+7°C
USD 78,78 ₽
Реклама
Архив новостей

Казанский портовый элеватор с прочностью на 100 лет

Накануне в Бейруте (Ливан) произошел сильнейший взрыв в порту, разрушивший половину города и травмировавший больше 4 тысяч людей. Из-за искры при сварочных работах взорвались 2,7 тыс. тонн селитры. На кадрах и видео, публикуемых мировыми агентствами с места происшествия, видно, что самая ближайшая постройка к источнику взрыва — портовый элеватор — устоял, хотя и пострадал значительно, особенно со стороны, выходящей к складу с веществом. Все остальные близлежащие постройки разметало и искорёжило до неузнаваемости. Элеватор же сдержал силу взрывной волны, которая в его отсутствие нанесла бы ещё больший урон и распространилась бы в сторону плотной городской застройки. 

Как устроены подобные промышленные гиганты и также ли прочен элеватор порта Казани, расскажем в нашем репортаже.

Первые корпуса Казанского портового элеватора начали строить в 1956 году. В июне 1964 года объект с одним блоком цилиндров («банок» или силосов), рассчитанный на 50 тыс. тонн зерна, ввели в эксплуатацию. 

 

В марте 1976 года к элеватору была пристроена вторая секция зернохранилищ вместимостью 30 тыс. тонн. В декабре 1978 года строительство элеватора в том виде, как мы его привыкли наблюдать, завершили — к нему была пристроена третья секция силосов, тоже на 30 тыс. тонн зерна. 


Журналисты впервые побывали внутри стратегического со времен Советского Союза предприятия, которое из-за секретности долгие годы оставалось неизведанным даже местными краеведами, только нынешней весной. Во время визита на территорию Казанского портового элеватора в октябре прошлого года удалось осмотреть впечатляющих размеров промышленное здание в основном лишь снаружи 
Несколько кадров удалось тогда сделать внутри конструкции лишь в подсилосном этаже, а рабочая башня, конвейеры в надсилосном этаже, то есть на самом верху строения, поверх многочисленных гигантских розовых цилиндров из бетона, остались недоступны. Теперь мы готовы рассказать и показать, как устроен этот гигант, всего за полвека успевший стать одним из визуальных символов Казани.

Первым открытием стал узкий, возраста постройки рабочей башни элеватора (1956-1964 годы) лифт, снабженный телефонным аппаратом. Старенькая конструкция полностью рабочая, функционален и телефон, главная задача которого — аварийный вызов на случай остановки лифта. Поднимающее устройство доставляет рабочих на высоту до 40 метров. Высота зернохранящих блоков элеватора (цилиндрических секций) — около 30 метров.

На уровне 4-го этажа рабочая башня соединяется переходом с цилиндрами зернохранилища, выводя на так называемый надсилосный этаж. Высота четвертого этажа рабочей башни раза в четыре превышает высоту аналогичного уровня в жилых домах, так как лестничные пролеты здесь состоят намного больше, чем из двух секций ступеней.

Надсилосный этаж — это огромный цех с несколькими конвеерными лентами, с помощью которых зерно и другие сельхозкультуры (гречиха, овес и др.) можно направить на хранение (в банки-цилиндры, которые профессионалы называют силосами). На удивление заполнение силосов происходит через достаточно небольшие отверстия в полу цеха. 
Через них культуру направляет в нужную «баночку» специальный зернораспределительный агрегат — сбрасывающая тележка. Как по рельсам, она может передвигаться по длине всего транспортера, оператор останавливает ее около нужной лунки и дает команду на распределение зерна в емкость с определенным номером.

Портовый элеватор Казани — это 293 «баночки» под сыпучее сырье: 168 колонн-силосов и 125 расположенных между четырьмя такими колоннами хранилищ-«звездочек». В каждую большую «банку» помещается 600-700 тонн зерна, в каждую «звездочку» — 120–130 тонн. Управление процессом механизировано: за пультом на первом этаже рабочей башни дежурят сменный мастер и оператор. На стене кабинета размещена панель со множеством пронумерованных хранилищ — это подсказка-напоминание для сотрудников. )

Несмотря на современное автоматизированное управление транспортерными лентами, на этаже со времен постройки предприятия сохраняются особые телефонные аппараты и даже телефонная будка. По ним до сих пор диспетчер может связаться с дежурным рабочим и, наоборот, дежурные смены могут позвонить на пульт управления на первом этаже рабочей башни. 

Достаточно просто снять трубку — и сразу, без набора номера, в ней на вызов отвечает диспетчер. Звук вызывающего телефона специфично дребезжащий и сверх обычного сильный, поскольку при работе всех транспортеров в цехе очень шумно из-за их сопутствующего гула, а звонок должен быть слышен на весь этаж.
С надсилосного этажа можно выйти почти на самую крышу элеватора. Отсюда виден и производственно-грузовой затон порта, остающийся обычно вдалеке от взглядов за промышленным зданием, и город с его новостройками в новых отдаленных районах, и противоположный берег Волги с садовыми обществами и деревнями, а также «зимующие» в порту суда.
До начала жатвы в Казанском портовом элеваторе планируют провести ремонт, рассказала сменный мастер ОА «Татарстанские зерновые технологии» Марина Кулясова. На предприятии заменят окна в цехах и рабочей башне, обновят лестничные проемы и красочное покрытие стен. По мере необходимости в производственных помещениях укрепят напольное покрытие.

На этажах рабочей башни элеватора находятся агрегаты для охлаждения хранящегося в «банках», очистки поступающего зерна (аспирационная система) и его разделения в зависимости от размера. 
При полной загрузке предприятия вибрация здания и уровень шума достигают максимума: о необходимости использовать наушники для сохранения слуха в таких условиях напоминает специальный значок на оборудовании.
Увидеть ковшички нории, вертикального 
транспортера, который поднимает зерно наверх башни, можно, наоборот, лишь в самой нижней ее части. 
По всей высоте рабочей башни нории зашиты в специальные трубы без возможности видеть перемещение транспортера.

Под цилиндрами-зернохранилищами находится подсилосный этаж. Здесь также можно видеть транспортеры с движущимся сырьем, но главное — нижние части емкостей, где оно хранится. Гигантские розовые «банки» снаружи элеватора на подсилосном этаже заканчиваются металлическими черными конусами. Из таких темных «капель» по трубам зерно после хранения ссыпается на транспортер, который затем выгружает его на баржи, в железнодорожные вагоны или в грузовики.

Большие конусы — от колонн-цилиндров с зерном, которые видны снаружи здания. Маленькие — от «звездочек», пространства между цилиндрами, также приспособленного под хранение сырья.

Клапаны на конусах цилиндров-зернохранилищ служат не только для подсоединения к ним труб, но и входом (лазом) для рабочих предприятия, которые летом, в период дезинсекции зернохранилищ, забираются через эти клапаны внутрь емкостей, чтобы произвести механическую очистку.

Находящийся в порту, элеватор хорошо виден с Волги, и за 55 лет существования успел стать одним из символов Казани. Тем не менее известны планы реновации промышленной территории, которые в октябре прошлого года подтвердили в пресс-службе исполкома города. При этом в мэрии подчеркнули, что «в настоящее время никаких конкретных решений не принято, на территорию ведется разработка проекта планировки».

Минувшей же осенью Казанский портовый элеватор стал одним из конкурсных объектов Второй Российской молодежной архитектурной биеннале. Молодые архитекторы со всей страны предлагали свои решения для функционального переосмысления портового элеватора Казани и завода «Сантехприбор», правда, пилотными проектами победителей в Татарстане, как выяснилось, станут для начала молодежные центры. Руководитель предприятия Сирин Шарапов помнит, что первые разговоры о переносе производства и реновации территории элеватора начались еще около 2005 года, и относится к ним уже скорее, как к легенде.

 

Культуры, находившиеся в портовом элеваторе Бейрута, теперь непригодны для употребления в пищу. После взрыва они пропитаны нитратами. Не случись его, здание, сохранившее свой контур после мощнейшего удара взрывной волны, ещё не один десяток лет обеспечивало бы запасы хлеба Ливану., Казанский портовый элеватор,, по словам генерального директора АО «Татарстанские зерновые технологии» Сирина Шарапова, строился с запасом инженерной гарантии прочности как минимум в сотню лет.
Оксана Романова
Фото автора и Михаила Захарова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: