Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Кукла на счастье

С древнейших времён у многих народов было особое отношение к куклам. Их использовали при проведении обрядов, наделяли сакральным смыслом и изготавливали по строгим канонам, которые остаются неизменными и по сей день. Об этом и многом другом нам рассказала художник-оформитель и мастер по созданию традиционных обереговых кукол Райда ИЛЬИНА.

Это какое-то чудо, когда из лоскуточков, ниточек и тесёмочек, душистой травы и зёрен без использования ножниц и иголок вдруг рождается кукла. Нужны лишь только ловкие руки, старинные знания и добрые помыслы.

Райда Фагимовна с отличием окончила КГИК и вот уже более 30 лет работает в сфере культуры, а с 2011 года руководит творческой мастерской декоративно-прикладного искусства Культурного центра «Залесный». Под её чутким присмотром казанцы, начиная от детсадовцев и заканчивая участниками программы «Жизнелюб», осваивают различные направления декоративно-прикладного творчества, становятся лауреатами и дипломантами многочисленных всероссийских и международных конкурсов. Занимаются они и созданием обережных и обрядовых кукол, которые привлекли мастерицу когда-то своим необычным видом. Вроде бы они безликие, но, глядя на них, образ всё равно считывался. По крупицам Райда Фагимовна собирала информацию о традициях и правилах их создания, общалась с другими мастерами. В 2014 году, объявленном в России Годом культуры, победила в конкурсе креативных проектов и специально для Респуб­ликанского фестиваля ремёсел «Народная кукла» вместе со своими учениками создала 100 разных обереговых и обрядовых кукол, часть из которых нам удалось увидеть.

Её удивительные куклы разлетелись по всему миру и теперь оберегают своих владельцев на разных континентах земного шара. Райда Фагимовна принимает активное участие в крупнейших ярмарках и выставках, проводимых в Казани и Татарстане, и даже представляла нашу республику на Сабантуе в Москве. За эти годы она провела, наверное, тысячи мастер-классов по созданию народной куклы. «Все свои знания передаю детям, и делюсь своим опытом со всеми, кто любит традиционную тряпичную куклу. Есть же замечательная поговорка "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал!"» — говорит она.

Традиционные народные куклы делятся на три группы — игровые, обрядовые и обереговые. При создании последних было необходимо следовать огромному количеству правил, которые веками передавались от одной мастерицы к другой. Райда Фагимовна поделилась с нами некоторыми из них.

Оказалось, что в старину куклу делала старшая в роду женщина, которая непременно должна была быть хорошей хозяйкой и ни в коем случае не могла быть вдовой. Во время работы она должна находиться в добром здравии и хорошем расположении духа — иначе кукла не рождалась, и порой приходилось распускать уже готовую. Присутствие мужчин, даже маленьких мальчиков, при создании кукол не допускалось.

Когда женщина крутила куклу, она вкладывала в неё все свои положительные мысли. Кто-то нашёптывал заговоры, кто-то пел песню, кто-то читал молитву, ктото свечу зажигал... В основном куклы крутились на растущую луну, обороты делались по солнечному кругу, завязывались определённые узелочки.

Кукла создавалась за один присест, чтобы не ушла положительная энергетика, поэтому во время работы всё должно быть под рукой. Так как при её изготовлении нельзя пользоваться иголкой и ножницами — ткань и нитку нужно было непременно рвать. Поэтому мастерица заранее готовила тряпочки нужного размера, а только после этого начинала крутить куклу. Есть такие разновидности обережных кукол, которые во время работы даже из рук нельзя было выпускать.

Одной из отличительных черт этих кукол является то, что они безликие — чтобы через глаза в них не вселилась нечистая сила. Также куклам обязательно делали пояс — это было связано с пупком, который, как и глаза, считался отверстием, и его в целях безопасности необходимо было прикрыть. Отсюда и выражение: «распоясался совсем». Чаще всего закрывали, «запечатывали» именно красным поясом.

Обережным куклам ни в коем случае не давали имён. Они создавались для определённых целей и не использовались для игр.

Чтобы кукла «работала», она должна «глянуться» — понравиться новой владелице. Потом хозяйка должна принять её в дом — поставить на правильное место и дать задачу. «В основном эти куклы должны быть направлены лицом к окну, потому что всё, что вам нужно, приходит извне. Желательно не давать их чужим в руки, и даже не говорить, для чего они. Чужая энергетика не должна входить в куклу», — пояснила Райда Фагимовна. Мы попросили рассказать о некоторых из них и убедились, что в создание каждой куклы закладывалось очень много смысла, веры и ожиданий.

Кукла обереговая «На здоровье»

В старину такую куклу создавали специально для больного человека из льняного волокна, из остатков начёса льна, а теперь делают и из хлопковых ниток. Если в доме кто-то заболевал, старшая в семье женщина могла скрутить подобную куклуоберег. Считалось, что лён обладает антибактериальными и антисептическими свойствами. Поэтому человек, для которого делалась кукла, вдыхая запах льна, должен был оздоровиться. Как только больной выздоравливал, куклу полностью разбирали, благодарили за то, что она помогла, и предавали её четырём стихиям — нужно было её закопать или сжечь, пустить по ветру или по воде. Считается, эти куклы нельзя выбрасывать.

Шестиручка, или Филипповка

По традиции её изготавливали осенью. Ко­гда весь урожай был собран, все снопы занесены в хлев, женщины приступали к обработке материала — будь то лён, пшеница или овёс. Работы предстояло много, и чтобы у женщины хватило на всё рук (а ведь надо было ещё за детьми, мужем ухаживать и за хозяйством следить), делали такую ­куклу, используя сильные заговоры, и свято верили в то, что она действительно поможет своей хозяйке справиться со всеми делами. В те времена существовала особая связь между человеком и миром природы, которая у нас уже утеряна. После изготовления такой куклы женщины приступали к осенним работам.

Коза-дереза

Считалось, что коза приносит в дом прибыль и благополучие и является символом плодородия, поэтому её очень почитали, берегли. Если коза принесёт приплод — семья будет сыта весь год. В Святки люди нередко выворачивали тулупы мохнатой стороной наружу и изображали коз, баранов.

Кукла Коза-дереза часто участвовала в рождественских обрядах. Её обязательно украшали лентами и бусами, ведь это — женский образ. Добавляли бубенчики, колокольчики, чтобы кукла могла производить шумовой эффект, так как во время святочных гуляний гости в дом заходили обязательно с шумом. Хозяева встречали их с радостью, непременно угощали. В руках у куклы мог быть кулёчек с добром, например, с зерном — чтобы у хозяев дома в этом году был хороший урожай, а на столе всегда была еда. При изготовлении куклы использовали яркие радостные цвета — жёлтый, как цвет солнца и красный, как цвет жизни.

Птица-радость

Часто эта кукла создавалась на основе столбушки — основание скручивали из ткани или могли использовать ветку дерева. Для изготовления женских кукол использовали берёзу, а для мужских — дуб. Скрутку непременно делали очень тугую, используя при этом только натуральные ткани, чаще всего лён.

Находящийся в основе куклы столб по традиции является символом мужской силы, а то, что сверху — наряд и украшения — это женская сила. Так создаётся связь женского и мужского начала в одной кукле. Сделает женщина столбушку — мудрости наберётся — и начинает наряжать её в образ женщины.

Птица-радость — это весенняя обрядовая кукла. Ранней весной нарядно одетые женщины из селений выходили в поля и луга, пели песни и закликали весну. И если птичка сядет на одну из женщин — это считалось очень большим везением. Сама кукла также имела яркий наряд. К её одежде были прикреплены маленькие птички, их число по традиции было нечётным. После проведения обряда этих птичек развешивали на ветках деревьев, тем самым привлекая настоящих птиц. Как птицы прилетят, так и весна наступит.

Свадебные куклы Роща, или Мировое Дерево

Такие нарядно одетые куклы создавались на основе рогатки и использовались в свадебном обряде. Эту ветку-рогатину могли воткнуть в свадебный пирог или хлеб, либо использовать как украшение стола. Кукла становилась символом того, что, начиная со дня свадьбы, у молодых теперь будет одна жизнь на двоих. Как две веточки слились в одну, так и они отныне по жизни будут идти вместе. На фартуке не просто вышивка — это символ плодородия. Ромбики, квадратики с точечкой обозначают засеянное поле.

Эти куклы ничего не должны слышать, видеть, поэтому у них нет ушей, глаз и рта — они никому ничего не скажут. Это семейный оберег, который сбережёт все семейные тайны.

Метлушка

Женская кукла, помогающая избавиться от всего нечистого, от плохой энергетики дома. На растущую луну женщина сначала делала уборку, тщательно подметала все углы, а затем проходила по дому с этой куклой и просила то, что она хочет, через куклу передавая свои мысли высшим силам. В одном кулёчке у куклы хранится ароматная травка для здоровья, в другом — соль, которая впитывает плохую энергетику, в треть­ем — зерно, являющееся символом благополучия и здоровья в доме. Также признаком благосостояния считалось и большое количество передничков — это означает, что женщина успешная. И обязательно наличие пояса — чтобы она была собранная и находилась под защитой.

Кукла на удачное замужество

Делается на основе скрутки, внутри — мужская основа. Сверху наряжается, создаётся образ молодой девушки с одной косой, которая может быть спрятана под платком. Самое главное в ней — это воротнички. В основном их бывает семь, если кукла большая — девять. На эти семь воротничков девушка на выданье загадывает желания — какими качествами должен обладать её будущий жених: добрый, ласковый, богатый... Затем ставит куклу лицом к окну и ожидает. А на растущую луну напоминает и себе, и кукле обо всём этом, чтоб скорее жених нашёлся.

Сорока

В старину также очень любили создавать куклы в виде представителей животного мира. Кукла Сорока — это традиционная народная весенняя обрядовая кукла. Делается она также на основе скрутки. Её выносили из дома на улицу и с помощью неё закликали весну. После обряда она хранилась дома.

Утешница

Кукла Утешница по своей функции немного ­напоминает современную игрушку-погремушку, которую порой используют, чтобы отвлечь и успокоить ребёнка. Существовали разные виды этих кукол. Бывало, ребёнок разбалуется или закапризничает прямо за столом, и мама берёт простую деревянную ложку и на её основе тут же скручивает куклу, отвлекает ребёнка и, немного поиграв с ним, тут же её разбирает. Готовая кукла могла лежать на такой случай где-то в сундуке. Вот ребёнок заплакал — мама достаёт яркую куколку и с её помощью рассказывает малышу сказку. А ещё эта куколка в качестве утешения (отсюда и название) могла угостить орешком или сладостью, от чего настроение у ребёнка сразу улучшалось. Потом кукла вновь убиралась на место.

Кукла На счастье, или Ржевское счастье

Впервые такую куклу обнаружили во время раскопок городища под Ржевом, и датировалась она примерно X веком. Считается, что она сохранилась, так как была полностью сделана изо льна. Это одна из немногих кукол, которая создаётся с ножками. Она будет по всему миру ходить и искать счастье своей хозяйке. Самое главное в ней — коса, она опирается на неё, а без неё даже не стоит. Коса — это красота, здоровье, сила женщины. Лён, из которого она плетётся, нельзя обрезать. Нужно заплести косу той длины, на сколько он тянется. Длинная коса сворачивается вперёд по спирали. Руки куколки подняты вверх, к солнцу, и она их никогда не опустит — всё время будет стоять и счастья желать. А сама крошка умещается на ладошке. И в правду говорят — ваше счастье в ваших руках!

Кубышка-травница

Эти куклы делались на основе мешочка, который набивался целебными травами, за счёт чего они и могли стоять самостоятельно. Одеты Кубышки в наряды зелёных травяных оттенков. Пышные груди означают плодородие, а наличие большого количества фартучков — достаток. Когда человек заболевал, ему давали эту куклу, предварительно помяв «юбку», и он вдыхал аромат лекарственных трав. Через два года аромат исчезал, и можно было наполнить куклу свежими травами. В руках у Кубышек могли быть узелки с травками, которые можно было добавлять в чай.

Манилка

Это — мужская обереговая кукла, создавалась для удачной женитьбы. Как следует из названия — она должна была привлечь, приманить к парню хорошую невесту. Поэтому кукла была нарядно одета, дабы показать, какой красивый, видный, ладный жених — в красной рубахе с яркими лентами. Создавалась она также на основе столбушки, но в отличие от женских вариантов в её основании использовалось мужское дерево — дуб.

Подорожницы

Эти маленькие куколки изготавливались в том числе и для мужчин. Благодаря небольшому размеру их было удобно брать с собой. Когда кто-то в семье собирался в путь-дорогу, женщина обязательно делала такую куклу-скрутку. Внутрь могли положить монетку, несколько зёрнышек, душистую травку для здоровья и красную обережную нить — чтобы человек непременно вернулся домой живым. В мешочек могли спрятать кусочек сушёного яблочка — для радости. Куколку носили с собой, и нельзя было никому давать её в руки.

В старину также существовали куклы Зольницы — ко­гда для покидающего родной дом крутили куклу, в которую помещали золу из печи. Это символизировало, что он будет носить тепло родного очага с собой. Когда же муж уходил на войну, жена могла скрутить ему куклу из куска ткани, оторванного от подола юбки. Таким образом, возникала неразрывная связь между ним, его семьёй и родиной, и он обязательно возвращался домой живым.

Благодать, или Радостея

У этой куклы-малютки руки всегда подняты наверх. Дарят её, когда хотят кого-то утешить и отвлечь от забот, непременно с такими словами: «Никогда не унывай и рук не опускай!»

Валенки-шептуны

Каждый член семьи при выходе из дома нашёптывал в эти валенки свои пожелания: чтобы день удачно сложился, чтобы он здоровым вернулся, чтобы всё задуманное сбылось. Валенки хранились в прихожей, в прежние времена — у печки. Внутри них могли быть монетка, травка или фасоль.

Благополучница, или Богатка

Большой популярностью во все времена пользовалась маленькая куколка Хозяйка-благополучница. Она «сидит» на пятирублёвой монетке — для богатства, внутри у неё ароматная лекарственная травка для здоровья домочадцев и семь зёрен красной фасоли для благополучия и сытости. Красный — цвет жизни, а сама фасоль имеет символичную форму зародыша. Пять фартучков на ней также символизируют достаток. В ручках она держит монетку — всё крепко завязано узлом — не оторвать, как ни старайся. Такие куколки использовались для привлечения и поддержания богатства и благополучия в доме.

Мамушка и Берегиня дома

Мамушка — большая красивая нарядная кукла — образ материнства и детства. Создана она на основе столбушки и является оберегом для защиты детей и дома.

Берегиня дома выполняет те же обязанности — оберегает жилище. В руках у этих кукол обязательно был мешочек с добром: монетка, травка, пшено, фасоль. Такая кукла ставится в прихожей, а раньше их держали около печи. Если кто-то придёт с дурными помыслами, то при входе в дом сперва его взгляд упадёт на эту ­куклуоберег, и она примет весь негатив на себя, защитив тем самым домочадцев. (фото на стр. 114)

 

P. S. Чтобы чудо произошло и кукла исполнила своё предназначение, мало просто сделать её по всем канонам. Необходимо, чтобы человек, которому она досталась, правильно с ней работал: верно сформулировал кукле задачу, просил желаемое на растущую луну, в утвердительной форме, без употребления частицы «не», а главное, чтобы желание его было сильным, добрым и шло от души и сердца. И тогда всё хорошее непременно сбудется!

 

Фотографии Юлии Калининой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев