Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Хакимова — Бортяков. Плоды и корни

Снова весна. Ещё одна — светлая, нарядная, молодая. В дивном кружеве цветущих яблонь, на которых даже листьев не видно от бело-розовой душистой пены цветов. Этот сад, окружающий здание Театра имени Петра Ильича Чайковского, знаком каждому, кто учился в Пермском хореографическом училище.

«Ромео и Джульетта». 
Сцена венчания.

Снова весна. Ещё одна — светлая, нарядная, молодая. В дивном кружеве цветущих яблонь, на которых даже листьев не видно от бело-розовой душистой пены цветов. Этот сад, окружающий здание Театра имени Петра Ильича Чайковского, знаком каждому, кто учился в Пермском хореографическом училище. Сколько набегов совершалось сюда ранними утрами перед экзаменами, чтобы в положенный час на рояле красовался букет цветущих яблоневых веток. В наше время он традиционно был залогом удачи на госэкзамене.
Настоящими же традициями и культурой нашей школы мы гордились трепетно, ибо заложены они были в Ленинграде. В трагические годы войны и блокады на Урал эвакуировали Оперный театр имени Кирова и, как неотъемлемую его часть, Хореографическое училище. По возрасту и связанному с ним легкомыслию мы не готовы были к глубоким размышлениям о взаимоотношениях и пересечениях судеб, а поэтому многие события со свистом пролетали мимо наших усталых голов и ушей. Дети!
Но сегодня благодарная память всё чаще напоминает обрывки давних событий и встреч, рождает мысли о преемственности и о том, что отныне и навсегда мы находимся в объятиях ленинградской школы‑матери Русского Балета. Из Петербурга, Петрограда, Ленинграда через Казань, без пересадки, в Пермь и обратно — такие счастливые зигзаги вычертила нам судьба.
Вопреки приветствию — «Здравствуйте, счастливое детство!», произносимому незабвенной Нонной Александровной, первым директором пермской школы, оно, это самое детство, год за годом заканчивалось у выпускников вручением дипломов с единой для всех записью: АРТИСТ БАЛЕТА. Звёздной пылью тогда ещё никого не накрывало. 

Виталий Бортяков

Ирина Хакимова. П. И. Чайковский. «Калифорнийский Мак». 
Реставрация Н. Долгушина 
из репертуара А. Павловой.

В один из таких дней июня из райского цветения диких яблонь в театральном саду Перми мы вернулись в зацветающую сиренью Казань. Впрочем, через много лет сирень позади Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля вырубили, не к месту поставили монумент, но мы выжили и сохранили добрую память о годах учёбы в студии этого театра и об артистах, представителях ленинградской школы, давших нам первые уроки профессии, — Галине Сергеевне Калашниковой, Софие Михайловне Тулубьевой, Адгаме Фазулжановиче Нарыкове. 
А далее учились в Перми у Нинель Сильванович, Юлия Плахта, Льва Асауляка, пришедших в балет и преподавание от корифеев хореографии Екатерины Гейденрейх, Александра Пушкина, Лидии Тюнтиной, а ещё раньше — от Клавдии Куличевской и самой Агриппины Вагановой.

Семья — Акжол Мусаханов, Ирина Хакимова, Виталий Бортяков, Екатерина Бортякова.
С таким замечательным багажом пришёл в наш театр артист балета Виталий Бортяков, уроженец города Зеленодольска, выпускник Пермского хореографического училища. А спустя два года в балетной труппе театра появилась новенькая — Ирина Хакимова. Тихая, скромная, с внимательным и серьёзным взглядом серо-зелёных глаз девочка из Перми, выпускница педагога московской школы Людмилы Сахаровой. 
Все, кто знаком с Людмилой Павловной или наслышан о её методе преподавания, падали в обморок от упоминания одного её имени!!! Жёсткие до жестокости требования и беспощадные, хлёсткие замечания педагога не раз слышала и юная Хакимова. По воспоминаниям самой Ирины Шарифовны, часто приходилось учиться «с языка» — то есть внимательно слушать и запоминать то, что говорилось подружкам, а не лично тебе, и самостоятельно применять на другом уроке. Это очень ценное качество — находиться в работе, будь то урок, репетиция или спектакль. Не ворон считать, а работать! Благодаря этой привычке совсем ещё неопытная Ирина Хакимова смогла заменить заболевшую балерину прямо после первого акта балета «Шурале». Внезапно случившаяся премьера прошла достойно и высветила важные для будущей балерины качества, заложенные суровым воспитанием школы. 
К слову сказать, как бы ни были трудны школьные годы, ни один из нас не бросил камня в учителя, не вынес обид или досады за резкое словцо. А вспоминаем часто и смеёмся, и передаём, как утешительный приз, её уроки своим ученикам.


Судьбы молодых артистов в театре складываются по-разному. Им ведь только предстоит стать кем-то значимым. Или — нет. Но стать генералами мечтают все без исключения, и это — хорошо! Много счастливых и горьких минут помнят стены балетного класса — надежды, удачи, травмы, отчаяние и снова надежды… Крепкая профессиональная школа, упорство и выносливость, величайшая работоспособность при постоянном желании учиться и совершенствовать себя. И мужество, и терпение, которое, как и труд, — всё перетрут. Этими качествами владеют народные артисты Ирина Шарифовна Хакимова и Виталий Николаевич Бортяков — гордость и опора Казанского хореографического училища, не один десяток лет сохраняющие верность профессии.
И снова о ней — о профессии. Как жаль, что исполнительское мастерство, зрелое в чувствах и высказываниях, прошедшее невероятные испытания травмами и человеческим несовершенством, родившееся на излёте творчества супругов, не про­длилось дольше! До обидного короток век артистов балета… Но и в педагогику приходят не все, очевидно, понимая, что легче не будет и от безденежья не спасёт, а ответственность при этом — большая, и не за себя только.

Акжол Мусаханов и Екатерина Бортякова. «Щелкунчик».
Нелёгкое это дело — поставить на ноги и «на крыло» несмышлёнышей, которых родители каждый год ведут в балетную школу, желая видеть своё чадо на середине сцены или лелея собственную несостоявшуюся мечту. Последнее — идея опасная! С поступлением в Хорео­графическое училище детство у будущих артистов балета фактически заканчивается, и об этом надо помнить. Даже в каникулы и выходные педагог рекомендует поддерживать форму, не выключаться, особенно если способности ребёнка недостаточны — такое бывает. Количество учеников не так велико, как в обычной школе, что даёт возможность соблюдать баланс дисциплины и быта, повышенного внимания не только к профессиональным предметам, но и к взаимоотношениям, их культуре.
От грамотности педагога зависит многое, но не всё. Желание учиться должно быть огромным и отношение к сделанному выбору ответственным. Здесь всё не так, как там, за дверью училища. Уроки, одежда, поведение, темы разговоров, манеры… И переживания другие — о высоком. Сегодня в понятие «пафос» привносятся нотки иронии. Это и понятно, когда в ранг искусства возводятся «танцы из подворотни». Восемь лет учёбы — это вам не фунт изюма! Поднять ногу — поднимешь, а вот держать её целый такт, или дольше? Трудно! А ты — маленький, и силы кончились, а музыка ещё играет!
Собрать внимание на плечах, лопатках, пояснице (и то, что ниже!), и на коленях, и на пятках… Голову повернуть с музыкой, и рука чтобы не отставала — та ещё задача! Плачем, конечно… Но педагог знает, что это не смертельно, и ему надо — необходимо — верить и… помогать!

*** 
Дуэт Хакимовой и Бортякова сумел стать хорошей семьёй, вырастить и воспитать прелестную дочь, которую назвали Катюшей в честь Екатерины Максимовой. 
С детства Екатерина была рассудительна, очень самостоятельна и решительна. Пример родителей, а также правило — «начни с себя» — формировали характер и определили выбор профессии: «Я буду как папа с мамой!»
Сегодня наследники и продолжатели династии артистов балета Ирины Хакимовой и Виталия Бортякова, их дочь Екатерина Бортякова и её избранник, солист балета Акжол Мусаханов, уже сами родители. Их дочь пока не решила, будет ли она балериной. 
Акжол Болатович также работает педагогом — ведёт классический танец у мальчиков и дуэт, благо есть у кого учиться. Считая, что троих педагогов в семье довольно, Екатерина Витальевна выбрала административную работу директора Школы маленьких лебедей.
В разных городах России, дальнего и ближнего зарубежья и, конечно, в Казани с успехом работают ученики Ирины Шарифовны и Виталия Николаевича, выпускники Казанского хореографического училища. 

Фотографии из семейного архива

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев