримечательность её центра.
Ещё в XV–XVI веках за Булаком располагалась так называемая Кураишева слобода и стояла каменная мечеть, построенная Кутучем, отцом известного казанского богатыря Чапкуна. Ближе к пойме Волги находился знаменитый «Царёв луг», где проходили сабантуи и другие празднества. После покорения Казани Иваном Грозным сюда была переселена оставшаяся часть татарского населения и образовались отдельные слободы.
Немного позднее татарские слободы отодвигались к югу в сторону села Плетени, а их место заняли русские слободы. Между русскими и татарскими слободами возник так называемый Сенной базар.


Сенной базар просуществовал до 1932 года. Базарная площадь располагалась именно на этом месте. Здесь было небольшое озеро, куда съезжались крестьянские обозы с товарами, необходимыми городу. Чего только здесь не продавали!
К базарной площади примыкали кварталы длинных одноэтажных лабазов, сплошь занятых лавками и складами без окон, с широкими дверями. Местами возвышались двух-трёхэтажные здания — гостиницы, трактиры, доходные дома, мусульманские мечети.

Тихвинская церковь
На улице Худякова в Казани расположена Тихвинская церковь. До 2005 года эта часть именовалась Тукаевским переулком.
Известность и процветание к храму пришли после прославления храмовой Тихвинской иконы Божьей матери.
В 1859 году, во время пожара в Старо-Татарской слободе, над храмом было видение образа Богоматери, и пожар прекратился. Это событие произвело огромное впечатление на жителей Казани. Икона стала одной из главных святынь города. С самого начала в этом здании находилась Тихвинская икона Божьей матери, в честь которой он и назван.
Сейчас эта икона находится в Никольском кафедральном соборе на улице Баумана. Сегодня Тихвинский храм — центр кряшенских приходов Республики Татарстан. В 2015 году при храме открылся Музей истории и культуры кряшен.

О татарской архитектуре
Татарская архитектура в её современном виде формировалась на протяжении столетий, поэтому в ней сочетаются элементы восточного русского, болгарского, золотоордынского зодчеств, а также различных европейских стилей.
Татарские мечети представляли собой в основном одно- или двухэтажные деревянные прямоугольные здания на высоком цокольном этаже, с высокой вальмовой крышей и оштукатуренными стенами, а минарет воздвигался на коньке крыши, так как отдельно построенный минарет был неустойчив при ветре. Стены мечети окрашивались охрой, фронтоны здания и стержень минарета выкрашивали ультрамарином, здание также украшали белыми фризами и зелёными карнизами. Красиво декорированное полукруглое фронтонное окно раскрашивалось в белый и зелёный цвета. Нередко из-за того, что при строительстве мечети её лицевая сторона обращалась в сторону Мекки, здание располагалось под углом к уличной застройке.
Во второй половине XIX века архитектура татарского зодчества начинает выделяться яркой полихромной окраской, и всё большей популярностью пользуется полосатая раскраска обшитых тёсом поверхностей, которая становится отличительной особенностью татарского зодчества в отличие от русского и финно-угорского.
В жилищах дореволюционного типа всю переднюю часть дома обставляли невысокими и широкими нарами — сакэ. На них спали, работали, ели, принимали гостей. Во время сна сакэ огораживались занавеской — чаршау. В каждом доме хранились сундуки, покрытые ковриками, также к боковой стене приставлялись столы, на которые ставили самовар или посуду на подносе. У задней стены дома располагался шкаф, который был закрытым, со стеклянным верхом, или открытым, в виде полок. На полках из жердей хранились в изобилии запасные постельные принадлежности. В самом здании находилось мало мебели, но очень много ковров и тканевых изделий.
Татарская культура на протяжении последних столетий взаимодействовала с русской, но татарские традиционные усадьбы имеют ряд основательных отличий: во-первых, дома должны быть огорожены изгородью со стороны фасада, а сам дом должен располагаться как минимум на два метра дальше от улицы. Это связано с оборонительными традициями народа и также закрытым образом жизни татарских женщин. Главную роль в украшении зданий играла не резьба по дереву, как в русских избах, а яркая и мелкая роспись изображения, в основном, из жёлтых, белых, голубых и зелёных тонов, краски обычно не смешивались, что придавало росписям особые чёткость и яркость. Более всего, украшались ворота здания, на домах в основном изображали солнце, знаки геометрии, символы из мифологии, птицы, цветы… Окна зданий украшались резными наличниками, которые особенно красивыми были у чердачных маленьких окон, для таких окошек специально создавали углубления — ниши, которые огораживались резной решёткой, придавая вид декоративного балкона. На стенах внутри дома или над входной дверью вешали шамаили — красиво оформленные изречения из Корана. Внутренний интерьер обильно украшался яркой материей, состоящей из намазлыков (ковриков для молитвы), скатертей, салфеток и полотенец. Также в доме всегда было много подушек, перин, пуховых одеял.


Семья с хорошим достатком строила себе двух- или трёхэтажный дом, первый этаж из кирпича, а верхние — из дерева. Именно на первом этаже нередко располагались склады товаров или лавка, могла быть ремесленная мастерская. Здание обильно украшалось орнаментом.
Жилища бедных семей имели лишь одну комнату, при возможности избу старались строить покрупнее. Так как семьи были многодетными, внутреннее пространство делили занавесками на мужскую и женскую половины.

Улица купцов-миллионщиков
Говоря о татарской части Казани, нельзя обойти вниманием и знаменитую Захарьевскую улицу, ныне носящую имя просветителя и учителя Каюма Насыри.
Когда-то слободчане называли её улицей купцов-миллионщиков. На ней и сейчас стоят каменные особняки, которые возводили купцы первой гильдии, чьи фамилии знали далеко за пределами Поволжья: Казаковы, Юнусовы, Апаковы, Утягановы, Апанаевы, Муллины. Они торговали по всей России, и не только.
Давайте же заглянем и в эту половинку Татарской слободы. Если в районе Сенного базара концентрировалось ремесленное население, то здесь селилась интеллигенция, потому что купечество старалось дать своим потомкам первоклассное образование. И именно в этой части появилось первое новометодное медресе, где наряду с арабским языком и изучением Корана стали преподавать и светские науки.
Двухэтажное, вытянутое вдоль улицы брусом здание под вальмовой крышей, представляет собой образец небольшого мусульманского учебного заведения. Его планировка довольно проста. Окнами на улицу выходят небольшие классные помещения, объединённые длинным коридором, вытянутым вдоль дворовой части. Угловая часть дома выделена лопатками. Оконные проёмы — с каменными наличниками прямоугольной формы, в центральной части — с ушками и замковыми камнями. История медресе восходит к 1770 году, когда в Казани было завершено строительство мечети Аль‑Марджани. Со временем купец Юнусов специально для училища построил большой полукаменный дом на современной улице Фатиха Карима. Новое здание медресе было возведено после того, как мударрис Марджани отказался сотрудничать с попечителями прихода братьями Юнусовыми и прекратил преподавать в старом здании на улице Фатиха Карима.
Именно здесь начал свою педагогическую деятельность Марджани — видный учёный с мировым именем, просветитель, татарский богослов, историк, просветитель, этнограф, археограф, востоковед и педагог. Многие считают его предвестником джадидского движения в России. Именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, способствовавшую усвоению татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.

Дом Муллина
Купец второй гильдии Бурганутдин Фахрутдинович Муллин, торговец сахаром, построил свой дом в 1870-х годах. Двадцать лет назад здание было передано общине мечети Аль-Марджани, но в 2008 году произошёл пожар. Дом, вместе с остальными домами по улице Каюма Насыри, был заново восстановлен к 2013 году. По стилю он сочетает в себе народное зодчество с элементами классицизма. Деревянный этаж возвышается на высоком кирпичном полуподвале, здание венчает высокая светёлка под скатной крышей, сбоку есть мезонин. Цокольный этаж предназначался для хозяйственных нужд, верхний был жилым. Наиболее богато по татарской традиции украшен фронтон. Исторический флигель дома изначально был одноэтажным, в три окна на кирпичном полуподвале. В 2013 году его надстроили вторым этажом и дополнили кирпичной пристройкой со двора. Сегодня внутреннее пространство дома занимает музей татарского быта, дающий представление о повседневной жизни обитателей слободы. Гостей встречает Казанбай, который может поведать немало легенд и былин татарского народа, показать все особенности жизни в этом уголке Казани. Взрослых он пригласит на чаепитие с угощениями, а ребятам задаст загадки и наградит призами победивших. Именно на базе усадьбы Муллина появился традиционный татарский дворик, которых было немало в слободе.
В завершение прогулки по дворику Казанбай поведает о тайне озера Кабан и пригласит на водную прогулку на ладье.

Тайны озера Кабан
Скользя по глади прекрасного голубого ока Казани — природному озеру, как не залюбоваться его берегами?! Здесь и великолепная панорама самой слободы, завершающаяся зданием-парусником Татарского академического театра имени Камала, и фонтаны Театральной площади. А на правом берегу вас встретит прохлада молодого Парка Тысячелетия Казани, где все деревья посажены почётными гостями города, начиная с Президентов Владимира Путина и Минтимера Шаймиева. Набережную озера обвивает «Эластичная лента». И прохаживаясь по ней, можно дойти до Закабанной мечети, возле которой стоит памятник татарскому Есенину — так оценивали многие поэзию Хади Такташа.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев