+7°C
USD 76,03 ₽
Реклама
Архив новостей

Оазис на заводской окраине

Здесь присутствуют симметрия, перспектива, завершение улиц, архитектурная доминанта в виде здания - башни со шпилем. На подъезде к Соцгороду хорошо видно угловое завершение жилого корпуса с лоджией на крыше. Внутриквартальный проезд оформлен ритмической чередой арок на высоте треть­его этажа, что придаёт пространству ритмическую основу. Можно много говорить о стиле архитектурного оформления фасадов. Это довоенный социалистический неоклассицизм, который дал место фигурным карнизам, пояскам и сандрикам над окнами, порталам с пилястрами, и есть ещё много чего такого, что как бы разговаривает с жителем города на своём безмолвном языке архитектуры.

Торговая улица Белинского оформлена витринами магазинов, арками проездов со стороны пяти­этаж­ных зданий. Если идти по улице от рынка вдоль витрин магазинов, мимо арок проездов, хорошо виден фасад Дворца культуры имени Ленина, пусть он и называется теперь иначе. По другой стороне улицы стоят дома пониже, построенные, как говорят, по проекту мастерской академика Жолтовского. Ровно посередине квартала расположен сквер на пригорке. Лестница, которая ведёт на главную аллею, расположена по оси центральной арки. Ко­гда‑то в центре сквера работал фонтан с чашей. С другой стороны улицы, как раз за этой аркой, расположен ещё один сквер, с памятником Серго Орджоникидзе, по имени которого и назывался этот заводской жилой комплекс и от которого остался теперь один постамент.

Этот сквер украшал уже другую улицу. Жилую улицу Лядова. Здесь хорошо видны три палисада: один большой - у школы № 36, и два маленьких, у домов № 9 и № 5. В палисаде дома № 5 ко­гда‑то стоял памятник вождю, как раз напротив входа в располагавшийся на первом этаже заводской партийный комитет. Ленин темпераментно сидел с листами бумаги из бетона и смотрел на цветочную клумбу посередине палисадника. Перспективу этой улицы завершает скульп­турный портал входа в парк «Крылья Советов». Об этом парке можно написать отдельно. В нём тоже существует чёткая классическая планировка с главным памятником, бюстами деятелей науки, техники и видными авиаторами.

Это описание я привожу только для того, чтобы мы все понимали, насколько важно, на понятном для всех языке архитектуры, говорить о том, как организована деятельность человека, о необходимости наличия гуманного пространства для жизни.

Я прожил здесь четверть века, здесь жили и живут мои друзья и одноклассники. Идём к себе в старый дом и невольно вспоминаем истории из прошлого.

Учёба, совместные походы, игры в войну, «чику» и набивка «махнушки» со свинцовым грузиком…

Школа № 36, в которой мы учились, находится в шаговой доступности. Старое здание теперь окружено пристроями, нет юннатского сада, а берёзы в палисаде выросли выше всех карнизов.

Не стоят во дворе школьная полуторка и директорский автомобиль «Москвич», прозванный школярами «Опель‑Соломоном».

Уникальный ансамбль Соцгорода испортили два новых дома, бесцеремонно втиснутые между «сталинскими» домами. Их успели воткнуть до присвоения Соцгороду статуса памятника градострои­тель­ного искусства советского периода. Но всё равно это достопримечательное место. Этого мы не замечали в бытность школьниками и студентами. Просто планировали с друзьями разные дела: с Володей Соколовым - походы, а с Димой Тюхтиным смотрели за околицей на тёмное ночное небо, выискивая первые спутники. Мы ходили друг к другу в гости, катались на маневровом паровозе вдоль промышленной зоны.

Помню, как Андрей Романенко открывал и закрывал рычагом дверцу топки, а я кидал лопатой уголь в огонь. Был с нами и Слава Козлов, перепачканный антрацитом. Иногда машинист в качестве поощрения давал потянуть ручку тяги и дёрнуть железку для гудка. Это паровозный гудок не забыть нико­гда.

Однажды меня спросил дотошный студент, как я выбирал профессию. Всё произошло само собой, без метаний. Это случилось на торцевом полу заводского цеха, где мы получали рабочую профессию по программе обу­чения в школе № 37.

Кем стать? Лётчиком или моряком? Ответ не заставил себя ждать - архитектором. Да вот только в 1965 году не было такой профессии в КИСИ. Поэтому я поступал на «промышленное и гражданское строи­тель­ство», где в расписании занятий значился предмет - «архитектура», а потом перевёлся на открывшийся факультет. Ответ мой студента не устроил, его интересовал причины. Теперь, подумав и повспоминав, я так ответил бы: может, повлиял на меня одноклассник Дегтев, который удивительно точно нарисовал птичку на листе бумаги одной линией, может быть, художник Рустем Ахмедович Кильдибеков, который учил меня рисовать в кружке. Думаю сейчас, что на выбор профессии повлиял Соцгород, его неповторимый мир архитектуры, окружавший нас во время нашего становления в молодые годы.

Бакулин Герман Алексеевич - главный архитектор проектов государственного унитарного предприятия «Татинвестгражданпроект», заслуженный архитектор России и Татарстана.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов: