+5°C
USD 72,56 ₽
  • 9 сентября 2021 - 14:09
    О сентябрьском номере журнала "Казань"
    Дорогие друзья! На днях вышел наш долгожданный сентябрьский номер. В этом видео главный редактор журнала "Казань" Альбина Абсалямова и наши постоянные авторы Адель Хаиров и Алексей Егоров рассказывают о том, что интересного вас ожидает на его страницах!
    3836
    0
    10
  • 8 сентября 2021 - 13:28
    «Война и мир Сергея Говорухина»
    1 сентября в Казани прошел вечер памяти «ВОЙНА И МИР СЕРГЕЯ ГОВОРУХИНА». Программа вечера подготовлена группой студентов 3 курса Казанского театрального училища, под руководством народного артиста России и Татарстана Вадима Валентиновича Кешнера и Татьяны Валентиновны Лядовой.
    4035
    0
    1
Реклама
Архив новостей

Контент и голод

Как казанские кинолюбители преодолели проблемы профи

 

В майском номере журнала мы говорили с читателем о местном кино, пообещав продолжить исследовать и освещать эту тему. Поводом вернуться к ней стала презентация фильма «Кахексия». Закрытый показ полнометражной игровой картины в жанре психологического триллера казанской киностудии Freemotionstudio прошёл в КДК имени Ленина.

Freemotionstudio — независимая команда любителей кино, на их странице в «ВКонтакте» можно прочесть: «Мы снимаем некоммерческое кино не ради кассы, а потому что любим сам процесс. Мы верим, что своим мечтам нужно помогать сбываться, поэтому мы не ждём, что нас когда-нибудь заметят большие киношные «шишки», мы делаем кино сами здесь и сейчас». Это совсем не похоже на «денег нет — кина не будет», к которому часто сводятся разговоры о местном кинематографе в профессиональной среде.

К съёмкам картины «Кахексия» команда студии приступила в 2018 году, когда за плечами у неё уже был осуществлённый проект зомби-апокалипсиса «Вирион». Подробно о тернистом пути второго фильма рассказывала в тематическом номере о кино Лилия Калимуллина. Что же в итоге получилось?

На экране разворачивается история пяти студентов-историков, согласившихся принять участие в научном эксперименте их преподавателя с условием, что тот досрочно закроет им сессию. Две недели они должны провести запертыми в подвале без еды, ­изучая при этом архивные документы о голоде 1921 года в Поволжье. Оказывается, что за ними наблюдает не только их научный руководитель — участники эксперимента становятся героями устроенного им в сети реалити-шоу. Зрители, подписанные на его канал, пишут комментарии, перечисляют «донаты», выражая таким образом своё согласие на продолжение онлайн-эксперимента, подсказывая возможные повороты его жёсткого сценария и определяя участь героев. Все они разные: «отличник по жизни», амбициозная красавица, молчаливый «интеллигент», подсадной провокатор-гопник. Как в любом реалити-шоу, есть в его сценарии и «слабое звено».

Не подозревающие о настоящей цели «эксперимента», его участники погружаются в реальность трагических событий вековой давности, о которых читают в архивных документах. На почве морального и физического истощения у них начинаются галлюцинации и видения. В воображении оживают душераздирающие истории людей, ставших заложниками голода сто лет назад не по доброй воле: целая деревня чинит самосуд над селянкой, отчим готов торговать телом падчерицы и так далее. «Сюжеты из прошлого основаны на подлинных исторических фактах, — говорит режиссёр картины Алина Галимуллина, историк по образованию. — При этом не было задачи сделать исторический фильм. Наш фильм — о современности, о нас и наших ценностях и об их переосмыслении в критические моменты жизни. Мы определили его идею, за разработку сценария взялась команда профессиональных сценаристов (Павел Поляков, обладатель «Золотой маски» Дина Сафина, Влада Ветрова. — Ред.)».

Сюжет фильма в чём-то перекликается с сюжетами известных картин, основанных на реальных событиях знаменитого «стэнфордского тюремного эксперимента». Тем не менее, происходящее на экране, если и грешит предсказуемостью, но заставляет смотреть и не отпускает до конца, действуя посильнее откровенного морализаторства. На разные чаши весов авторы фильма помещают трагедию голода столетней давности и проб­лему тотальной пресыщенности на уровне всех рецепторов уже нашего времени. Пресыщенности, порождающей голод другого уровня и побуждающей ставить лайки и перечислять «донаты», в вожделении удовлетворять самые жестокие инстинкты. Мы живём в такое время, когда контент «рулит». Каким он может быть в стремлении монетизации — целиком и полностью «выбор редакции». Здесь также можно вспомнить канадско-шведский фильм ужасов 2019 года «Эксперимент «За стеклом» об онлайн-шоу с участием знаменитостей и процитировать его трейлер: «Поражение — это развлечение, любовь — развлечение, война — развлечение и смерть — развлечение».

На мой взгляд, «Кахексия» — казанский фильм, в отличие от многих сильно выходящий за границы местечковости. Некую локальную идентичность придаёт лишь исторический пласт картины, показывающий сцены из жизни голодающих Советской Татарии. Во всём остальном — история на экране артикулирует абсолютно универсальные глобальные проблемы. Смелости авторов «Кахексии» не просто эксплуатировать историческую тематику, но и посмотреть в лицо современной реальности можно только по­аплодировать. Местечковости нет и в попытке показать «доброе» кино о разумном и вечном, в соответствии с местными правилами игры. То, что мы видим, шокирует, вызывает неподдельный страх, что и должно ожидать от жанра психологического триллера, с элементами мокьюментари — стилистика фильма местами отсылает к «Ведьме из Блэр» Мирика и Санчеса.

Нет в новой казанской картине и стремления создателей исключительно к самовыражению, но безусловно присутствует сила авторского высказывания, и на экране мы видим продукт именно авторского кино. Но это тот случай, когда авторы не перестают иметь в виду присутствие зрителя по ту сторону экрана. Думать о пользе потребителя для творца — стратегия, что ни говори, эффективная. Большую часть бюджета ленты (500 000 рублей) собрали за счёт краудфандинга, вложений спонсоров, собственных средств команды. А только за время презентации картины — менее трёх часов — присутствующие помогли добрать сумму, необходимую для получения фильмом прокатного удостоверения. В дальнейшем создатели «Кахексии» планируют предлагать её прокатчикам, не исключают того, что ставку придётся сделать на онлайн‑площадки, поскольку правила игры за год пандемии сильно изменились.

В своём лице ставлю авторам казанского триллера «лайк», а их кейсу удачной реализации творческой идеи без дотационной «подушки» — однозначный «репост».

Фото предоставлены пресс-службой Freemotionstudio

 

Реклама

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: