Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

Мечты о кино

Я всю жизнь мечтал снимать популярное кино, такое, чтобы миллионы зрителей хотели посмотреть его в кинотеатрах, по телевидению, в интернете. Никогда не хотел быть режиссёром для избранных, не считал себя большим художником, не искал любви кинокритиков, не относился к своим фильмам с придыханием, как к высокому искусству. Мне просто хотелось, чтобы их любили зрители — и чем больше зрителей, тем лучше. Думаю, самая большая награда, которую может получить кинорежиссёр, — видеть, как зрители покупают билеты на твой фильм в кинотеатре.

Вот этой мечте были посвящены последние десять лет моей работы: видеть свои фильмы в кинозалах. У нас есть такая шутка: снять кино может кто угодно, а вот выпустить его в прокат — тут большой талант нужен! Ещё восемь лет назад сама идея проката татарстанского кино в кинотеатрах казалась абсурдной. Считалось, что удел национального кино — фестивали, а потом бесплатные сеансы в районах Татарстана и кинотеатре «Мир». В 2015 году мы получили небольшое финансирование — 1 миллион рублей — на съёмку короткометражки «Семейные хлопоты». На свой страх и риск решили сделать за эти деньги полный метр и вывести его в прокат в коммерческих мультиплексах. Помню, как с продюсером Олегом Суровым ходили в каждый кинотеатр с трейлером фильма, разговаривали с директорами кинотеатров, убеждали, и в итоге вышли в прокат во всех коммерческих мультиплексах Казани, а позже и в других городах, в том числе в Москве. Оказалось, что это возможно, и зритель ходил на сеансы, покупал билеты! Потом произошло и вовсе невероятное событие: московская кинокомпания выкупила у нас права на этот сценарий и сделала высокобюджетную версию фильма с Алексеем Булдаковым, Розой Хайруллиной, Камилем Лариным и другими знаменитыми актёрами — это картина «Дикие предки». Кто бы мог подумать, что наш крошечный казанский проект, снятый в двух комнатах за две недели, ждёт такая судьба!
А потом была «Водяная» — сказка со спецэффектами и компьютерной графикой, тоже снятая с очень маленьким бюджетом. Она стала первым татарстанским фильмом, вышедшим в большой федеральный прокат, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Больше двухсот пятидесяти кинозалов, больше сорока тысяч зрителей! Более того, она была и в международном прокате: её крутили в кинозалах во Вьетнаме, Турции, она есть в онлайн-кинотеатрах Индии, Индонезии, Филиппин, стран Персидского залива. Наконец, она стала первым татарстанским фильмом, который вышел во всех отечественных VOD-сервисах, на YouTube собрал одиннадцать миллионов просмотров, а заодно семь тысяч комментариев. 
Мне приятно, что в 2023 году этот путь в целом смог повторить фильм «Микулай» моего ученика Ильшата Рахимбая. Это — важная веха: татарстанских фильмов в федеральном прокате должно быть больше! Также в прошлом году вышел прекрасный фильм «Бери да помни» Байбулата Батуллы, но это немного другой случай: он всё‑таки сделан московской студией и на московские деньги, хотя и на татарском материале. Так или иначе, татарстанское кино сегодня смотрят зрители в кинотеатрах по всей России. По факту, оно уже не татарстанское, оно — федерального масштаба.  Это именно то, о чём мы мечтали десять лет назад!
В 2023 году поставили перед собой новую задачу: а можно ли вывести в федеральный прокат документальное кино? Это была экстремальная задача: документалистику показывают по телевизору и в интернете, но часто ли мы видим такие фильмы в кинотеатрах? До последнего не были уверены в успехе, но проект удался: сразу три документальных картины — «Заступница», «Осанна» и «Святитель» — показывались в кинозалах по всей России, прямо как художественные фильмы, а потом они вышли на онлайн-платформах, причём с очень высоким рейтингом: 8.6 из 10 на «Кинопоиске». Конечно, в продвижении нам помогло участие звёзд, но это была огромная работа — пожалуй, над выпуском этих фильмов мы трудились не меньше, чем над их созданием. Теперь можно с уверенностью сказать: татарстанская документалистика тоже идёт в федеральном кинопрокате!
А в прошлом году я узнал, что есть нечто более важное, чем кинотеатральный прокат. В ноябре мы начали документальные съёмки в Луганской Народной Республике. Наша группа — я, Олег Суров, Егор Кашинский, Даниил Емельянов — работала целую неделю в Лисичанске, Новодружеске, Приволье, совсем близко от линии фронта. И там, в красной зоне, мы провели показ нашего фильма «Святитель» о патриархе Гермогене в полуразрушенном здании. Было холодно, люди сидели в куртках, в бронежилетах, вместо экрана мы показывали на натянутой простыне, а снаружи гремела артиллерия. Наверное, это был самый важный показ в моей жизни: ведь зрители пришли, понимая, что на них могут навести удар, что в любой момент может быть прилёт. Вот это дорогого стоит, в такие минуты понимаешь, что всё, что ты делаешь, не зря!
Мы продолжим эту работу, и надеемся создать цикл документальных фильмов о жизни людей в условиях войны. Конечно, это не то кино, на которое зритель обычно ходит в кинотеатры, но это важные, мощные, эпохальные события, которые происходят прямо сейчас. Надеемся, что все герои наших съёмок и члены нашей группы останутся невредимы, а наше кино сможет передать чувства, которые испытываешь, находясь там. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев