Наследие Тази Гиззата
В этом году мы отмечаем 130-летие со дня рождения классика татарской драматургии, заслуженного деятеля искусств ТАССР (1939), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1940) Тази Гиззата. Его пьесы внесли значительный вклад в развитие татарской драматургии и отражали ту непростую эпоху, в которой ему довелось жить и творить. Они по-прежнему с успехом идут на сценах театров, а его семья бережно хранит наследие своего великого предка.
Будущий классик татарской драматургии и автор либретто первой татарской музыкальной комедии «Башмачки» Тази Гиззат родился в деревне Варзи-Омга Елабужского уезда Вятской губернии (современный Агрызский район) 3 (15) сентября 1895 года в небогатой крестьянской семье. С детства был приучен к труду, и, наверное, потому привык всего достигать сам, не надеясь ни на кого. Вместо посещения медресе, в которое его привёл отец, Калимулла‑абый, мальчику с ранних лет пришлось работать батраком у мулл и зажиточных крестьян, чтобы помогать матери и младшим братьям. Волею судьбы он слишком рано взял на себя роль старшего мужчины в большой многодетной семье. Уже в ту пору он не раз становился свидетелем социальной несправедливости, видел страдания простого народа, в том числе и своих близких, и всё это потихоньку откладывалось в его душе и памяти, чтобы в дальнейшем отразиться в творчестве.
Впрочем, придумывать свои истории — сказки, баиты и даже песни — он начал ещё будучи подростком. Писал о таких же простых людях, которых видел вокруг, с их и проблемами и надеждами на лучшую жизнь.
В 1912–1918 годах Тази Гиззат работал на оружейном заводе в Ижевске. Как-то в начале 1918 года он попал на постановку татарской пьесы в только что открытый местный Дом Свободы. Даже если в спектакле играли любители и не всё было идеально, Тази после просмотра буквально влюбился в театр и решил, что именно с ним он и хочет связать свою жизнь. Сперва он стал суфлёром в труппе, а уже спустя несколько месяцев сам играл на сцене.
В 1919 году его призвали служить в Красную Армию. Весной 1920-го полк, в котором служил Тази Гиззат, располагался в Казани и готовился к отправке на польский фронт. Но, к счастью, его направляют учиться в Самару в Первую татарскую музыкально-драматическую студию, руководителями которой были Карим Тинчурин и Зайни Султанов. Несмотря на то, что Тази Гиззат попадает на актёрское отделение, он заодно пытается освоить и режиссёрское дело.
Помимо получения знаний, учащимся студии приходилось заниматься и отнюдь не творческим делом — защищать Самару от банды Сапожникова, которая пыталась захватить город. В то бурное время Тази Гиззат создаёт свою первую пьесу «Несчастная семья». Несмотря на то, что она не получила одобрения у руководителя студии Зайни Султанова, он не бросает писать, прекрасно понимая, что первые шаги не обязательно должны быть удачными.
После завершения обучения в студии Тази Гиззат отработал год в Оренбургском татарском драматическом театре, а затем получил приглашение в Татарский государственный драматический театр им. Октябрьской революции от самого Карима Тинчурина. Здесь, в Казани, он пишет пьесу «Серебряная монета» и ставит её на сцене. Именно она в будущем ляжет в основу его драмы «Искры».
Симбирск и Елабуга
В 1923 году Тази Гиззат переезжает в Симбирск, на родину своей супруги Малики. Ранее его уже несколько раз приглашали играть в Симбирский татарский театр. Молодая семья в ту пору ждала первенца.
Известная фраза о том, что за спиной каждого великого мужчины стоит незаурядная любящая женщина, как нельзя лучше подходит для этой пары. Малика Заляловна была заботливой супругой, помощницей и единомышленником, к мнению которой он всегда прислушивался. Она играла огромную роль в жизни Тази Гиззата, действительно являясь его второй половиной и опорой. Свою пьесу «Серебряная монета» он написал специально для её бенефиса в театре.
Она подарила ему трёх прекрасных сыновей — Узбека, Казбека и Рубина — и всячески помогала в работе, занималась поиском реквизита, переписывала пьесы по ролям, суфлировала актёрам, а порой и подменяла заболевших актрис на сцене.
Работая в Симбирском театре, Тази Калимуллович создаёт три новые пьесы, ставит их на сцене и сам исполняет в них главные роли. Весьма успешной у публики оказывается историческая драма «Проклятая печать». Здесь он пишет и впервые ставит свою знаменитую музыкальную драму «Наёмщик», которая, впрочем, в первоначальном варианте была комедией.
Осенью 1925 года Тази Гиззат отправляется возглавить татарский театр в Елабуге, а заодно ему предстояло спасти его от закрытия. В ту пору в Елабужском кантоне кипела бурная театральная жизнь. Здесь было огромное количество театральных трупп, как профессиональных, так и любительских, спектакли ставились на разных языках, включая чувашский, латышский, чешский... К сожалению, эта прекрасная пора скоро закончилась — произошло сокращение государственного финансирования театров, что, разумеется, плохо отразилось как на театральной жизни республики, так и на судьбе актёров.
Со своей миссией Тази Гиззат справился — театр выжил и даже стал процветать. Во время работы в театре он пишет драму «Красный ястреб», пьесу «Аптрахим» и комедию «На берегу реки», а также переделывает и повторно ставит «Наёмщика».
Через некоторое время эту пьесу смогли увидеть и в Казани на сцене ТГАТ им. Г. Камала. Спектакль поставил режиссёр Сулейман Валеев-Сульва. Ещё позже в тандеме с композитором Салихом Сайдашевым они создадут оперный вариант «Наёмщика».
Вместе со своей женой и детьми он прожил в Елабуге до декабря 1928 года.
Казань
Более двадцати лет Тази Гиззат проработал в качестве актёра на сцене Театра имени Г. Камала, в котором в 30–40-е годы ставилось большое количество его пьес.
По воспоминаниям Казбека Тазиевича, сына Тази Гиззата, у отца было много друзей, в том числе из артистов академического театра, в котором он служил. В гостеприимном доме его родителей часто собиралась творческая и научная интеллигенция, актёры, писатели, композиторы — Гульсум Болгарская, Фатыма Ильская, Хаким Салимжанов, Мазит Ильдар, Фуат Халитов, Салих Сайдашев, Джаудат Файзи, Рашит Вагапов, Зифа Басырова. Во время этих встреч они общались на тему искусства, тем самым вдохновляя друг друга.
Но всегда ли небо над головой Тази Гиззата было чистым и безоблачным? Вот что по этому поводу вспоминает его сын, Казбек Тазиевич:
«…Я хотел бы сослаться на слова народного артиста СССР Назиба Жиганова. Как-то, отмечая огромный вклад Тази Гиззата в развитие татарской драматургии, он сказал: «…Но я бы не стал утверждать, что в литературе Тази Гиззат прожил лёгкую жизнь. Подлинный талант находит признание в испытаниях и борьбе». Я полностью согласен с ним. Были периоды, когда отец ощущал по отношению к себе непонятную дискриминацию. Скажем, его долго не принимали в Союз писателей. Даже после того как им были написаны такие известные произведения, как «Наёмщик», «Искры», «Славная эпоха» и ещё десятка полтора пьес, он продолжал числиться в «подающих надежды»…
Но настоящая травля началась гораздо позже, а именно — в самом конце 1943 года. Как установлено мною по архивным материалам, в октябре 1942-го отец был избран ответственным секретарём, то есть фактически руководителем Союза писателей республики. Но уже в первые месяцы Великой Отечественной войны Тази Гиззат, будучи членом правления союза, полностью ушёл в работу по обустройству эвакуированных в Казань московских писателей. Все казанские гостиницы были взяты под госпитали, поэтому на первых порах даже председатель Союза писателей СССР Александр Фадеев жил на частной квартире. И таким временным пристанищем для него стала наша квартира. Правда, видели мы знаменитого постояльца нечасто. Фадеев часто выезжал на фронт и в другие тыловые города для организации многогранной в те годы деятельности Союза писателей. Кипела жизнь и в татарской писательской организации. В частности, Тази Гиззат был инициатором письма татарских писателей к воинам-татарам, проводилась большая работа по оказанию помощи семьям писателей-фронтовиков и т. д.
Конечно, в те годы писателям трудно было выкраивать время для творчества. И спустя год Тази Гиззат обратился к правлению союза с просьбой освободить его от должности ответственного секретаря, мотивируя это желанием заняться творческой работой (в то время он приступил к работе над второй частью трилогии «Потоки», а также собирал материал для будущей пьесы о героизме татарских шахтёров Донбасса в период фашистской оккупации). И коллеги по творческому союзу пошли ему навстречу. Но, как вскоре выяснилось, это решение предварительно не было согласовано с секретарём обкома партии по идеологии, неким Шафиковым, который потребовал отменить решение правления союза.
Начались тяжёлые объяснения. Тази Гиззат стоял на своём и, возможно, в приватной беседе с Шафиковым наговорил лишнего. Как бы то ни было, это дорого обошлось отцу: он оказался под жёстким прессом чиновничьего аппарата. О нём сформировали нелестное мнение и стали подвергать резкой критике на всех уровнях.
Новый виток травли пришёлся на вторую половину 1940-х годов. Настоящим ударом для отца стала публикация в газете «Кызыл Татарстан» (1946) разгромной статьи о спектакле «Священное поручение» по одноимённой драме Тази Гиззата. Причём статью опубликовали в день рождения отца, вероятно, чтобы сделать ему как можно больнее…
Ещё более тяжёлый удар был нанесён в 1951 году публикацией в той же газете редакционной статьи с резкой критикой новой драмы Тази Гиззата «Алая заря». Но и этого чиновникам, в те годы ведавшим искусством, показалось мало: в этом же году Тази Гиззат был уволен из Татарского академического театра, в котором прослужил более 20 лет (кстати, тем же приказом под сокращение попал и композитор Салих Сайдашев)».
В 1953 году совместно с композитором Джаудатом Файзи Тази Гиззат создаёт первую татарскую музыкальную комедию «Башмачки». В 1954 году Тази Калимуллович был избран делегатом II Всесоюзного съезда писателей, а руководству Таткнигоиздата было дано указание начать подготовку трёхтомного собрания сочинений драматурга. Однако все те стрессы, которые выпали на долю Тази Гиззата, плохо сказались на его здоровье, и он не смог поехать в Москву на Съезд писателей.
Так получилось, что на закате своих дней, летом 1954 года, он и Салих Сайдашев оказались в одной больничной палате. Предчувствуя свою скорую кончину, они пожелали быть похороненными рядом, неподалёку от могилы татарского мусульманского богослова, философа и просветителя Шигабутдина Марджани. Тази Калимулловича не стало 7 марта 1955 года. Салих Сайдашев ушёл на два месяца раньше. Их просьба была исполнена.
Семейные ценности
Пьесы Тази Гиззата всегда отличала их острая социальная направленность. В них — борьба татарского народа против национального и социального гнёта, волнения в татарских сёлах, связанные с религиозными притеснениями, крестьянские выступления против столыпинской земельной реформы, участие татарских крестьян в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях, Гражданская война, коллективизация, героизм народа в годы Великой Отечественной войны.
Как говорил в одном из интервью его сын, будущий великий драматург не учился в высших учебных заведениях — его университетом, как и у Максима Горького, была сама жизнь, а это порой куда более мудрый и ценный наставник. Большое количество времени Тази Гиззат уделял самообразованию, особенно его интересовали книги по истории и искусству. Он всегда много трудился, эта привычка, воспитанная в нём с самого детства, осталась на всю жизнь. Тази Калимуллович работал буквально в несколько смен — в первой половине дня были репетиции, потом подготовка к вечернему спектаклю и сам спектакль, а затем, уже ночью дома — вновь садился работать. Смена деятельности и была для него своего рода отдыхом.
Фигура Тази Гиззата оказала огромное влияние на становление личности и характера его детей, которые буквально росли на творчестве своего отца. Именно они были первыми слушателями его пьес, тексты которых супруга печатала на машинке. В этой большой счастливой семье всегда прислушивались друг к другу и уважали мнение старших. По воспоминаниям сыновей, Тази Гиззат был достаточно строгим родителем, с детства прививал уважение к труду, в том числе и самостоятельности, умению постоять за себя и не любил бездельников.
Старший сын, Узбек, будучи командиром танка, героически погиб на фронте в 1942 году подо Ржевом. Ему не было ещё и девятнадцати. Младший, Рубин, с юности увлекался радиотехникой, учился на факультете приборостроения КХТИ, был инженером-конструктором, трудился на ЦПКБ «Тепло» и получил медаль ВДНХ за одну из своих разработок в области электроники.
Средний сын, Казбек, 12 лет отдал армии, был призван в 1943-м и демобилизован в 1955 году в связи с неизлечимой болезнью отца. За это время он окончил Ленинградское артиллерийское училище и собирался поступать на мехфак КХТИ. Но пара месяцев, которые он провёл рядом с умирающим отцом, оказали на него огромное влияние. После того как Тази Гиззата не стало, он поступил на отделение татарского языка и литературы филологического факультета КГУ. А дальше — аспирантура, защита кандидатской и докторской по философии. Доктор философских наук, профессор Казбек Тазиевич Гизатов уделял огромное внимание сохранению национальной культуры и в том числе памяти о своём отце, он является автором нескольких книг о Тази Гиззате.
Старшая внучка драматурга родилась на Сахалине, где служил офицером Советской армии его сын Казбек. Тази Гиззат с супругой очень любили её. Когда-то у них были две дочери, но, к сожалению, они умерли от тифа в раннем детстве. Имея лишь сыновей, им очень хотелось, чтобы в их семье была девочка. Когда родилась первая внучка, Тази Гиззат даже предлагал назвать её Гульюзум, в честь своей любимой героини из пьесы «Наёмщик». Он послал об этом телеграмму своему сыну на Сахалин, но по дороге бумага, на которой была напечатана телеграмма, повредилась, и можно было прочесть только первую букву имени — «Г». Поэтому девочку назвали Гузель.
В одной из своих статей Гузель, ставшая доктором филологических наук, профессором кафедры европейских языков и культур Казанского федерального университета, говорит о том, что часто на формирование наших жизненных ориентиров и даже на выбор профессии огромное влияние оказывают полученные по наследству гены. Все мы являемся лишь очередным звеном в цепи поколений. Поэтому вполне понятно и логично желание детей и внуков продолжать семейные традиции.
Будучи преподавателем английского языка, Гузель Казбековна в то же время активно занялась татарской лингвистикой и вопросами сохранения татарского языка. Другая внучка Тази Гиззата, Гульназ Казбековна, пошла по стопам отца — защитила диссертацию по философии, является кандидатом философских наук, доцентом кафедры социальной философии КФУ. Третья внучка — Гульнар Рубиновна (дочь младшего сына Тази Гиззата), учитель татарского языка. Многие годы она работала в школе № 18, а сейчас преподаёт родной язык в международной школе «Унискул».
Тази Гиззат был действительно одарённым творческим человеком, чей многогранный талант позволяет говорить о его особой роли в становлении татарской классической литературы и театрального искусства. Всего им было создано тридцать семь пьес, яркие герои которых продолжают жить в сердцах зрителей и читателей.
Фотографии из семейного архива
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев