+14°C
USD 72,72 ₽
  • 9 сентября 2021 - 14:09
    О сентябрьском номере журнала "Казань"
    Дорогие друзья! На днях вышел наш долгожданный сентябрьский номер. В этом видео главный редактор журнала "Казань" Альбина Абсалямова и наши постоянные авторы Адель Хаиров и Алексей Егоров рассказывают о том, что интересного вас ожидает на его страницах!
    6007
    0
    12
  • 8 сентября 2021 - 13:28
    «Война и мир Сергея Говорухина»
    1 сентября в Казани прошел вечер памяти «ВОЙНА И МИР СЕРГЕЯ ГОВОРУХИНА». Программа вечера подготовлена группой студентов 3 курса Казанского театрального училища, под руководством народного артиста России и Татарстана Вадима Валентиновича Кешнера и Татьяны Валентиновны Лядовой.
    6143
    0
    1
Реклама
Архив новостей

Кино в темноте

Фото Юлии Калининой

 

Наш автор Диляра Залялиева честно рассказала читателям журнала «Казань» о том, как видит кино незрячий человек, почему глагол «смотреть» не заменит глагол «слушать», важны ли цвет одежды героя и его внешний вид и почему ей особенно важны диалоги и шумовые моменты.

 

Диляра Залялиева с отличием окончила филологический факультет КФУ, музыкант ансамбля «НеЗаМи», владеет игрой на пятнадцати музыкальных инструментах.

 

ПРОСМОТР ФИЛЬМА В КОМПАНИИ ЗРЯЧЕГО, В ОДИНОЧКУ ИЛИ ПРОСЛУШИВАНИЕ ЕГО С ТИФЛОКОММЕНТАРИЯМИ — абсолютно разные истории. Когда я смотрю фильм одна, мне многое непонятно. Если рядом зрячий человек, я могу узнать подробности, которые происходят на экране то­гда, когда никто не говорит. Например, герой-антагонист собирается сжечь бумагу, которую не хочет, чтобы обнаружил положительный герой. Естественно, иногда это может произойти без звука, и, когда зрячий человек рядом, я узнаю об этом, а если я одна, то пойму, что произошло, если только кто-то скажет вслух: «Письмо сожгли». «Женя стоит около магазина», «Они встретились в кафе», — всё это рассказывают мне мама или друзья, сама я этого никогда не узнаю.

КОГДА Я СМОТРЮ ФИЛЬМ ОДНА, Я ПОНИМАЮ ПРОИСХОДЯЩЕЕ ПО РАЗГОВОРАМ. Могу услышать шаги — и догадаться, что герой куда-то переместился. В фильмах всегда есть сцены, которые происходят только под музыку и без каких-то шумовых элементов, то есть героиня может бежать по улице, и этот момент сопровождает музыка. Бега при этом не слышно, и когда я в одиночестве, узнать о том, что героиня убегает, невозможно.

КОГДА ЗВУЧИТ ФОНОВАЯ МУЗЫКА, МНЕ СЛОЖНО ПОНЯТЬ, иллюстрация это или кто‑то из героев фильма действительно сидит и играет. А вот когда звучит плач или смех, мне всё ясно.

ОТНОШЕНИЯ ГЕРОЕВ МОЖНО СЧИТАТЬ ПО ИНТОНАЦИЯМ, но, когда я со зрячим, узнаю дополнительные подробности: вот героиня улыбается, слыша приятные для неё слова; вот, наоборот, один герой посмотрел на другого злым, неприятным взглядом. Об этом можно узнать и из тифлокомментариев, — там говорят о том, что именно сейчас находится в кадре. Озвучивают, кто режиссёр фильма, кто — композитор, это тоже очень интересная информация! Как говорят зрячие, она очень быстро мелькает на экране, а вот тифлокомментарии помогают узнать обо всём не спеша. Обращают они внимание и на другие, очень важные для понимания фильма моменты. Например, благодаря тифлокомментариям я узнала, что в фильме «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» Костя Иночкин то и дело исподтишка задевал своих сверстников ногами, или про то, что в кадре постоянно появляются ножки девочки Митрофановой в сандаликах…

КОНЕЧНО, ЕСЛИ НИКОГО НЕТ РЯДОМ, Я СПОКОЙНО МОГУ ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ И САМА, главное, чтобы там было как можно больше диалогов или музыкальных моментов. Если фильм сделан полностью «по зрячему», я, конечно, вряд ли смогу многое понять. Ни в коем случае не в укор режиссёрам, и вообще никому никогда не в укор!..

ОДНАЖДЫ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ШЁЛ ФИЛЬМ «ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША ТЁТЯ!»
Понять сюжет было непросто. Потом мы включили его уже с мамой, она посмотрела и сказала, что там всё очень быстро мелькает, первые сцены шли почти без диалогов, и я подумала: ладно, посмотрю этот фильм чуть позже, но обязательно посмотрю! Потом мы поехали в Театр юного зрителя, где была постановка этого спектакля, и теперь, хоть я до сих пор и не посмотрела фильм, чувствую, что пойму его.

ДА, СПЕКТАКЛИ ЧАСТЕНЬКО ПОМОГАЮТ МНЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ФИЛЬМАХ. Если произведение прочитано, этого тоже бывает достаточно, особенно, если текст сценария фильма не сильно далёк от книги. После того, как я прочитываю книгу, она становится моей частью, и волей‑неволей начинаю сравнивать, что на экране совпадает с написанным в книге, а что — нет. Радуюсь узнаванию… Так у меня случилось, например, со «Сказкой о потерянном времени»: я её знала, и спектакль когда-то слушала, и фильм смогла посмотреть одна. По голосу поняла, что Петя стал дедушкой, он сейчас разговаривает с продавщицей, которая говорит: «А вы мне в дедушки годитесь», то есть без объяснений, потому что текст знаком!

НЕКОТОРЫЕ ФИЛЬМЫ ОСОБЕННО ТРУДНО СМОТРЕТЬ БЕЗ ЗРЯЧИХ. С фильмом «Чучело» случилась такая история: я, хоть и знала содержание, к сожалению, не могла понять, кто из героев кто, потому что имена слышались не всегда. Только по некоторым фразам, например, когда Лена Бессольцева в исполнении Кристины Орбакайте говорила «я не хочу жить», понимала, в каком конкретном месте фильма мы находимся.

ФИЛЬМ «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ» Я СМОТРЕЛА И ОДНА, И С МАМОЙ, И С ТИФЛОКОММЕНТАРИЯМИ. Когда смотрела одна в первый раз, многое поняла, потому что там очень много диалогов, имён, обращений, почти нет немых сцен, всё слышно, всё понятно, и когда я воспринимала героев по интонации, по первым словам, я уже предположила, что, например, Катя в исполнении Веры Алентовой скромная, трудолюбивая и бойкая в плане работы. Гора, он же Жора, он же Гога в исполнении Алексея Баталова показался мне тоже
по-своему скромным, несмотря на то, что прямо заявлял — «У меня почти нет недостатков», но всё-таки скромность была, и настойчивость слышалась именно та, которая, пожалуй, бывает у человека, который точно знает, что он хочет сказать или сделать…

ПРИЗНАЮСЬ, Я ДАЖЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОСИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МНЕ РАССКАЗАТЬ, ЧТО НАПИСАНО НА КАРТИНКЕ или что изображено на фотографии, доброе лицо или не доброе, какой цвет одежды, потому что я знаю, что одежда может быть любого цвета, и поэтому для меня вся эта информация всегда важна, и цвета я тоже ассоциативно воспринимаю по вкусам, это отдельный момент, поэтому мне всегда всё важно, и в фильмах тоже, например, в платье была героиня или в халате, я могу это спросить, если цвета видны, я спрашиваю какого цвета что, у кого? Такие моменты.

ТИФЛОКОММЕНТАРИИ НЕ ТОЛЬКО ПОМОГАЮТ УЗНАТЬ ВНЕШНИЙ ФОН, точный внешний вид человека или то, что происходит в какие-то неслышимые моменты, они ещё помогают выяснить совершенно удивительные факты. Например, когда я смотрела фильм «Родня», узнала, что роль Аришы-Иришки исполняет Фёдор Стуков, я точно не ожидала, что там будет мальчик, я думала, там девочка, потому что голос был очень девичий!

ВСЕГДА ИНТЕРЕСНЕЕ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ ЗРЯЧИЙ ЧЕЛОВЕК, и по-своему интересно смотреть и самой тоже, но всё-таки мне больше нравится, когда кто-то рассказывает.

ЧЕСТНО СКАЗАТЬ, ФИЛЬМ ДЛЯ МЕНЯ НАЧИНАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЗВУЧИТ МУЗЫКА, когда идут диалоги, ко­гда достаточно большое количество имён. А когда мало диалогов, мало музыкальных сцен, мало звуковых моментов, одной смотреть фильм очень тяжело.

Я ВСЕГДА НАЗЫВАЮ «СМОТРЕТЬ» ФИЛЬМ, Я НИКОГДА НЕ ГОВОРЮ «СЛУШАТЬ», потому что для меня слушать тоже самое, что и смотреть, и трогать что-то руками это тоже самое, что и смотреть, это с самого детства, от мамы, когда она говорила — «Пойдём, телевизор посмотрим», или «Посмотри, я тебе купила мячик». И всегда, когда у меня есть время, я что-то смотрю. Этот процесс бесконечен, как постижение мира.

Записала Альбина АБСАЛЯМОВА

Реклама

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: