Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

О казанском международном кинофестивале «Алтын Минбар» в сентябрьском номере журнала «Казань» рассказала Зиля Валеева

Двадцать лет —много это или мало? Пожалуй, достаточно для того, чтобы смело утверждать — Казанский международный кинофестиваль «Алтын Минбар» занял свою нишу в культурной жизни не только Казани, но и России и мира в целом. Не каждый город имеет собственный кинофорум, на котором можно увидеть картины, недоступные для просмотра в кинотеатрах, встретиться со знаменитыми российскими и зарубежными режиссёрами и актёрами. Теперь мы уже можем оглянуться назад, поностальгировать и порассуждать на тему проведения первых фестивалей и того, каким импульсом для развития кинематографа в республике это стало. О том, с чего всё начиналось и какие встречи навсегда оставили след в душе, нам рассказала председатель Общественной палаты Республики Татарстан (на тот момент заместитель премьер‑министра — министр культуры РТ) Зиля Рахимьяновна ВАЛЕЕВА.

Фото Розы Садриевой

— Как возникла идея проведения фестиваля? Было ли это совпадением, что впервые он состоялся в нашем городе в 2005 году, когда праздновали Тысячелетие Казани?

— Идея проведения кинофестиваля зрела давно. Республика уже имела свою историю развития кино. В своё время в Кремле мы делали очень интересную баннерную выставку «В кино из Татарстана», и многие люди, побывав на ней, отмечали, что они и не знали, сколько популярных артистов были родом из республики или жили здесь какое-то время: кинорежиссёры Станислав и Сергей Говорухины, Марина Разбежкина, изобретатель игольчатого экрана Александр Алексеев, снявший шедевр мировой анимации «Ночь на Лысой Горе», актёры Леонид Филатов, Владимир Ильин, Олег Вавилов, актрисы Лидия Смирнова, Эра Зиганшина, Галина Кравченко и многие другие. Когда-то наша прекрасная профессиональная студия документального кино создавала уникальные ленты кинохроники, которые демонстрировались в кинотеатрах перед художественными фильмами. На момент создания фестиваля у нас были свои замечательные кинематографисты, мультипликаторы и первые удачные попытки создания художественных фильмов. К примеру, Ильдар Ягафаров уже снял ленту «Куктау», в которой играл Фарид Бикчантаев. К тому времени в Институте культуры начали говорить о необходимости формирования отделения кино.
То есть, с одной стороны, уже появлялись яркие имена и интересные фильмы, с другой — не было благодатной почвы и понимания, как это всё дальше развивать. Потому вопросы, куда и как двигаться, что будет в целом с кинематографом в республике, поднимались и в Союзе кинематографистов, и среди отдельных творческих людей и киноведов. У меня всегда было убеждение, что для того чтобы дать импульс развитию и продолжать историю кино в Татарстане, должна быть организована большая живая площадка обмена. И так всё совпало, что мы решили именно к 1000-летию Казани провести этот форум.

— Минбар — это трибуна, с которой имам читает проповедь. Почему изначально было выбрано именно такое название? 

— Какова идеология кинофестиваля и что такое мусульманское кино? Многие этим вопросом задавались тогда, задаются и теперь. Фестиваль — это не только минбар мусульманской проповеди, это минбар общечеловеческих ценностей, гуманное кино, без жестокости. По крайней мере, мы для себя так трактовали это название. Такое кино есть, мы его привезли, зрители его увидели, и таким образом первый кинофестиваль состоялся. 

Зиля Валеева с гостем IV кинофестиваля Эльдаром Рязановым. 2008

На красной дорожке VI фестиваля Зиля Валеева с американским актёром и кинопродюсером Эдриеном Броуди. 2010

Фото Рифката Зарипова

 

Свой интерес


— Сложно ли было впервые организовывать подобный кинофорум?

— Когда мы готовились к этому фестивалю, не было знаний и опыта, не было большого финансирования и площадки. Мы остановились на ДК Химиков, где очень лояльно к нам отнеслись. Но самое главное, мы не ожидали, что нераскрученный фестиваль получит такой большой отклик. Быть может, так получилось благодаря тому, что проводился он именно в Казани. Конечно, у нас, как организаторов, было много вопросов: как проводить, какие должны быть дорожки, как звёзды по ним идут, кто этих звёзд знает?
Удивительно, но наша публика была подготовлена к участию в подобном мероприятии гораздо лучше, чем мы ожидали. Всё-таки кино у нас действительно любят. Более того, оказалось, что в Казани существуют интересные непуб­личные организации, в которых люди собираются для просмотра, анализируют кино, могут всерьёз поработать над рецензиями. И они тоже сразу себя проявили. В ходе работы кинофестиваля собирались различные аудитории, проводились круглые столы, и, конечно, это стало временем актуализации кино, настоящим событием. Тем более что на красной дорожке мы увидели в том числе и местных деятелей кинематографа: по ней прошли Фарид Бикчантаев со своим тогда ещё маленьким сыном, Салават Юзеев и драматурги, которые писали сценарии. Поэтому форум стал очень важной, нужной площадкой. Какие бы звёзды ни приезжали, сколько бы их ни оказалось на красной дорожке, у нас был свой интерес, о котором мы не забывали. 

— Какой?

— Фестиваль проводился в том числе и для того, чтобы свои кинематографисты не потерялись, имели возможность снимать, чтобы у них не угасал интерес к этому. Кино, как вид искусства, я считаю, имеет в нашей республике хорошие корни, и оно должно было тут развиваться. Благодаря фестивалю татарстанское кино обрело крылья.
В то время начинался такой тренд и разговоры, что в кинотеатры ходить теперь никто не будет, все будут смотреть кино дома. Ничего подобного! Причём публика собиралась самая разнообразная. Наряду с теми, кто пришёл специально, были люди, которые оказались в кинозале случайно. Зная, что проходит кинофестиваль, а фес­тиваль — это же всегда праздник, они просто заглянули на него и увлеклись, потому что открыли для себя что-то совершенно новое, то, что не увидишь в кинотеатрах и по телевизору — настоящее авторское кино. 

— Изначально предполагалось, что фестиваль ежегодно будут проводить именно в Казани?

— Сначала он задумывался как кочующий, но, когда мы впервые его провели, погрузились в эту атмосферу, решили, чего кочевать, когда можно прописать его в Казани. С этим согласились и президент фестиваля муфтий Равиль Гайнутдин, и руководство респуб­лики. Мне не верится, что в этом году он проходит в двадцатый раз! Думаю, что уже можно говорить о серьёзной фестивальной истории.
Профессионалы отмечали, что наш кинофорум удачно занял нишу существовавшего в своё время Ташкентского кинофестиваля. Есть фестивали типа Каннского, которые больше ориентированы на европейское кино. Есть американский кинематограф, то, что мы называем Голливудом. Возможно, фильмы нашего фестиваля не могли конкурировать с американскими блокбастерами или с картинами известных мэтров европейского кино, а может, и не было такой задачи? Однако на нашем фестивале всегда были представлены достойные ленты, имеющие право на жизнь и свой взгляд на этот мир. Это не моя оценка, это мнение специалистов. 
Для нас было важно, что каждый год к нам с удовольствием приезжали московские рецензенты, что люди ходили на показы и оставались на обсуждения. Всё это означало, что такое гуманное кино тоже имеет своего зрителя, которому оно интересно. И сейчас с высоты юбилейного, 20-го года можно сказать, как говорил один философ — величие некоторых решений измеряется не их масштабами, а их своевременностью. Сегодня уже трудно представить культурное поле республики без этого фестиваля.

Самый частый гость фестиваля, неоднократно член жюри, режиссёр Владимир Хотиненко.

 

На красной дорожке


— Кто из наших мэтров приезжал на кинофорум?

— Каждый кинофестиваль — это особая встреча. Из российских мастеров практически все звёзды кинематографа у нас побывали. Одним из гостей первого фестиваля в 2005 году был Владимир Хотиненко. К тому времени он уже снял фильм «Мусульманин», который я считаю не до конца оценённым. Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Алла Сурикова, Вадим Абдрашитов, Александр Митта, Сергей Соловьёв, Алексей Учитель — кого только не было!
Каждый год приезжал киновед Кирилл Разлогов. Он был одним из главных рецензентов и знатоков кинематографа, и то, что его интерес к Казанскому кинофестивалю не остывал с годами, это для меня стало действительно показателем, что здесь происходит что-то важное и серьёзное.
Помню, как однажды мы гуляли с Эльдаром Рязановым возле Кремля, и он увидел там Памятник Благотворителю Асгату Галимзянову. Эльдар Александрович был настолько потрясён — он обнимал то Асгата, то лошадь. И говорил, что впервые видит подобное. У всех на центральных площадях установлены воинствующие всадники, готовые пронзить то копьём, то суровым взглядом. «Вы единственные в мире поставили малышню в телеге и этого доброго человека! За одно это вас можно назвать центром мира и притяжения, потому что такого гуманного посыла я в визуализированном виде нигде не встречал». Когда приезжал Эльдар Рязанов, в аудиториях, где он выступал, яблоку было негде упасть.
Каждая беседа и встреча с такими людьми даёт очень многое. Поэтому я рада, что студенты и наши зрители действительно имели такую возможность. Они приходили в кинотеатры, а после просмотра не разбегались, а обсуждали увиденное. Сама зрительская культура, по крайней мере, в первые годы, была очень высока — никакого поп-корна, всё внимание на экран. После просмотра они встречались с этими режиссёрами, задавали вопросы. Алексей Учитель чуть не плакал, когда выходил после встречи со зрителями. Он был удивлён настолько доброжелательным отношением и проявленным интересом со стороны публики. И отмечал, что уже давно так от души ни с кем не говорил. Это большое счастье, что можно было запросто встретиться и побеседовать с ним, с Аллой Суриковой и другими. Или увидеть Оскаровского лауреата Эдриана Броуди.

— До сих пор перед глазами стоит сцена, как он шёл то­гда по красной дорожке вместе с Вами, а я протягивала ему фото, чтобы получить заветный автограф.

— Спасибо, что напомнили! Вы знаете, я была потрясена тем, как он шёл. Как он никого не пропустил. Действительно, все те, кто протянули к нему руки, получили автографы, и я в то мгновение просто по-человечески была в него влюблена. Мне очень нравится фильм «Пианист» с его участием, и, конечно, мы были счастливы, что он откликнулся и приехал, и к тому же продемонстрировал такой уровень культуры и чисто человеческое отношение. Он вёл себя как на встрече с самой изысканной публикой в самом изысканном городе, в самом центре большого кинематографа. Или Катрин Денёв, которая в жизни оказалась обаятельнейшим человеком, расположенным к людям в большей степени. 

— Каждый раз удивлялась, как та или иная звезда вдруг оказывались в Казани!

— Фестиваль — это праздник, и мы действительно старались приглашать звёзд мирового уровня. Это — Катрин Денёв, Изабель Аджани, Орнелла Мути, Кэри Хироюки Тагава, Арманд Ассанте, Марк Дакаскос. И я должна сказать, что на оплату гонораров этих звёзд из бюджета республики не было выделено ни рубля, так как эту часть расходов взял на себя российский предприниматель Рустам Тарико, каждый год выделявший на это средства. Мы были не в курсе всех особенностей, как именно следует их приглашать, и, в силу незнания, обращались по-простому. Эта некая непосвящённость может быть даже была нам на руку. Говорят, что новичкам везёт. По крайней мере, Катрин Денёв на Московский фестиваль приехала уже после того, как побывала в Казани. 

Атмосфера добра 
и праздника

— Все отмечают дружескую атмосферу, которая была на форуме.

— Да, на фестивале царила какая-то особая атмосфера. Здесь ощущался не только дух праздника, но чувствовался неподдельный интерес друг к другу. Была красная дорожка, но это не являлось самым главным. Мы старались делать акцент на общении. Однажды мы захотели сделать общий снимок, но так, чтобы всех было хорошо видно. Вдруг Эльдар Александрович разлёгся на полу, рядом расположилась Алла Сурикова, и все разместились вокруг них. Я очень дорожу этим снимком. Мне кажется, это фото лучше и ярче всяких слов демонстрирует особую атмосферу нашего кинофестиваля. Очень искренне, по-дружески. У меня было такое ощущение, что они действительно полюбили Казань и очень ценили наш фестиваль.

— В этом году фестиваль вновь возвращается к прежнему названию?

— Для меня он и не переименовывался. Он был назван «Золотой Минбар» — «Алтын Минбар», и мы изначально понимали, что в это вкладываем. На самом деле минбар — это место, с которого провозглашается только самое главное и актуальное.

Ольга Будина, Станислав Говорухин и Зиля Валеева на II кинофестивале «Золотой Минбар». 2007

Ольга Будина, Станислав Говорухин и Зиля Валеева на II кинофестивале «Золотой Минбар». 2007

 

— Благодаря фестивалю казанская публика могла познакомиться с кинематографом других стран. Какие из них чаще всего привозили свои картины?

— Уже на первом кинофестивале мы открыли для себя иранское и азербайджанское кино. Приехали серьёзные зарубежные режиссёры. Было очень много фильмов из стран арабского мира и Индии. Было представлено большое количество картин, которые совместно производили сразу несколько стран, причём порой в очень неожиданных сочетаниях, к примеру, Египет и Турция. Со временем в рамках кинофестиваля мы стали проводить дни турецкого, иранского, азербайджанского кино, чтобы более подробно продемонстрировать их кинематограф в целом, а не только показать фестивальные фильмы-участники.
Мы не просто представляли на нашем форуме фильмы этих стран, мы стали частью содружества кинофестивалей. Благодаря тому, что появился «Алтын Минбар», мы побывали и на турецком кинофестивале «Алтын Портакал», и на египетском кинофоруме. То есть нам начали поступать приглашения, предложения о сотрудничестве — это тоже очень серьёзно повлияло на расширение возможностей наших деятелей кино. Тогда мы вместе с группой кинематографистов, включая Ильдара Ягафарова, Мансура Гилязова, побывали на египетском кинофес­тивале, а Салават Юзеев привёз оттуда награду. Это и было нашей целью — не просто организовать праздник кино в Татарстане, но и продвинуть наш кинематограф, наших режиссёров не только на российском, но и на международном уровне. Помочь им ещё больше поверить в собственные силы.

Гуманное кино

— Изначально какими были основные критерии для отбора картин, и менялись ли они со временем?

— У нас всегда были профессиональные отборочные группы. Мы сформулировали критерии, чтобы в фильмах-участниках даже на самые острые темы говорилось не натуралистично. Пусть жёстко, но не жестоко, без сцен насилия. Иногда даже самая жестокая сцена насилия не трогает и ничего не переворачивает внутри человека, тогда как по этой же теме другой кинематографист говорит так, что тебе становится действительно больно. Должны быть всё-таки какие-то пределы. Кино — это же искусство, не мясокомбинат. Оно создано для того, чтобы повлиять на человека, на его душу, чтобы он становился лучше и у него появлялась надежда на преодоление трудностей. Излишнее увлечение жестокостью к ней же и приводит, оно не лечит. От подобных сцен возникает либо животный страх, либо чувство подавленности, ко­гда человек уходит в себя. В этом смысле мы ещё тогда думали о том, где же заканчивается искусство и начинается увлечение форматами, создание жестокой сцены ради демонстрации собственной смелости и свободы. 
Всё-таки стоит помнить, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Это очень важный постулат, который всё время забывается. Хотя сейчас, мне кажется, люди, в том числе творческие, больше стараются работать ради содержания, а не просто используют все нынешние технологические возможности для изображения в том числе страшных сцен.

На красной дорожке с Вениамином Смеховым. 2014

 

— Можно ли сказать, что основная часть фильмов, которые можно увидеть на фестивале, относится к семейному кино?

— Да, мы хотели, чтобы это были именно фильмы, которые можно было посмотреть вместе всей семьёй, и никому не пришлось бы закрывать глаза. В этом смысле, да, конечно. 

— Как фестиваль помогал казанцам лучше узнать наше кино, местных артистов?

— В рамках кинофорума были организованы прекрасные презентации новых фильмов, одна «Бибинур» Юрия Фетинга чего стоит! Это настоящее кино, в котором смогли проявиться актёры Камаловского театра. Получается, что фестиваль даёт уникальную возможность показать себя. Исполнительница главной роли Фирдаус Ахтямова действительно хорошая театральная актриса, но именно в кино она стала настоящей звездой, раскрыв свой потенциал. Казань — театральный город, здесь столько талантливых актёров, и участие в кино, презентация этих картин на форуме — это ещё одна возможность раскрыться и для них тоже.

«Через диалог культур — к культуре диалога»


— Поднимались ли какие-то острые темы в рамках кинофорума?

— Однажды в программе фестиваля был представлен израильский фильм «Для моего отца», главный герой которого — палестинец. Вокруг содержания картины велись серьёзные споры. В связи с этим мы оперативно собрали круглый стол, на котором решили поговорить на тему того, о чём может сказать кинематограф, а о чём нет, и что такое отражение реальной жизни в кино. Может ли это быть поводом для манифестации, если творческий человек под этим углом зрения подал своё понимание, значит ли это, что мы сразу должны объявить его врагом и порицать, и враг ли он? В итоге московские журналисты отметили, что этот круглый стол был одной из содержательнейших встреч кинофестиваля.
Не зря же девиз форума, возникший в Казани — «Через диалог культур — к культуре диалога». Мы долго его вынашивали, и, мне кажется, он несёт в себе большой смысл. На этом круглом столе речь шла как раз о культуре диалога: если мы даже на уровне кинематографистов начинаем политизировать ситуацию, то как же говорить о гуманизме, об общечеловеческих ценностях, прежде всего, жизни человека? На самом деле, такие вопросы лучше проговаривать, чем копить. И кинофестиваль является ещё одной открытой площадкой для такого диалога — через фильмы. 
Сколько интересного, сколько традиций мы видим благодаря кино. Мир так разнообразен! А наши представления о нём иногда стереотипны. Не все же и раньше выезжали в другие страны и могли детально познакомиться с их культурой, а через кино, которое является традиционным для этих стран, это становилось возможным. Оно показывало, что своеобра­зие культурное и своеобразие традиций — это на самом деле не то, что разъединяет нас, а как раз то, что сближает. Ведь есть понятные общечеловеческие ценности — все люди, вне зависимости от места проживания, дорожат семьёй, любят родителей, балуют своих детей. А особенности — свадебные обряды или другие традиции — это та самая красота, через которую этот народ или эту страну узнаёшь, тянешься к ней, и это никак не может быть разъединяющим началом. 
Всё-таки главный посыл ещё и в том, что это был кинофестиваль, объединяющий людей из разных стран на таком гуманитарном императиве, а не на технологичном. Вот уже двадцать лет прошло, а этот концепт, заложенный нами, к счастью, продолжают развивать. 

— В 2017 году была создана отдельная номинация — секция национального кино. Какова судьба таких фильмов?

— Кино может быть местечковым, может быть мировым. Если это картина о главном для человека, тогда демонстрируемые в ней обычаи и колорит не будут выходить на первый план, и оно будет понятно всем. Кино может быть сугубо татарстанским со всеми атрибутами нашей жизни, но, если в нём раскрыты общечеловеческие темы, у него есть шанс стать мировым. Мы стали присматриваться к якутскому кино, там снимали и снимают сильные фильмы, к башкирским лентам. Кинематографисты, создающие эти фильмы, тоже мало общаются между собой, но они смогли встретиться на нашем форуме. Мы приглашали их, проводили общие круглые столы. Обмен — это всегда полезно, интересно. 

— Фестивалю уже двадцать лет, и, наверное, это в какой-то степени позволяет говорить о некой глобальной роли, которая ему отведена в нашей истории?

— «Алтын Минбар» — это несколько незабываемых дней серьёзной культурной жизни, которые оставляют глубокие впечатления и заставляют человека думать. Фестиваль точно добавил красок, знаний в наше представление о себе, мире и своём месте в нём. В то же время кинематограф — это жанр, через который можно продвинуть свою респуб­лику, свою страну. Мы всегда старались привлечь большое число участников из разных стран, делая это в том числе и в собственных интересах, для своих кинематографистов. Тогда мы говорили — мир открыт. Сегодня, когда некоторые ставни вдруг становятся закрытыми, это становится ещё более актуальным, потому что когда-нибудь всё равно все окна распахнутся вновь. И я считаю, что в этом плане ­фестиваль правда нужен людям и татарстанскому кинематографу. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев