Логотип Казань Журнал
КАЗАНЬ И КАЗАНЦЫ

О замечательных женщинах рассказала Ольга ПЕХТЕЛЕВА в мартовском номере журнала «Казань»

Казань имеет женскую сущность. Вне зависимости от того, что мужской вклад в созидание городской истории неоспорим, ангел-хранитель Казани — с женским лицом. Нет-нет, да и проглянет это лицо сквозь события и драматургию нашего города.

Национальный гений раскрывается во всей полноте во взаимоотношениях. Особенно яркими взаимоотношения бывают в семье, где центром всегда является женщина: мать, жена, бабушка, сестра, дочь… Сегодня я расскажу вам о татарских женщинах — жительницах Старо-Татарской слободы, имена которых являются частью золотого фонда татарской нации.
«Золотой век» её развития хронологически можно определить с конца XVIII и до начала ХХ века, то есть со времени возникновения татарского гильдейского купечества, официально зарегистрированных мусульманских приходов и до начала революции. Сердцевина этого периода — XIX век. В это время среди татар появляются купцы-миллионщики, как называли торговцев, скопивших немалое состояние. Торговля продовольствием, одеждой, мануфактурой приносит немалую прибыль. Растут запросы подрастающего поколения. Некоторые татарские купцы начинают обучать своих дочерей в русских гимназиях. Светское образование на русском и европейских языках раскрывает перед девочками совсем другой мир, не похожий на привычный домашний уклад. Они меняются и меняют общество вокруг себя. Начинается новая эпоха, появляются новые люди, новые обычаи, новая архитектура…

Бибимарьямбану
Бибимарьямбану Апакова родилась примерно в 1865 году, была единственной наследницей Ибрагима Апакова, купца-миллионщика, торговца мануфактурой. Она окончила русскую женскую гимназию в Казани, прекрасно владела русским и французским языками. У неё был великолепный вкус — единственная в Казани, Бибимарьямбану являлась обладательницей французского экипажа с фонарями, то есть с «фарами», того периода. Кучер экипажа Апаковой сидел на козлах в ливрее и цилиндре. 
В 1884 году по совету отца она вышла замуж за сына дагестанского шейха Шамиля-аль-Гали Мухаммеда-Шафи. Разница в возрасте супругов составляла 26 лет, но их объединяло многое, в частности, любовь ко всему европейскому. Быт в семье был устроен на французский манер. 

Бибимарьямбану Апакова и её муж генерал-майор Шамиль-аль-Гали Мухаммед-Шафи. 1903
Фотография из книги Л. Я. Апаковой и Л. В. Апаковой «Апаковы в Казани: от прошлого к настоящему»


После смерти матери в 1895 го­ду Бибимарьямбану дала распоряжение разобрать деревянное строение на Екатерининской улице (ныне Тукаевская), и к 1903 году по проекту архитекторов Фредерика Амлонга, специально приехавшего из Франции в Казань, и Генриха Руша на участке Апаковых был выстроен европейский замок, соединяющий в себе черты средневековой французской и шотландской архитектуры и несущий на себе фамильный вензель Апаковых. 
Мухаммед-Шафи ибн Шамиль прожил в замке недолго. Он скончался в 1906 году, и Бибимарь­ямбану, продав участок земли с замком семье Ибрагимовых, навсегда уехала из Казани в Санкт‑Петербург.
Дочь ибн Шамиля Фатимазухра в 1912 году вышла замуж за выпускника Петербургского железнодорожного института Мухамеда-Али Дахадаева по прозвищу Махач, которого расстреляли за революционную агитацию в городе Петровск-Порт, как именовался город в Дагестане, в 1918 году. Позднее, в 1921 году, Петровск-Порт был переименован в Махачкалу. 

Фатиха
Фатимазухра, как и её мама, училась в русской женской гимназии, так как семья имела возможность оплачивать обучение. Однако появилась и школа для девочек из простых татарских семей, где их обучали на родном языке с мусульманской составляющей. Её организатором суждено было стать дочери татарского миллионера Аита Яушева Фатихе. Первую школу для татарских девочек она открыла в 1897 году, но в 1900-м её закрыли, так как она не имела утверж­дённой программы и в связи с этим не соответствовала нормам законодательства об образовании Российской Империи. 
В августе 1909 года открылась первая в Казани женская мектебе — начальная религиозная школа, для которой было построено первое двухэтажное каменное здание и введена форменная одежда. В ней преподавали девять предметов, два из них — на русском. Вместе с тем Фатиха Аитова опять столкнулась с трудностями лицензирования, так как национальных религиозных женских школ до неё в Российской Империи никто не открывал. Местным чиновникам было непонятно, как освоить сей феномен. Тогда Фатиха апа поехала в Петербург, где ей посоветовали организовать народную школу, и в 1916 году вновь открыла частное среднее учебное ­заведение для девочек‑магометанок. Она и стала первой и единственной в истории татарской женской гимназией в центре Старо-Татарской слободы.

Герб на доме Шамиля.

 

Зубайда, Гайша, Гузель
Образование светского порядка сформировало в среде татарского народа новый класс людей — светскую интеллигенцию. Безусловно, безо всякого исключения татарский интеллигент был мусульманином. Атеистов среди них не было. Более того, помогать приходской мечети всеми доступными способами считалось в порядке вещей и обязательным. Что уж говорить о том, чтобы построить мечеть? Эта возможность рассматривалась ниспосланной Аллахом. 
В Татарской слободе проживала семья воистину национальных благодетелей, в память одной из женщин которой была выстроена мечеть.
На Юнусовской площади стоит особняк Юнусовых-Апанаевых, построенный в камне в первой половине XIX века. Именно с этого дома началось формирование площади, так как в самом начале XIX века здесь проживал глава Татарской ратуши Мухаметрахим Юнусов. В 80-е годы XIX века дом выкупил купец первой гильдии Мухаметбадретдин Апанаев. В 1906 году его перестроили, и дом принял свой нынешний вид. 
Мухаметбадретдин Апанаев был знаменит не только торговлей, но и общественным рвением на благо народа. Он страстно желал дать татарам больше возможностей получать образование и приглашал в свой особняк на встречи с простыми жителями слободы ярких представителей духовенства, купечества, интеллектуалов. Всякий раз это вызывало настороженность полицмейстеров. 
Мухаметбадретдин был последним Апанаевым, вкладывавшим капитал в развитие нации, а основателем купеческой династии считают его двоюродного прадедушку — Мусу Апанаева, он-то и построил Низенькую Бухарскую мечеть в Ново-Татарской слободе в память о своей рано ушедшей дочери Зубайде. Его внук, Абдулла Апанаев, много содействовал открытию мусульманской женской гимназии. Однако в памяти народа он остался и как отец «первой татарской красавицы Казани начала ХХ века», как её называли. Имя её — Гайша. Первая среди татарок, она получила высшее медицинское образование. Поэт Гали Рахим посвятил ей стихотворение, к которому первый татарский композитор Султан Габяши написал музыку. Так появился на свет романс «Кукушка», ныне являющийся жемчужиной татарской музыки. Его первой исполнительницей стала сама Гайша Апанаева, вышедшая замуж за Гали Рахима.
Внешняя красота, творческая одарённость, лёгкость, изящество личности, несомненно, передались по наследству самой известной из современных нам представительниц династии Апанаевых. В России знают, любят, ценят народную артистку РФ, директора школы-студии народного танца под руководством Игоря Моисеева Гузель Махмудовну Апанаеву. В своё время она была партнёршей всемирно известного артиста балета Александра Годунова. Гузель Махмудовна награждена несколькими орденами, является лауреатом многих премий. Её яркая красота, талант привлекли и режиссёров. Она снялась в двух художественных фильмах и поучаствовала в съёмках трёх документальных лент об Игоре Моисееве.

 

Хадича и Магруй
На рубеже XIX–ХХ веков образование стало жизненным вектором татарского народа. Можно с уверенностью сказать, что получали его прямо с колыбели. Родители торопились обучить азам грамоты и счёта своих малышей, чтобы впоследствии им легче было войти в обучающую среду школы или гимназии. 
На углу нынешних улиц Тукаевской, 43 и Фатиха Карима стоял дом, в котором когда-то размещалось VII русско-татарское училище, попечительницей его была сестра общественного деятеля, первого владельца издания «Казанские известия» Саидгирея Алкина Хадича, а вероучителем в нём трудилась Магруй Музафарова, видная татарская поэтесса и просветитель, мама татарского композитора Мансура Музафарова. Магруй первая среди татарских просветительниц стала говорить и писать о женщинах. Самое знаменитое её стихотворение так и называется — «Замечательные женщины». Это был ответ выдающемуся татарскому просветителю Ризе Фахретдину на его труд «Знаменитые женщины».
Риза-кади писал про женщин 
знаменитых,
Прославленных трудом 
и лаврами увитых;
Средь них философы, учёные, 
врачи,
Созвездие имён — история 
хранит их!
Перевод Р. Морана

Сахибджамал
Магруй Музафаррия была пио­неркой в женской татарской поэзии. Пионеркой стала и следующая великая женщина — первая татарская актриса и женщина-режиссёр Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская, входившая в театральную труппу «Сайяр». Сахибджамал была не просто артисткой, но и организатором национального театра. В своей игре она настолько одухотворяла образ, что всякий раз её игра становилась событием. Ей посвящали стихи Габдулла Тукай и Фатих Амирхан. 

Горшанда — Су анасы
Слобода раскинулась вдоль озера Кабан, у которого тоже есть свой женский дух. Это Су анасы — Водяная, о которой существует немало городских преданий. Самое величественное, пожалуй, восходит к русской летописной «Степенной книге» XVI столетия, повествующей о прекрасной, но несчастной принцессе Горшанде из Казанского ханского рода Улу‑Мухамеда. Принцесса обладала даром ясновидения, но её предсказания поднимали на смех, и тогда в полном отчаянии она бросилась в тихие тёмные воды озера Кабан, обратившись в его дух. Много-много столетий спустя, даже в советское время, в Татарской слободе шёпотом говорили, что в ясную лунную ночь принцесса Горшанда — Су анасы — выходит на поверхность озера и сидит, расчёсывая свои длинные зелёные волосы золотым гребнем. Если его отнять, то волосы её вы­сохнут, и она исчезнет. Для жи­телей прибрежной полосы считалось обязательным закрывать окна домов ставнями в ночь полнолуния. Я сама была тому свидетелем — люди не хотели, чтобы Су анасы случайно заглянула в окно. Встреча с ней сулила несчастье. Женщине из старинного поверья посвящены и строки знаменитой сказочной ­поэмы Габдуллы Тукая «Су анасы». 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев